ШЕДЕВРЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ. НОВГОРОДСКАЯ, ПСКОВСКАЯ, МОСКОВСКАЯ ШКОЛЫ ИКОНОПИСИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ШЕДЕВРЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ. НОВГОРОДСКАЯ, ПСКОВСКАЯ, МОСКОВСКАЯ ШКОЛЫ ИКОНОПИСИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Выражаю благодарность моим педагогам по иконописи:

1 – Борисова Наталья Леонидовна (Строгановская Академия, Москва),

2 – Голубкова Анна Андреевна (иконописная школа «София», Москва),

3 – Котовский Дмитрий Владимирович (иконописная школа «София», Москва).

Шедевры культурного наследия России. Новгородская, Псковская, Московская школы иконописи

Аннотация. В обзорной статье рассмотрены шедевры иконописных школ России.В центре нашего внимания - иконописные школы России: псковская, новгородская, московская. Уточнены особенности появления и развития школ, технологический процесс иконописи.

Источником сведений для обзора мы выбрали работы специалистов, ученых-искусствоведов (А.А.Голубкова, А.Витхамар, Г.И.Вздронов, Е.Б.Ильинская, М.В.Алпатов, И.С. Родникова), которые показали нам глубину иконописи и познакомили с гениальными художниками, которые создали шедевры культурного наследия России.

Ключевые слова. Иконописные школы России, цветовой канон, композиция, персоналии художников-иконописцев.

Masterpieces of Russian icon painting schools - Novgorod, Pskov, Moscow

Abstract. This essay was chosen topic Masterpieces of Russian icon painting school, where the technology was conducted analysis of iconography, icon-painting schools of Russia (Pskov, Moscow, Novgorod), and were also the consideration of Masterpieces of iconography each school. It is important to add that it is impossible to describe what a person feels when he is close to iconography. For each, icons - is something special. For some it's earnings in our modern world, for others it is a way to express to someone is the kind of creativity and art. The object of our study, we chose art education, namely: we have chosen to review article Pskov, Novgorod and Moscow schools which consider the subject of "icons". The object of our study, we chose art education, namely: we have chosen to review article Pskov, Novgorod and Moscow schools which consider the subject of "icons". This painting, drawing, composition, icon painting, arts and crafts.

In my opinion, for the modern high school student needs to know much more about the masterpieces of icon painting than just "to have an idea about it."

Actual consider Iconography. Iconography, the spiritual part of man, never-ending process of self-development, in which there are no limits. In this area you can constantly learn themselves, and art, to develop, to move forward in this direction.

The technology is complex iconography and original; the sequence of writing icons developed in ancient times, can not be changed and the tradition of painters passed from generation to generation. The icon painter should be afraid to break the most important thing: the traditional image of the icon. In my opinion in the iconography is very important to adhere to certain canons, to know the history of iconography, the names of the icons, icon painting masterpieces masters, and it is important to know the anatomy of plastic and does not come up, not what his.

It appeared many centuries ago. Iconography is diverse and has a lot of schools: Moscow, Pskov, Byzantine, Novgorod, Sofia, etc. ...... There are various techniques of writing icons. It must be remembered that each icon has its own special flavor holistic. No reproduction or photograph can not pass it. To experience the beauty of the color icons solutions have to see it yourself "live" or in the temple museum.

Объектом для нашего исследования мы выбрали художественное образование и поставили перед собой задачу: рассмотреть особенности традиционного канона псковской, новгородской и московской школы «иконописи».

Назовем шедевры культурного наследия России: школы иконописи: новгородская, псковская, московская, сибирская, невьянская, строгановская……… Художественное образование в направлении «иконопись» интегрирует несколько взаимосвязанных между собой предметов: живопись, рисунок, композиция, колористика, школы иконописи, декоративно прикладное искусство.

На мой взгляд, для современного студента вуза необходимо знать гораздо больше о шедеврах иконописи, чем просто «иметь о ней представление».

Иконопись - это богословие в красках, понятное и близкое для православного человека XV века. Для современного зрителя язык иконы не так ясен. Вместе с этим икона доступна нам как произведение искусства.

