СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ МУЗЕЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ МУЗЕЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Нагиева Н.З. 1
1Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное информационное общество предъявляет к музею особые требования. Традиционные способы представления учреждения культуры в полиграфических изданиях и СМИ ограничивают охват аудитории и способы предоставления информации. Музейные сотрудники вынуждены осваивать новое цифровое пространство социальных сетей.

За последние годы, превратившись в полноценный информационный канал, социальные сети стали неотъемлемой частью жизни большинства активного населения

В настоящее время на социальные медиа приходится большая часть трафика в сети, а также наибольшее количество активных пользователей. Исследования аудитории Интернета показывают, что соцсети посещают до 90% от общего числа пользователей Всемирной паутины, при этом подавляющее большинство использует для работы или развлечений не одну, а сразу несколько социальных сетей.

По данным TNS Web-Index на 2016 год, ежемесячная посещаемость самых популярных среди жителей России социальных медиа составляет: Вконтакте - 45416 т.ч. , YouTube – 42620 т.ч., Одноклассники – 30282 т.ч. , Facebook – 20311 т.ч. , Instagram 13251 т.ч. , LiveJournal – 12239 т.ч., Твиттер – 10081 т.ч. [1]

В связи с такой массовостью использования соцсети являются одним из значимых интернет-ресурсов для достижения целей культурной политики РФ.

Так, экспорт культурной информации в соцсети признан одним из путей решения задачи создания единого информационного пространства в сфере культуры, предлагаемых Министерством культуры РФ . Среди преимуществ соцсетей специалисты Минкультуры России называют огромный охват соцсетями населения; сегментацию аудитории по интересам, что значительно упрощает контакт с пользователями; эффективное взаимодействие с посетителями соцсетей. [2]

Российские музеи представлены в социальных сетях уже более 8 лет. Первопроходцами стали сотрудники Третьяковской галереи, Кунсткамеры, Государственного исторического музея, Русского музея, Государственного музея истории религии, создавшие официальные страницы ВКонтакте и Твиттере в 2008-2010 годах.

В 2017 году можно говорить о том, что десятки российских музеев, не только крупных, но и региональных, ежедневно делают сотни публикаций в различных социальных сетях. Практически на всех официальных сайтах музеев уже есть значки переходов на “Facebook”, “Вконтакте”и другие подобные ресурсы.

Безусловными лидерами по работе с социальными сетями в России являются Музей современного искусства «Эрарта», ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), Государственный исторический музей.

Нет точных сведений о том, сколько именно российских музеев используют социальные сети. Большинство представлены в ВКонтакте, Одноклассниках, Фейсбуке, Инстаграме, 200 музеев можно насчитать в Твиттере. Меньшей популярностью пользуется Pinterest, Мой мир, Snapchat, LiveJournal, Tumblr, YouTube. [3]

Для продвижения своих групп многие учреждения культуры присоединяются к проектам, которые в настоящий момент реализуют российские музеи. Например, на данный момент актуальны проекты в Твиттере, такие как «Музейный марафон» и «Музейная гостиная», курируемые Государственным историческим музеем; совместный проект российских музеев «Музейный флешмоб», обычно приуроченный к знаменательной дате. Российские музеи активно поддерживают международные Твиттер-акции: CultureThemes, Ask a curator, MuseumWeek.

Социальные сети стали площадкой для коммуникации между музеем и посетителями. С появлением тематических музейных сообществ в социальных сетях у потенциальных посетителей появилась возможность лучше ориентироваться в мире музейной информации. Вступая в сообщество, пользователи фактически остаются на постоянной связи. Музеи же, желающие продвигать свои коллекции и услуги в социальных сетях, должны научиться разговаривать на языке, понятном пользователям, в этом случае они могут рассчитывать на увеличение посещаемости и узнаваемость своего бренда.

Конечно, нельзя утверждать, что каждый из пользователей, узнав из соцсетей об учреждении, сразу же станет участником или зрителем и принесет экономическую выгоду. Однако тот факт, что это, определенно, повысит информированность аудитории о самом музее и его мероприятиях, оправдывает этот формат продвижения.

