Предмет исследования – основные функции менеджмента при организации франшизы как формы бизнеса
Объект исследования - франшиза компании «SUBWAY»
Целью исследования данной работы - раскрыть основные функции менеджмента и рассмотреть их роль в системе организации ресторана по франшизе «SUBWAY».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определения менеджменту как системе управления и определить его функции;
2. Рассмотреть франчайзинг как форму бизнеса и его элементы;
3. На практическом примере реального предприятия рассмотреть
реализацию функций менеджмента по франшизе.
Первая задача решалась нами в ходе теоретического анализа понятий управления и менеджмента, в результате которого мы определили, что основу менеджмента составляет управление деятельностью и людьми в условиях рыночной экономики.
Понятие «менеджмент» возникло в начале 20 века в американской среде бизнеса. Еще в 30-е годы прошлого столетия там была ясно осознана его значимость, деятельность превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу.
Рассмотрим несколько определений менеджмента:
1.Менеджмент- это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.[1]
2.Менеджмент – эффективное и производительное достижение поставленных целей компанией при помощи основных управленческих функций.[2]
Из представленных определений можно заметить, что термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом.
Процесс управления - это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей Эти действия важны для успеха организации н называются функциями менеджмента. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций.
Функции менеджмента предприятия, объединения вытекают из содержания производственного процесса, определяются объектом и составом задач. Они определяют специфику управленческого труда, тесно связаны с другими категориями науки управления: структурой, методами, техникой, кадрами управления, информации и управленческими решениями.
В настоящее время определяют следующие виды функций менеджмента: контроль, планирование, руководство, мотивация, координирование, регулирование и организация. Каждая из этих функций для организации жизненно важная. [3]
В ходе теоретического анализа литературы мы объяснили, что же представляет собой франчайзинг и его структура.
В Гражданском кодексе РФ (глава 54) не определен термин "франчайзинг". Франчайзинговые отношения в России регулируются Договорами коммерческой концессии и иногда (дополнительно) лицензионными соглашениями.
Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки.
Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.
Во второй части исследовательской работы мы рассмотрели функции менеджмента по отношению к франшизе ООО «SUBWAY», которая является ярким примером франчайзора в нашей стране и сделали следующие выводы:
1. Функция планирования представляет собой набор действий и решений, предпринятых франчайзи, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь успешно открыть ресторан. О том, что данная функция имеет место в компании, можно судить по следующим примерам.
2. Функция организации реализуется путем деления организации на подразделения и делегирования полномочий. В компании «SUBWAY» данные условия осуществляются следующим образом.
3. Функция контроля проявляется в установке стандартов, изменении фактически достигнутых результатов и проведении корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
4.Функция мотивации проявляется в побуждении себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. В компании «SUBWAY» для мотивации работников ресторана используют различные программы. Примером могут служить бесплатные обеды, соревнования между кассирами, проведение корпоративных вечеринок.
Список литературы:
1 Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник / В.Р. Веснин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: 2006. 504 с.
2.Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия / В.А. Дятлов, В.В. Травин. М.: Дело, 2000. С. 272.
3.Рульев В.А. Менеджмент: Учебник / В.А. Рульев, С.О. Гуткевич. К.: ЦУЛ, 2011. 312 с.
4. Subway (сеть ресторанов). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Subway
5. SUBWAY. Россия. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://subway.ru/