Рассмотрим основные этапы работы иконописца над иконой. Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев. Первый слой — щит из деревянной доски — является ее основой. Второй слой — грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой — живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы). Следовательно, работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее олифой [4].

Композиция – это сильная сторона древнерусских икон. Формы иконописи неизменно имеют свой внутренний смысл. В иконописи выработалось особое понимание рисунка, композиции, пространства, цвета и света. Рисунок в иконах имел задачей передать очертания предмета так, чтобы можно было его узнать. Древнерусские мастера владели этим искусством, в большинстве икон мы с одного взгляда узнаем людей, животных, деревья, здания.

В иконе самое главное - это лик святого, лики неподвижны и статичны. Но эта неподвижность таит в себе огромный внутренний динамизм. Необходимо коснуться и такой характерной детали иконографии как нимбы. Нимбы, как символ святости, Божественный свет. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого.

Можно проследить, как изображают одежды на канонических иконах: вместо мягких и плавных линий складок ткани – жесткие, графичные изломы, которые по-особому контрастируют с мягкой живописью ликов. Но линии складок не хаотичны, они подчинены общему композиционному ритму иконы. В таком подходе к изображению прослеживается идея освящения и человека, и физических предметов, окружающих его. Язык иконы лаконичен. Ненужных деталей в иконе не должно существовать.

Цвет в иконе условен. Древние иконописцы употребляли сравнительно малое количество цветов. Взаимодействие красок, как и сам рисунок, воспринимается в иконе синтетично как единый сплав. В иконе мы имеем дело не с локальным цветом, а с гаммами, комбинацией цветов [4].

Русские города - центры иконописных школ. Каждый город развивался на месте первой деревянной, а затем и глинобитной или кирпично-каменной крепости, обнесенной защитным валом и рвом, жил своим патриархальным укладом, который был связан с местными особенностями «сложности передвижения» по лесным дорогам.

Большое внимание князей и купеческого сословия уделялось оформлению православных храмов, у художников-иконописцев всегда была работа. Поэтому крупные иконописные школы возникли только в масштабных городских центрах – Новгороде, Пскове и Москве.

Новгородская школа иконописи. Великий Новгород – общепризнанный очаг древнерусской культуры в XIV-XV веках. Стремительно богатеющее новгородское купечество занималось строительством многочисленных церквей и храмов. Новгородская иконописная школа известна, как образец самобытности и уникальности.

Художники новгородской иконописной школы старались делать композиции своих произведений симметричными – это придавало им ощущение законченности. Композиция иконы была ярусной. Фигуры, элементы пейзажа и архитектуры изображались в несколько ярусов, друг над другом.

Фоновые и крупные элементы икон новгородской школы окрашены мягкими и неброскими красками, а мелкие элементы наоборот – выполнены в сочных и ярких тонах. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Мастера Новгородской школы часто изображали фигуры, горки, деревья симметрично. Эта симметричность разбивалась различными деталями.

Очень красивы в новгородском письме горки. Они писались крупными объемами с ярко выраженными площадками. У подножья горки, как правило, изображалась так называемая пещера, т.е. темное углубление. По горке писались причудливые травы и другая растительность. Вода в новгородской иконописи раскрывалась синим цветом, по которому шла роспись светлыми волнообразным линиями. Отдельные элементы композиции - окна, двери, занавески, колонки - покрывались плотным слоем: сочными тонами киновари, кармин зелени, умбры.

Палатное письмо в новгородской живописи занимает очень большое место. Палаты всегда просты, гармоничны в пропорциях, формы и силуэты их красивы и разнообразны. Палатная обстановка: столы, сиденья, подножья, подставки, перекидные занавеси и орнаментальное украшение. Они имеют нежные, мягкие силуэты, основные тона их не многокрасочны.

Есть свои особенности и в изображении животных. Например, лошади выполняются и в светлых и в темных силуэтах. Особо типичны для новгородской живописи киноварные украшения на белых и черных лошадях.

Фигуры человека в новгородской живописи несколько удлиненных пропорций, что придает им строгую стройность и величие. В изображениях человека характерны строгий графический рисунок рук, ног и тела. Тона фигур мягкие, звучные, но удивительно глубокие. Роскрышь фигур прозрачна, контуры и роспись складок темные, но мягкие. Тени легкие, несколько темнее роскрыши.

Золото в новгородской живописи применялось сравнительно мало, иконы в новгородском стиле писались в большинстве случаев на светло-желтых фонах. На одеждах фигур наносился пробел, а на некоторых делался орнамент.

Стоит отметить, что с 1378 года в Новгороде работал выдающийся византийский мастер Феофан Грек, в основном известный по фресковой росписи храмов, но оставивший также след в иконописной традиции новгородской школы.

Псковская школа иконописи. Псков, будучи форпостом российских земель на западных границах, к XIV веку стал процветающим торговым и культурным центром. Он получил независимость и право иметь свое собственное вече, решения которого не должны были согласовываться с Новгородом. Середина XIV века - время обретения политической самостоятельности Пскова, время зарождения самостоятельной культуры, местных особенностей иконописи. Также, как и в новгородских землях, в Пскове большое внимание уделялось храмовому строительству, Так выделилась псковская архитектурная и иконописная школы.

Псковская иконопись по-своему уникальна. Позаимствовав многие традиции у новгородских мастеров, псковские иконописцы выработали свой собственный стиль. Псковская иконопись имеет ярко выраженное художественное построение, композиция очень часто ассиметрична и малоустойчива, рисунок неточный, но по-своему всегда очень выразительный, колорит очень густой. Фон чаще всего желтый, реже – зеленый, отделка одежды делается тончайшими золотыми линиями.

Драматизм усиливается тем, что применяется особая трактовка коричневой «карнации» (цвет лица и рук), она выполнена в тёмно-коричневых тонах, где видны резкие блики – высветления. Манера письма широкая, энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов. Для всех псковских икон характерна неточность рисунка. Рисунок словно размыт.

Колорит всех икон выдержан в густой плотной псковской гамме. Характерными признаками псковских икон являются ярко выраженная контрастность цветов, тяжеловесность изображений и темнота красок. Святых изображали как правило на золотом или темно-желто фоне. Основным цветом на иконах является темно-вишневый в комбинации с темно-синим и темно-зеленым.

Московская школа появилась как самостоятельное художественное явление позже, чем новгородская и псковская. Первое упоминание о Москве в 1147 году. Именно иконы московской школы принято считать вершиной древнерусского искусства. Особенности московской школы: классический рисунок, единства цвета нет, но это более сдержанная гамма, чем в Новгороде и Пскове, нет драматической экспрессии, одухотворенность ликов. В Московской школе был великолепно разработан оригинальный стиль изображения одежд человеческих фигур.

На московскую школу иконописи большое влияние имела Византия, Болгария и Сербия.

Феофан Грек имел свою мастерскую и учеников, великий мастер оказал большое влияние на уровень московской иконописи. Одна из главных и самых монументальных работ Феофана Грека в Москве – иконостас Благовещенского собора Московского кремля.

Традиции иконописи мастерской Феофана Грека получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций. Московская школа отличается мягкостью письма и тонкой гармонией красок.

В середине и второй половине XV века художественные направления в московской живописи складывались под влиянием творчества Андрея Рублева и его школы. Художники-иконописцы больше уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: легкости фигур, плавным линиям при написании ликов, резкому сочетанию цветов (например, густые краски одежд на фоне более прозрачного пейзажа).

С появлением Андрея Рублёва начинается новая история московской иконописи. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. Вершиной мастерства Андрея Рублёва стала Святая Троица (1412 г). Работа выполнена по канонам церковного искусства художником, чье сердце было отдано служению Богу. Перед нами представлены три фигуры ангелов, восседающих за столом. Число три для православия символично и напрямую связано с единством Божием в трех лицах: Бог Отец, Сын и Дух Святой. Три ангела безмятежно и неторопливо ведут беседу. Их позы непринужденны, одежды просты и свободны [1].

Голова каждого смиренно склонена, окруженная золотистым ликом. Глаза, словно живые, они выдаются на картине, в них чувствуется блеск, одухотворенность. Лица выделяют классические тонкие черты лица, спокойная полуулыбка. Образы говорят о том, что милая беседа приятна и понятна им. В центре иконы – чаша, как символ страданий Христа. В руках у ангелов скипетры, символы власти, а в одеянии каждого присутствует лазурный цвет, цвет неба, символизирующий их причастность к Богу.

За центральной фигурой мы видим древо жизни, а левее от него – здание, символизирующее церковь. Обратите внимание на правый верхний угол. Здесь мы видим гору, как искупление падшего мира, прототип Голгофы, на которую взойдет Иисус. Икона была написана для Троице-Сергиева монастыря.

Вывод: истоком для обзора мы выбрали работы специалистов, ученых-искусствоведов (А.А.Голубкова, А.Витхамар, Г.И.Вздронов, Е.Б.Ильинская, М.В.Алпатов, И.С. Родникова), которые показали нам глубину иконописи, мы познакомились с гениальными художниками, которые работали над этими шедеврами. Мы постарались сконцентрировать внимание на особенностях художественно-графического изображения в иконописных школах, появившихся на Руси. Эти школы не потеряли своего величия и сегодня. Псковская, московская, новгородская иконопись развивается вместе с историей своей земли. На протяжении веков в иконе прослеживаются собственные традиции передачи православных сюжетов. Также эти школы имеют определенное сходство и различие с изображением икон.

Псковская школа. Мы видим, что Псковская иконопись имеет свои традиции, характер, манеру письма и отличительные особенности. Ярко выражен художественный почерк: композиция ассиметрична и малоустойчива, рисунок неточный, колорит очень густой, отделка одежды делается тончайшими золотыми линиями. Колорит икон очень контрастный и драматичный. Техника письма широкая, энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов. Характерным признаком является густая штриховка – иноколь, выполнена золотистыми красками.

Новгородская школа. Мы узнали, что характерными особенностями художественного стиля (почерка) Новгородской иконописной школы является смелость и жизнерадостность колорита, наивная статичная грубоватость и плоскость изображения. Мастера изображали фигуры, горки, деревья симметрично. Композиция иконы строилась ярусами. Характерной чертой является символическое изображение водной стихии, архитектурный образ, окна, двери, занавески, изображение деревьев. Техника письма – плавь. В письме на одеждах накладывались пробела двух характерных видов: пробел твореным золотом - инокопью и пробел краской. Иконы писались на светло-желтых фонах. Характерен строгий графический рисунок рук, ног и тела. Золото применялось сравнительно мало.

Московская школа. Характерные черты мягкость письма, тонкая гармония красок. В Московской школе разработан оригинальный стиль изображения одежд человеческих фигур. В целом для иконописной школы характерно использование ярких красок, изображение удлиненных фигур, тщательная прорисовка мельчайших складок одежды, симметричность композиции. Самой выдающейся личностью московской школы был Андрей Рублев. Ему удалось сплавить в единое целое местные традиции и все почерпнутое из произведений византийских мастеров.

Список литературы

  1. Голубкова А.А. Прориси икон. Шедевры русской иконописи из собрания Государственной Третьяковской Галереи.- М.: 2014. – 80 с.: илл.
  2. Голубкова А.А. Прориси икон. Византийские и греческие образы.- М.: 2015. – 72 с.: илл.

  3. Витхамар А. Энциклопедия русской иконы. История, сюжеты, школы, художественные особенности. - М.: ЗАО «БММ», 2011.- 264 с.:илл.

  4. Ильинская Е.Б. Секреты иконописца. Энциклопедия мастерства. Тираж 5000 экз. - М.: Иконописная мастерская Екатерины Ильинской, 2011.

  5. Вздронов Г.И. Икона – таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы: Свод русской иконописи. – М.: Гранд – Холдинг, 2007 – 208 с.:цв.ил.

  6. Алпатов М.В., Родникова И.С. О древней псковской живописи. Псковская школа иконописи. Альбом – репродукции.

  7. Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности. Курс лекций, консультации. Летний семестр 2016; зимняя сессия 2017. - Институт искусств МПГУ.

Просмотров работы: 757