Развитие социальных сетей послужило разработке специального инструментария, представляющего собой комплекс мероприятий по продвижению в социальных сетях - Social Media Marketing (SMM). Это средство используется для мак­симально эффективного выстраивания взаимодействия с пользователями.

Особенно­стью поведения людей в социальных сетях является то, что они гораздо легче, нежели на других площадках, делятся информацией о себе, о своих личных и профессиональных интере­сах. Это помогает специалистам по SMM выбирать необходимую стратегию работы с аудиторией, разрабатывать таргетированные рекламные кампании.

Благодаря своим многочисленным преимуществам социальные сети позволяют получить больший охват потенциальной аудитории, чем официальные сайты учреждений. По сути, задача официального сайта музея – сформировать качественный контент. Основная активность посетителей развивается и всячески поддерживается в социальных сетях. Кроме того, они являются самым быстрым источником информирования о событиях и мероприятиях музея.

Приход в социальные сети должен быть осмысленным, спланированным, с четко поставленными задачами. Только в этом случае продвижение даст ощутимый эффект. Интуитивный подход в SMM не работает и, как правило, приводит к разочаровывающим результатам.

Для оптимизации работы сотрудников (чаще всего это специалисты по связям с общественностью), занятых администрированием аккаунтов музея в социальных сетях, рекомендуется разработать документ – стратегию, который поможет грамотно организовать время, расходование ресурсов и наладит схему взаимодействия в коллективе. В идеале, стратегия должна быть напрямую связана со стратегией продвижения музея в Интернете, концепцией развития музея, его уставом и прочими основополагающими документами.

При разработке стратегии следует прописать следующие пункты:

  1. Цель

Главная смысловая часть документа, в которой описывается основная цель использования музеем социальных сетей. Постановка цели определит круг задач, которые необходимо решить, а также форматы и методы работы.

Цели у музея могут быть разные: продвижение бренда музея; привлечение внимания к выставкам и событиям в музее; увеличение посещаемости музея; сбор статистики для анализа аудитории и будущей проектной деятельности и др.

  1. Задачи

Необходимо последовательно перечислить те действия, которые приведут к достижению заявленной цели.

Например, для цели «увеличение посещаемости музея» необходимо создать положительный образ музея, последовательно рассказывать о мероприятиях музея для разных категорий посетителей, проводить розыгрыши билетов, рекламировать сувенирную продукцию и т. д. [4]

  1. Целевая аудитория

На этом этапе необходимо определить портрет целевой аудитории: речь идет не только о географии и социально-демографических параметрах, но также о стилистике общения, круге интересов. При выборе целевой аудитории, стоит провести анализ потенциальных групп пользователей, заинтересованных в участии в официальной группе.

  1. Социальные сети, которые использует музей

После определения целевой аудитории, необходимо понять на каких площадках она сосредоточена, дать краткую характеристику тех возможностей, которые предлагает та или иная социальная сеть, а также анализ того, как эти сети помогут решить поставленные задачи.

На этом этапе также важно определить не только глобальные площадки (ВКонтакте, Facebook и т.д.), но и локальные (сообщества внутри социальных сетей, блоги , форумы). В этом случае музею легко будет использовать формат «кругового продвижения». Чем больше окажется количество сетей, из которых пользователь получает информацию о музее, тем выше вероятность того, что он воспримет и запомнит информацию данного учреждения. В результате будет происходить частичный обмен аудиториями между сообществами музея.

  1. Контент-стратегия

Любой SMM-специалист подтвердит: без качественного контента инструменты продвижения бесполезны. Сотрудникам музея необходимо заранее спланировать контентную стратегию на основании интересов целевой аудитории.

Элементы контентной стратегии таковы:

• основные темы публикаций;

• частота публикаций;

• стилистика публикаций;

• время публикации.

