Усиление конкуренции в области культуры и сокращение финансирования из-за дефицита бюджета определяют целесообразность использования новых и инновационных подходов к управлению организациями в сфере культуры, одним из которых является маркетинговый подход.
Как показывает опыт стран с развитой социальной сферой, важность маркетинга в деятельности организаций, оказывающих услуги в области культуры, неуклонно растет из-за нескольких причин: расширение объема оказываемых услуг в области культуры; широкое разнообразие услуг в сфере культуры; сложность задач, решаемых в области культуры; интенсификация информационных потоков между государственными и негосударственными поставщиками, с одной стороны, и потребителями этих услуг; усложнение форм потребностей клиентов и рост их требований к организациям культуры.
Следует отметить, что в России роль маркетинга и маркетинговой концепции недооценен, и они не получили столь широкого распространения из-за наиболее типичного стиля управления организациями в сфере культуры, а именно принятие управленческих решений на основе субъективных суждений и интуиции менеджеров. Эта тенденция усиливает преобладающее направление субъектов управления на краткосрочный успех, но не способствует развитию долгосрочных стратегий, поддерживающих устойчивую позицию на рынке социально-культурных услуг. На практике, во многих организациях сферы культуры руководство сосредоточено лишь на решении оперативных вопросов без изучения и учета потребностей населения в социально-культурных мероприятиях. Предлагаемые услуги в области культуры часто плохо учитывают особенности местных сообществ и, в результате, часто остаются невостребованными.
Переход к маркетинговой стратегии означает переориентацию всей деятельности организации на функциональности конкретного покупателя или пользователя услуг, т.е. управление маркетинга представляет собой определенный способ мышления в управлении учреждениями в сфере культуры, главной особенностью из которых является ориентация на потребности рынка.
Применение маркетинга в сфере культуры предполагает ряд условий, исполнение которых делает возможным полное использование концепции маркетинга и маркетинговых технологий в сфере культуры, а именно: знание рынка потребителей социально-культурных услуг; знание социальных сил попечителей (государственных и муниципальных органов, движений, спонсоров, меценатов), которые заинтересованы в предоставлении услуг потребителям; знание мотивации попечителей, то есть, их собственные интересы, побуждающие их на то, чтобы обеспечить соответствующую поддержку. Для организаций, работающих в сфере культуры, использование маркетингового подхода означает разработку, внедрение и оценку инновационных технологий социально-культурной и культурно-образовательной деятельности посредством изучения требований потенциальных клиентов в этой области и на территории, охваченной организацией.
Реализация маркетингового подхода в деятельности организаций в сфере культуры влечет за собой определенную маркетинговую стратегию, принимающую на себя функции оптимизации производительности организаций. Это обеспечивает согласование интересов между учреждениями культуры и частью населения, которая ими обслуживается. Следует отметить, что эволюция концепции маркетинга также характеризуется распространением на социальную сферу, появлением социального маркетинга, маркетинга некоммерческих организаций и т.д., охватывающая деятельность, не связанную с прибылью. Активное внедрение маркетинговых подходов позволяет наиболее эффективно решать задачи не только в организациях, основной целью которых является получение прибыли, но и организаций, связанных с социально-культурной сферой, предназначенных для удовлетворения социально-культурных потребностей общества.
Среди задач, которые могут быть решены за счет использования маркетинговых технологий в социально-культурной сфере можно разделить на три основные группы:
повышение надежности продукции и услуг в области культуры, предоставляемые потребителям;
повышение конкурентоспособности организаций в сфере культуры, основанной на систематическом осуществлении маркетинговых планов;
безопасность обслуживания потребителей, что подразумевает не только физическую безопасность на удовлетворение спроса на услуги, но и безопасность экономическую, социальную, экологическую и т.д.
Следует отметить, что одной из главных задач, стоящих перед сферой культуры, в настоящее время является оценка потребности населения в различных видах социокультурных услугах. На основе их рассмотрения ожидается расширение ассортимента и объема оказываемых услуг в сфере культуры.
Список литературы:
Платонова Ю. Ю. Особенности маркетинга в сфере культуры / Ю. Ю. Платонова // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 142-145.
Шекова Е. Л. Управление учреждениями культуры в современных условиях: Учебное пособие. / Е. Л. Шекова – СПб.; Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2014. – 416 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).