ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТЕНТ «ЭТНОДИЗАЙН РОССИИ»КАК КУЛЬТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВАДЛЯ ПРОЕКТОВ ДИЗАЙНЕРОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТЕНТ «ЭТНОДИЗАЙН РОССИИ»КАК КУЛЬТУРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВАДЛЯ ПРОЕКТОВ ДИЗАЙНЕРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность научного исследованияопределена социальной значимостью, обусловленной тенденцией обращения современной постмодернистской молодежи к культурно-историческим истокам. Параллельно с межконтинентальной универсальной системой коммуникации в среде специалистов, творческой молодежи наблюдается своеобразная ностальгия по народной художественной культуре, по традиционным школам локальных ареалов, где сохранились уникальные орнаментально-художественные и графические маркеры.

Перспектива развития этнодизайна в структуре российского дизайна имеет для современного общества неоспоримое значение: вырабатываются и формируются нравственные нормы поведения и эстетические критерии оценивания, развивается чувство патриотизма и ответственности за состояние культурного наследия, воспитывается художественный вкус у студентов – будущих консультантов, педагогов, дизайнеров.

В связи с этим определена актуальность разработки образовательного информационного контента «Этнодизайн России» как важного коммуникативного и культурно-технологического базиса. Этнокультурное образование является важной составляющей для подготовки студентов гуманитарных вузов с педагогическим компонентом. В России система этнокультурного образования уже много лет определена как обязательная в школах, колледжах и в вузах. Многие города успешно реализуют программы этнокультурного обучения молодежи.

Мы выделяем креативным, коммуникативным ресурсом и проектно-экологическим инструментарием для студентов-дизайнеров высших учебных заведений художественно-графическое наследие народов многонациональной России исогласны с мнением, что масштабное «представления о культурном наследии региона, его этнохудожественных ресурсах являются важным блоком интеллектуального багажа знаний дизайнера» [5, с.4].

Тезис: дизайн, как культурно-технологический феномен созидательной деятельности, должен играть ключевую системообразующую роль при разработке алгоритмов взаимодействия традиционных культурных кодов и информационной эстетики (достоверности) графических сообщений в проектах студентов-графиков.

Идея заключается в том, чтобы создание образовательного ресурса было открытой информационной платформой для студентов-дизайнеров, выполняющих задания институтского, федерального масштаба и перманентно дополняющих информационный контент «Этнодизайн России», как важное сосредоточение коммуникативного и культурно-технологического базиса.

Объектом исследования является преемственность художественно-графического наследия в современной образовательной среде.

Предметом исследовательской и проектной работы мы выдвигаем процесс разработки нового теоретического и практического модуля профессионального знания в сфере художественного образования с применением коммуникативных маркеров этнодизайна.

Цель: разработка многоуровневого образовательного контента в цифровом формате, помогающего студентам-дизайнерам раскрыть ценностный эстетический норматив художественно-графических достижений, аккумулированных в локальных ареалах Российской Федерации.

Проблема 1: общекультурная. Сегодня существует ярко выраженная тенденция, которая формулируется как «нарушение гармоничного взаимодействия современной мировой культуры и традиционных локальных культур», что проявляется в различных сферах. Не озвучены, следовательно, не разработаны, принципы проектно-экологической культуры этно-дизайна.

Уточним, что сегодня доминирует академическое искусство и постмодернистские арт-проекты, фольклорные проекты. Выпущен из поля зрения этнодизайн, который опирается на художественно-графические маркеры традиционных культур.

Проблема 2: образовательная этнокультурная. Изучение народной художественной культуры поверхностно. Дизайнерам не хватает ни знаний, ни механизмов доступа к этим уникальным знаниям о локальных ареалах традиционных культур России.

Теоретическая значимостьрезультатов нашего исследования представлена следующими позициями:

  1. формируется новое представление о достижениях коренных жителей российских ареалов, где жизнеобеспечение и циклы деятельности связаны с природным ландшафтом;

  2. появление информационного контента с локальными маркерами художественных и графических достижений, инициирующий появление новых квалификационных знаний;

  3. формируется нравственный и эстетический критерий оценки поведенческих поступков, направленных на ответственное отношение к обережению артефактов традиционных культур, совокупно создающих рейтинговый бренд России.

