Идея духовно-нравственного воспитания не нова, с древних времен люди замечали связь между успехом, здоровьем, благополучием человека и высокими духовными ценностями, а также высоко ценили нравственность. В России принципы духовно-нравственного воспитания применялись до революции достаточно широко, а в советский период нравственное воспитание неизбежно увязывалось с марксистско-ленинским учением о коммунистической морали. Причем господствующая идеология была исключительно агрессивна Церкви, духовности и некоторым нравственным идеалам, которые веками существовали в нашем народе. Из десяти заповедей, данных Богом Моисею на Синайской горе, советская школа признавала лишь шесть последних. Да и сегодня они являются базой так называемой «светской этики».
Главный документ, регулирующий на сегодняшний день школьное образование в России - Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предоставляет широкие возможности для реализации духовно-нравственного воспитания. Более того, целью и смыслом образования в рамках Стандарта является духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося, формирование и развитие «компетентности к обновлению компетенций». В список обязательных предметных областей включены предметы, усиливающие ценностную ориентацию образовательного процесса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы религиозных культур и светской этики».
Выпускник школы по новому Стандарту должен быть готовым к саморазвитию, у него должны быть сформированы целостное мировоззрение и ответственное отношение к собственным поступкам. Стандарт направлен на воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры и традиций своего народа.
Обычно понятие «духовность» связывают с религиозным мировоззрением, что в целом верно. А слово «нравственность» довольно широко трактуется. Поэтому перед нами встал вопрос: как школьные учителя понимают сам термин «духовно-нравственное воспитание» и насколько они готовы реализовывать принципы данного воспитания в своей работе. Для ответа на этот вопрос была составлена анкета. Среди учителей разного возраста, имеющих разный стаж работы в школе, было проведено анкетирование, причем до исследования было выдвинуто предположение, что молодые педагоги готовы к реализации духовно-нравственного воспитания в школе лучше, чем опытные учителя. В опросе приняли участие 12 педагогов женского пола, среди них четверо молодых учителей (стаж работы в школе от 1 года до 6 лет), и восемь опытных педагогов, проработавших в общеобразовательной школе от 10 до 36 лет.
В итоге были получены следующие результаты. Молодые педагоги хуже изучили ФГОС общего образования. Лишь 75% опрошенных из них знают, что одним из главных направлений школьного воспитания согласно ФГОС является духовно-нравственное воспитание. При этом все опытные педагоги на этот же вопрос ответили положительно.
Чуть лучше учителя со стажем знакомы и с Концепцией духовно-нравственного воспитания (63% против 50%).
Следующий вопрос анкеты предусматривал самостоятельный развернутый ответ в виде определений понятий «духовность» и «нравственность». Также нужно было прокомментировать их взаимосвязь. И здесь уже лучше справились молодые педагоги. Они все дали ответ, в целом правильный, хотя, для них духовность и нравственность – чисто светские понятия. Молодые педагоги определяют духовность как внутренние состояние души человека, богатство мыслей, силу убеждений, преобладание нравственных и интеллектуальных аспектов жизни, а нравственность – как принципы и правила, которым должен следовать человек в обществе. Учителя однозначно заявили, что понятия эти взаимосвязаны и очень схожи. Именно духовность определяет наличие в человеке нравственности – «Нравственность – это принципы, которым должен следовать человек, а духовность развивает в нем эти принципы».
Опытные педагоги справились с заданием гораздо хуже. Лишь 50% респондентов дали ответ. Как и молодые учителя, представители старшего поколения отождествляют духовность с внутренними благими установками человека, а нравственность с этикой. Только один педагог вспомнил о вере, религиозности: «Духовность – вера в Бога, соблюдение норм православия. Нравственность – соблюдение правил поведения в обществе, поступки, совершаемые в соответствии со своей совестью. Эти понятия очень похожи и практически равнозначны». Ответы конечно не неточные, но основная суть здесь выделена верно.
На вопрос «может ли быть нравственность вне духовности?» 50 % молодых и 75% опытных педагогов ответили отрицательно. 100% молодых и 87% учителей со стажем относятся положительно к духовно-нравственному воспитанию в общеобразовательной школе. «Скорее положительно» - ответ оставшихся 13%.
Все молодые педагоги и 63% представителей старшего поколения стараются приобщать обучающихся к духовным ценностям на своих уроках. Однако внеклассные мероприятия среди молодежи на данную тематику проводил только один учитель. 65% опытных педагогов проводят такие мероприятия, причем кроме светских тем на таких внеклассных занятиях поднимаются и религиозные. Вот некоторые ответы: «организовывали встречу со священником, рассказы о празднике 4 ноября», «дважды были экскурсии в храм», «проводили классный час на тему «Душа, духовность, нравственность»», «воспитываю на примерах исторических личностей, подвигах русского народа и др.».
На вопрос об эффективности таких мероприятий 50% молодых специалистов и 78% опытных ответили «да», остальные ответить затруднились.
Почти всем (75% молодых, 91% опытных) учителям реализовывать в своей работе программу духовно-нравственного воспитания мешает недостаток учебного времени, остальным – материально-технические условия.
Результаты исследования представлены в виде диаграмм на рисунках 1-3.
Рис. 1 Результаты анкетирования
Рис. 2 Результаты анкетирования
Рис. 3. Результаты анкетирования
Таким образом, можно сделать вывод, что предположение о большей готовности молодых педагогов к осуществлению деятельности духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС оказалось не верным. Учителя со стажем хотя и затрудняются дать определения терминам, лучше знают стандарты и Концепцию духовно-нравственного воспитания, а также чаще и успешнее практикуют мероприятия духовно-нравственной тематики. Конечно, стоит принимать во внимание недостаток опыта работы у молодых учителей, а также небольшой размер выборки исследования.
К положительным результатам исследования можно отнести то, что большинство опрошенных положительно относится к духовно-нравственному воспитанию школьников и осознает его важность.
Однако, к сожалению, лишь немногие респонденты связывают данное воспитание с религиозным опытом русского народа, традициями православия и других религий. Серьезной проблемой для педагогов в реализации программы выступает нехватка учебного времени.
По результатам исследования был сделан вывод о недостаточной готовности школьных учителей к осуществлению деятельности духовно-нравственного воспитания при реализации ФГОС. Это серьезная проблема современного российского образования, которую необходимо решать. Учителя могли бы пополнить свои знания в области духовно-нравственного воспитания с помощью специальных семинаров, курсов дополнительного образования, общения со священниками и более опытными коллегами. Однако важнейшей проблемой мы видим поднятие мотивации педагогов к самообразованию. Возможно, поняв значение духовно-нравственного воспитания в школе, учителя захотят стать компетентнее в этом вопросе.
Литература
Джишкариани Т., Расстригина Н.А. Педагогическое взаимодействие школа-вуз-церковь по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в современной школе /Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: опыт, проблемы и пути решения: материалы региональной науч. практ. конф., 30 марта 2016г./Под ред. Е.А.Шмелевой. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 169 с. – С.68-71
Джишкариани Т.Д. О критериях и результатах подготовки будущих педагогов к осуществлению духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС/Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24837
Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т.Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 151 с.
Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (материалы Общественной палаты РФ).
Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002, с.194].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. № 1897.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации".