ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Художественное образование – это развитие эстетического, нравственного и духовного жизненного ориентира каждого человека, начиная с детского возраста.Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета [1, с.1].

Главной задачей художественного образования является обучение детей устному объяснению своего отношения к искусству. Педагог должен научить ребенка мыслить и выражать свое мнение на основе анализа общего характера художественного материала, особенностей выразительных средств.

Одной из востребованных дисциплин художественного образования является изобразительное искусство, посредством которого ребенок может выразить оригинальность своего индивидуального подхода, раскрыть формирующиеся особенности внутреннего мира.

Знания сегодня становятся структурированным продуктом, способным стимулировать воображение и творческий подход, как у преподавателей, так и у учеников [4, с.22].

Эстетическое воспитание, которое получает ребенок во время обучения, позволяет выработать в нем способность воспринимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве, принимать активное участие в творчестве.

В современном мире, с самого младшего возраста, дети привыкли использовать гаджеты, которые негативно влияют на развитие. Педагоги изобразительного искусства часто отмечают, что дети, ежедневно занятые гаджетом, не могут использовать кисточки, карандаши, фломастеры в работе по своему назначению, потому что них не развита аккуратность, усидчивость, терпение и желание делать что-либо своими руками.

Современным детям очень сложно усваивать получаемую информацию из-за ее информационного переизбытка, заинтересовать их становится все сложнее. Каждый педагог знает, что необходимо использовать общегрупповые подходы и также индивидуальный подход к каждому ребенку. Подход - означает находить ключик к доверию ребенка. Только доверяя педагогу, он станет говорить вслух свои мысли о том творчестве, которое созидается за рабочим столом [6,с.47].

Какими же способами найти индивидуальный подход обучения к ребенку? В педагогике существуют различные методы:

  • словесный метод обучения - рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебная дискуссия;

  • наглядный метод обучения - демонстрация наглядного материала, иллюстрации, видеоматериал, работа с книгой;

  • практический метод обучения – упражнения, самостоятельное проведение эксперимента (смешивание красок), игровой метод.

Освоение творчества – это освоение навыка особого вида коммуникации, когда нет слов, но есть язык визуальной передачи смыслов и даже своего рода «посланий» ребенка взрослым в виде информации о себе. Эти послания каждый педагог должен увидеть, услышать, поддержать.

В процессе выполнения заданий по изобразительной деятельности дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни, приучаются правильно воспринимать окружающие предметы и явления, знакомятся с различными формами и положением предмета в пространстве [6, с.63].

Дети овладевают практическими навыками пользования карандашом, кистью, красками; у них развивается наблюдательность, воображение, инициатива. А педагоги побуждают интерес к практической деятельности, способствуют умственному развитию, воспитанию нравственных качеств, обогащению эстетических чувств.

Воспитывая интерес к рисованию, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его работу. Реальным результатом занятий являются работы, отражающие индивидуальность каждого ребенка. Такой подход активно разрабатывается в системе образования (Я. Корчак; Я.И. Ковальчук; Л.В. Компанцева). Он позволяет овладеть комплексным знанием и служит формированию системно-целостного взгляда на мир.

Особенности занятий по изобразительному искусству влияют и на методику осуществления индивидуального подхода к детям, начиная с момента подготовки к занятию. Основной задачей педагога является помощь в обучении учащегося, в раскрытии и совершенствовании его способностей [3, с.39].

Каждый план занятия, составляемый педагогом, должен иметь цель, которую должен освоить ребенок за определенное количество времени. Таким образом, работа по изобразительному искусству способствует приобретению детьми определенного жизненного опыта [6, с. 22], обогащению впечатлениями, пониманию явлений природы.

В системе обучения, на каждом уроке должна быть «идея», которая заинтересует ученика и повысит его продуктивность:

  • Изучение новой темы посредством теоретического исследования

  • Освоение научного творчества

  • Применение практического творчества

  • Художественное творчество ребенка

В художественном образовании существуют критерии оценивания знаний по 5-ти бальной шкале, как и в общеобразовательном учреждении. Но так как речь идет об оценке работы учащегося дошкольного возраста, главным критерием является вопрос: «Понимает ли ребенок свою работу?».

Все темы, преподаваемые педагогом ребенку, должны соответствовать, определенному порядку и разделены на подтемы, к примеру:

  • Времена года:весна, лето, осень, зима

  • Животные: домашние животные (корова, коза, кошка, собака и т.п.),

  • Дикие животные (тигр, волк, кабан и т.п.)

  • Орнитофауна: летающие птицы, перелетные птицы, нелетающие птицы.

Во время занятия с помощью педагога ребенок должен обучаться видеть ошибки в своих работах. После каждого занятия можно устраивать выставку рисунков и посредством вопросов педагога («Как ты думаешь, доедет ли твоя машина до места назначения?»; «Ровно ли на твоем рисунке изображен поезд?») дети смогли бы правильно установить, кто справился с работой, а кто нет, и в чём состоит ошибка.

В зависимости от возраста ребенка темы занятий усложняются. Например, подростку можно уже предъявлять довольно высокие требования. Но как в данном случае объяснить такое несоответствие: более сложные изображения выполнены лучше, а простое изображение хуже и небрежнее? Вполне возможно, что ребенку не хватило времени, значит, занятие необходимо продлевать. Нужна особая чуткость педагога, чтобы и не затянуть занятие, и дать возможность детям осуществить свой творческий замысел.

Учитывая возрастные возможности детей, на занятиях можно использовать игровые приемы. Они активируют внимание, эмоции детей, начинают формировать у детей необходимые учебные навыки и уверенность в своих возможностях [2, с. 12].

Вывод. Занятия по изобразительному искусству предоставляют широкие возможности для изучения этапов формирования мотивации у детей к рисованию предметов, людей, животных. Педагог в этом процессе должен проявить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Литература

  1. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» / учебное пособие. М.: РИП-ХОЛДИНГ. 2016

  2. Бенилова С.Ю. «Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию. Учебное пособие для педагогов, дефектологов, психологов и детских врачей.» -М.: издательство В. Секачев, 2014.

  3. Гаврушева А.А. Основы эстетического воспитания // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум РАЕ-2016». http://www.scienceforum.ru/2016/2150/20810.

  4. Гляделова Н.С. «Уроки рисования для дошкольников, пособие для педагогов»/ - М.: Изд., «Просвещение», 2016.

  5. Ковальчук Я.И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка». / 2-е издание., доп.- М.: Просвещение, 2015.

Научный форум» РАЕ - 2016. http://www.scienceforum.ru/2016/1432/1799

Просмотров работы: 305