Такой метод очень продуктивный, потому что каждый студент, если пишет эссе или статью считает, что его работа, несомненно, хорошая и заслуживает адекватной оценки. Однако после проведения лабораторной работы мы поняли, насколько может ошибаться студент - автор статьи или эссе, если не знает элементарных правил композиции статьи и также не знает. С какой позиции работу оценивает педагог, который в процессе проверки выступает в роли эксперта.
Педагогом была проведена лекция, где приведены примеры экспертов как российских, так и зарубежных. Мы узнали, что существует «нормативная формула экспертизы» для каждого объекта: печатного или мультимедийного, и не каждый дипломированный выпускник ею владеет. Например, в прежние годы такого предмета не было в программе базовой подготовки, только в аспирантуре. Поэтому вопрос практически новый для студентов бакалавриата.
В качестве примера были предложены фрагменты экспертизы информационных, рекламных продуктов дизайна и приложений, выдержки из новостных сообщений в Интернете. Как бывает традиционно, студентов интересует не столько мнение педагога, но очень интересует, как отзываются зарубежные специалисты.
В российских вузах все увлекаются разработкой тематики для приложений. На дипломных планшетах мы часто видим авторские предложения, при этом авторы, уверенные в своём новаторстве, доказывают, что «приложение уже работающее и получило высокую оценку заказчика».
Заказчик в любом случае будет поддерживать разработку молодого выпускника-дизайнера, но неизвестно, как оценят его пользователи.
Канал «Ъ-Lifestyle» попросил Эйке Кёнига оценить приложения российских разработчиков с точки зрения интерфейса и функционала, чтобы разобраться, какие ошибки допускать категорически нельзя, и понять, как угодить требовательному пользователю. Эйке Кёниг, дизайнер из Германии (проделал путь от дизайна пивных этикеток до собственной студии Hort), интервью с которым было проведено российским журналистом, сказал, что «сделать хорошее мобильное приложение, которое будет востребовано на рынке и не опустится в рейтинге App Store спустя месяц, — задача непростая». Его краткие резюме можно использовать в качестве советов для студентов.
Например, если в приложении слишком много вкладок - такое количество опций смущает и сбивает с толку, легко запутаться.
Большой объем информации должен быть хорошо систематизирован; тогда интерфейс будет удобным, а дизайн лаконичным и логичным.
Иконки очень часто старомодные. Или это стиль компании?
Если слишком много зеленого цвета — тот случай, когда зеленый не успокаивает глаз. При работе с фирменными цветами очень важно не переборщить.
Наиболее удачным Эйке Кёниг отметил приложение «Метро» (см. приложение внизу статьи). «Это классное приложение! Не видел, чтобы в Германии кто-то пользовался чем-то подобным. Мне нравится, что для того, чтобы проложить маршрут, можно просто коснуться названий нужных станций и ничего не печатать. Это работает даже на бегу, именно таким и должен быть функционал». Когда вы стоите в метро и думаете, как лучше поехать, вам хочется найти решение как можно быстрее. Приложение даже покажет, из какого вагона удобнее выходить для пересадки — все продумано до мелочей. Дизайн очень прост, и это правильно — приложение, решающее одну конкретную задачу, должно быть простым и понятным.
Положительную оценку также получил «Яндекс. Транспорт» ((см. приложение внизу статьи). «Не знаю, насколько популярно это приложение в России, но в Германии мы просто смотрим расписание автобусов на информационных табло на остановках. В любом случае с точностью до минуты знать, когда приедет твой автобус, — это приятное чувство». Сложность в том, что хочется сделать простое приложение, которое будет отвечать на запросы пользователя и не перегружать его дополнительными функциями, но, если пользователю чего-то не хватает и он ищет сторонние приложения для решения своей проблемы, значит, вы сделали что-то не так.
«Циан» - вот это действительно вау! Первый раз вижу что-то подобное, в Германии вряд ли есть аналоги. Пожалуй, лучшее, что есть в приложении, — это сама подача информации. Чтобы выбрать квартиру (а это всегда очень личный и непростой процесс, сопровождаемый долгими душевными терзаниями), можно просто прогуляться по городу или посмотреть, какие варианты есть рядом с домом, работой или учебой. Получается, что вы учитываете не только внешний вид квартиры и ее стоимость, но и окрестности — сразу можно прикинуть, есть ли рядом хороший магазин, парк для вечерних прогулок и кафе для встреч с друзьями. Интерфейс тоже отличный» (см. приложение внизу статьи). Мне нравится, когда работает интуитивная навигация: я могу сдвинуть страницу вправо, чтобы вернуться назад, причем возможность этого действия не обозначена никакой иконкой, да она и не нужна. Приложение понимает, чего хочет пользователь, и это самое важное».
В процессе знакомства с фрагментами оценки немецкого дизайнера стало понятно, что разработка приложения не может быть самодеятельным творчеством – уже есть региональные и международные авторитеты и правила, которые охватывают не только художественно-технологический, но и важнейший прагматико-психологический фактор, который зачастую не проходит квалификационной экспертизы, где присутствуют и возрастной, и прагматический, и психологический, и коммерческий факторы. И важное место также занимает визуальный художественный эффект - графический дизайн, так как его нормативные показатели могут или сделать приложение привлекательным, или понизить рейтинг и имя фирмы.
В процессе лабораторной работы студентам были предложены сборники опубликованных статей по итогам прошлого учебного года. В качестве показателя, как закреплена тема, приведем примеры, не называя имен авторов.
Экспертиза № 1. «Автор отмечает, что в нашем высокоразвитом технологическом обществе необходимо развивать дизайн-образование с помощью цифровых технологий и рассматривает авторский подход. В качестве привлекательного средства предлагает мультимедийное пособие.
Вывод: в представленной статье, на наш взгляд, избыток информации, которая не даёт конкретного представления о заявленном интерактивном учебном пособии. Наблюдается недостаточное количество информации, которая касается непосредственно структуры и функциональности обучающего материала».
Экспертиза № 2. «Автор рассматривает алгоритм конструирования авторской программы для лицея гуманитарных технологий, представляетрезультат эмпирического и сравнительного анализа. Данная статья, по нашему мнению, является наиболее научно полноценной из всех представленных выше. Здесь мы видим конкретные и актуальные предложения по построению учебного процесса в целом и индивидуально для каждого старшего класса художественно-эстетического лицея по предмету «Компьютерный дизайн». Выдвинуты необходимые предложения по построению учебного процесса и описаны информационно-практические блоки индивидуально для 9,10 и 11 классов».
Общий вывод экспертного заключения: «наша образовательная система нуждается в нововведениях: доработках, усовершенствованиях и даже инновационных системах обучения. Мир не стоит на месте, с каждым годом мы видим более уверенные шаги в развитии компьютерных технологий, и мы можем не только знать и слышать об этом, но и пользоваться этим. Человечество не должно отставать от своего времени».
Таким образом, в нашей статье мы рассмотрели важность педагогического нововведения, связанного с формированием новой компетенции «экспертная оценка продукции дизайна». Данная компетенция должна повысить требовательность к качеству российской продукции, выдвигаемой на внутренний и зарубежный рынок.
Вспомогательная литература
Ткалич С.К. Лекции по предмету «Основы исследовательской деятельности». Осенний семестр 2016. Художественно-графический факультет МПГУ.
Интернет-сайты по теме статьи.
Приложения
1 - Приложение «Метро»
2 - Приложение «Яндекс транспорт».
3 - приложение «Циан»
Приложение 1 - «Метро»
Приложение 2 - «Яндекс транспорт».
Приложение 3 - «Циан»