При этом, для каждой площадки разрабатывается свой оптимальный формат материалов. Так, большинство пользователей «ВКонтакте» лучше воспринимают визуальный контент, поэтому рекомендуется, чтобы не менее 50 % всех материалов занимал фото– и видеоконтент. Оптимальный формат для Facebook – информативные посты в микроблоге, размером в 300–1000 символов. Главный акцент Твиттера – публикация привлекающих внимание объявлений со ссылками на страницы, где можно получить больше информации

Стоит также обратить внимание на новые формы подачи информации: видеорепортажи и видеоотчеты с мероприятий, фото и видео-трансляции в режиме реального времени, проведение голосований и розыгрышей.

  1. Система организации командной работы

Необходимо прописать должностные обязанности сотрудников, которые администрируют аккаунты музеев в социальных сетях, а также порядок взаимодействия между ответственными сотрудниками. Стоит заранее продумать систему получения изображений, видео, алгоритм создания, редактирования и публикации текстов, и т. д.

  1. Оценка эффективности

Для того чтобы понимать, выполняются ли поставленные перед музеем цели, требуется ли коррекция действий необходимо заранее определить систему показателей эффективности и в процессе ориентироваться именно на них. Анализ достигнутых результатов следует проводить с определенной периодичностью и на его основании корректировать кампанию.

Описанные разделы могут стать основной документа, который с течением времени может быть адаптирован и скорректирован под воздействием потребностей подписчиков и постоянно появляющихся новых трендов социальных сетей.

При реализации стратегии продвижения музея в социальных сетях могут возникнуть определенные трудности:

1) Большое количество спама в открытых группах, а также возможный взлом официальной страницы. Необходимо или ограничивать страницы для редактирования или тратить ежедневные колоссальные усилия персонала на борьбу со спамом.

2) Ежедневно возрастающий объем работы, связанный с объективными причинами – повсеместным развитием Интернета и увеличением количества пользователей.

3) Необходимость поддерживать постоянную, круглосуточную активность, которую трудно организовывать, т.к. сотрудники, работающие с социальными сетями, обычно выполняют еще и другие должностные обязанности.

4) Кадровая нехватка, необходимо выделение специально подготовленных сотрудников – менеджеров социальных сетей, обладающих знаниями в области психологии, информационных технологий, общения на разных иностранных языках.

При работе SMM в сфере культуры особенно важно понять свою целевую аудиторию. Нужно быть готовым контактировать с критически мыслящей аудиторией. Она не боится высказывать свое мнение и отстаивать его в комментариях, поэтому необходимо научиться грамотно реагировать на эти явления: не удалять критику, а вступать в диалог с подписчиками. Таким образом, при работе с аудиторией важно грамотно комбинировать законы брендинга, позиционирования и продвижения культурных организаций и проектов в социальных сетях. [5]

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что, несмотря на указанные трудности, возникающие при работе с социальными сетями, эта площадка является эффективным рекламным инструментом для музейной маркетинговой стратегии. Правильное использование всех предлагаемых социальными сетями возможностей, будет содействовать установлению с пользователями длительного доверительного контакта и убеждению активно участвовать в жизни сообщества и тем более посещать «реальные» встречи и мероприятия.

В свою очередь, стратегия работы с социальными сетями может стать полезным инструментом, который поможет эффективно использовать ресурсы для достижения поставленных целей и задач.

Список литературы:

  1. Экономика Рунета//Итоги года 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.runet-id.com/2016/presentation-research/presentations/itogy2016-booklet.pdf (дата обращения: 17.01.2017)

  2. Министерство культуры Российской Федерации//Единое информационное пространство в сфере культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2015/21_01_2015_3.pdf (дата обращения: 12.01.2017).

  3. Михайлова А.В. Российские музеи в социальных сетях изнутри и снаружи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mart-museum.ru/mart_articles/smm-in-russia/ (дата обращения: 18.01.2017)

  4. Михайлова А.В. Стратегия работы с социальными сетями/А.В.Михайлова// Справочник руководителя учреждения культуры. 2014. № 8. С.54-56

  5. Гук Д.Ю., Харитонова Т.Ю., Богомазова Т.Г. Музей в современном информационном пространстве: потенциал социальных сетей/ Гук Д.Ю., Харитонова Т.Ю., Богомазова Т.Г.// Евразийский союз ученых. 2015. № 12-5 (21). С. 17-23.

Просмотров работы: 3044