ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ

Флотская Н.Ю. 1, Тюрикова Н.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии и педагогического образования, Кафедра специальной педагогики и психологии, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие речи в дошкольном периоде является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка, способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Дошкольный возраст – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок [3].

Развитие связной монологической речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности [1]. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, 1982; Н.И. Жинкин, 1971; А.А. Леонтьев, 1974; Ф.А. Сохин, 1976 и др.).

Психология связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрыты в трудах Л.С. Выготского (1982); А.А. Леонтьева (1974) и др. Всеми исследователями была отмечена сложная организация связной речи и указание на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, 1974). А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев к основным свойствам монологической речи относят: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическую последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенностью монологической речи является то, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется [5].

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности воспроизведения развернутых высказываний и их языкового оформления. Для продукта связной речи таких детей характерны: нарушение связности и последовательности изложения текста; смысловые пропуски в нем; выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи; низкий уровень построения фразы [4].

Вторичные отклонения в развитии психических процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.

Поэтому к числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи, тем более что в последнее время происходит увеличение количества детей с нарушениями речи.

Анализ научной и методической литературы по данной проблеме позволил сформулировать цель и задачи эксперимента, позволившего убедиться в этом на личном опыте. Целью нашего эксперимента было выявление особенностей монологических высказываний при пересказе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать методики эксперимента.

2. Выявить особенности монологических высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

3. Осуществить качественную и количественную обработку результатов.

4. Выявить особенности сформированности навыка пересказа у детей с ОНР 3 уровня, у детей с нормальным речевым развитием.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ №186 «Веснушка», в эксперименте принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и 10 детей с нормальным речевым развитием.

Для изучения определенных нами критерий (связность, последовательность, осмысленность и полнота пересказа), в исследовании мы опирались на диагностические методики, предложенные Т.А. Ткаченко, В.К. Воробьевой и В.П. Глуховым, Л.Н. Ефименковой модифицированные с учётом темы исследования, возраста и уровня речевого развития детей. Диагностика представляет собой индивидуальную беседу с ребёнком в обычной для детей обстановке и доброжелательной атмосфере [4].

Методика эксперимента состоит из 2 заданий:

- пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

- пересказ текста (незнакомой сказки или короткого рассказа).

Задание 1.

Цель: пересказать знакомый текст.

Материал: Короткий рассказ «Дружные зайцы».

Ход: Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением текста даётся установка на составление пересказа.

Инструкция: « Послушай внимательно... А сейчас я прочитаю тебе рассказ ещё раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал».

Задание 2.

Цель: пересказать незнакомый текст.

Материал: Прослушать не знакомый рассказ «Победитель».

Ход: Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением текста даётся установка на составление пересказа.

Инструкция: « Послушай внимательно... А сейчас я прочитаю тебе рассказ ещё раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал».

Результаты выполнения заданий оценивались нами в баллах.

Оценка результатов выполнения задания производилась отдельно по четырем критериям: оценка связности речевого сообщения; оценка последовательности, осмысленности и полноты высказывания.

Максимальное количество баллов - 16 балла.

Высокий уровень (16 – 12 баллов) - Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность, последовательность и осмысленность изложения. Рассказ достаточно полный, имеет начало, середину и конец.

Средний уровень (11 – 5 баллов) - Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, его осмысленностью. Рассказ не достаточно полный.

Низкий уровень(4 – 0 баллов) - Пересказ составлен по наводящим вопросам. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, нарушения в последовательности, неоднократные нарушения связного воспроизведения текста, единичные смысловые несоответствия.

Обследование, проводимое по данной методике, позволило получить целостную оценку речевой способности ребенка воспроизведения небольшого по объему и простого по содержанию текста.

Анализ данных заданий выполненных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня и нормальным речевым развитием были получены следующие количественные показатели умения пересказывать, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Уровень сформированности навыка пересказа у детей с нормальным речевым развитием и у детей с ОНР 3 уровня старшего дошкольного возраста. В процентах.

Группы детей

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Дети с нормальным речевым развитием

30

60

10

Дети с ОНР 3 уровня

0

20

80

Анализируя ответы детей с нормальным речевым развитием было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в конце пересказа. Один ребёнок из 10 не смог выполнить задание, остальные составили пересказ с той или иной помощью экспериментатора.

В пересказах почти всех дошкольников с ОНР 3 уровня наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, и т.д.). Трудности в составлении пересказа были обнаружены у 80 % детей, что составило 8 человек от общего количества. Ошибки носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.).

Исследование выявило низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).

Рассказ данной категории детей не имеет связности, не соответствует изображенной ситуации, не имеет смысловых звеньев между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями нарушены. Используются только основные предложения, которые воспроизводятся в не полной структуре. Нарушение осмысленности высказываний наблюдается в выпадении смысловых звеньев; нарушении полноты и последовательности воспроизведения. Имеются значительные сокращения. В их рассказах присутствует включение посторонней информации. Вместо рассказа перечисление действий главных героев.

Пересказ детям с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изложении последовательного развития сюжета. Нередко выполнение задания подменяется пересказом знакомого текста.

Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Также в пересказе возникают пропуски, искажения, перестановки материала и пересказ не соответствует содержанию и структуре оригинала. Ребенок с 3 уровнем не умеет самостоятельно вычленять образное писание, сравнение, и опускает их, от этого его пересказ становиться схематичным обедненным. Поэтому в его активный словарь поступает далеко не весь языковой материал произведения.

Список литературы:

1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. — 680 с.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.. — М.: ACT «Астрель» Транзиткнига, 2006. — 158 с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. - М.: Лабиринт, 1999. - 452 с.

4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2006. - 150 с.

5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. – 287 с.

6. Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // Материалы науч. конфер. «Лингвистика текста». - М., 1995. - Ч.1. - С. 168-172.

Просмотров работы: 1042