Практическая значимость отражается на повышении качества образовательного сервиса и проектно-экологического вектора действий. В этой связи необходимо студентам предлагать темы (тезисы) для рефератов и семинаров:

тема 1: культурно-языковая технология дизайна включает в себя интернациональный и локально-национальный компоненты знаний;

тема 2: российский дизайн нуждается в идентификации, он должен иметь свое лицо, определяемое корневыми истоками культуры и художественно-графическими достижениями народов России.Так как Россия является многонациональной страной, ее развитие обусловлено разнообразием национальных культурных достижений.

тема 3: этнодизайн, опираясь на информационно-технологический базис, должен получить в российском образовании на уровне колледжей и вузов, магистратуры и аспирантуры самостоятельный статус. Этнодизайн должен иметь свой систематизированный, информационный контент, доступный для дизайнеров-графиков.

Наш подход к структурированию информационного ресурса опирается на следующие концептуальные положения:

  1. информационный ресурс о разнообразии орнаментальных кодов России, важный для проектных работ дизайнеров, является открытой системой, которая может ежегодно дополняться результатами самостоятельных исследований студентов - бакалавров и магистров;

  2. информационный ресурс о разнообразии коммуникативных возможностей этнодизайна должен быть достоверным и авторским, отражать прозрачность маршрута исследования; он открывает новые возможности для проектных экспериментов студентов на основе локальных особенностей российского этнодизайна.

Оригинальность исследования в том, что в перспективе будет разработан механизм создания художественно-графической карты России, как результат триадичной интеграции традиционных школ мастерства, основополагающего в дизайне метода комбинаторики и маркеров традиционных школ локальных ареалов России.

Вывод. Развитие этнодизайна в структуре мирового дизайна и изучение художественно-графического наследия России имеет для общества огромное значение: вырабатываются и формируются нравственные и эстетические взгляды, развивается чувство патриотизма и приверженности к родной культуре, воспитывается художественный вкус у студентов – будущих специалистов, педагогов, дизайнеров.

Этнодизайн должен иметь свой систематизированный контент, доступный для студентов высших художественных учебных заведений. Мы убеждены в актуальности разработки теоретического и практического цифрового информационного образовательного модуля о разнообразии орнаментальных кодов России, который может явиться важным культурно-технологическим базисом для проектных работ дизайнеров.

Список литературы:

  1. Красавкина Е.Н. К вопросу о разработке информационного ресурса в системе художественного образования с применением коммуникативных маркеров этнодизайна. Научная статья. // Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). «Современные тенденции развития науки и технологий». Сборник по материалам XVI Международной научно-практической конференции. – № 7-6. – Белгород, 30 июля 2016. – С.63- 67.

  2. Красавкина Е.Н. Преемственность художественно-графического наследия в современных проектах студентов-дизайнеров на основе информационного образовательного контента «Этнодизайн России». Научная статья. // Российско-китайский журнал «Содружество». — № 4 (4), часть 1. – г. Новосибирск, август, 2016. – С. 47- 51.

  3. Кухта М.С. Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур. // «Вестник Тувинского государственного университета». — Томск. 2015. – С. 161-164.

  4. Полынская И.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного общеобразовательного пространства России // Фундаментальные исследования. – № 6/1. – 2012. – С. 48-52.

  5. Ткалич С.К. Перспективные исследования на основе взаимодействия между базисом народной художественной культуры и возможностями научного дизайна. Рекомендации для 1-го Конгресса. //1-ый Международный Конгресс «НХК в культуре и образовании». // Сборник (PDF). Институт культуры. – М.: МГПУ. 25.03. 2015.

  6. Фазылзянова Г.И., Ткалич С.К., Файзрахманова Г.К. Российский дизайн: этнохудожественный и графический контент. Коллективная монография. Дизайн обложки: Красавкина Е.Н. – Казань РФ, Издательство КазГУ. 2015.

Просмотров работы: 322