РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Курбанова К.И. 1
1СОФ НИУ БелГУ, 3 курс, педагогический факультет, 3 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время проблемы социального развития ребенка становится все более актуальной, волнуют не только педагогов, но и родителей, которые обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, добрым и успешным. В дошкольной педагогике социально-личностное развитие ребенка рассматривается как целостный процесс, в ходе которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества. С этих позиций важно рассмотреть важность роли воспитателя в данном процессе, а также базовые понятия, составляющие сам процесс: "социализация", "социальное развитие", "социальное воспитание" Знакомясь с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально-личностному процессу развития детей дошкольного возраста. Отметим, что социализация — «процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик). Социальноеразвитиеребенка, по мнению А.В.Мудрика, М.А.Галагузовой, осуществляется в деятельности. Социальное развитие ребенка это прежде всего формирование навыков общения, жизненных ценностей, усвоение традиций и культуры общества, в которой растет ребенок. Следует помнить, что социальное развитие создает основу для усвоения ребенком нравственных ценностей, этических манер поведения, способов общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, чувств патриотизма, любви к родному краю, родной стране, доброго отношения к людям. Проблемы аспектов социального воспитания детей нашли отражение в работах В.И. Плотникова, Е.В. Бондаревской, Д.А. Леонтьева, В.Д. Семенова, И.А. Колесникова, И.Е. Видт, А.Е. Щурковой, О.С. Газмана, М.Н. Таланчука. Особое место в современной педагогической науке отводится исследованиям, связанным с изучением разных подходов к организации педагогического процесса: аксиологического (Д.А. Леонтьев, Р.Х. Шакуров, Б.С. Братуев и др.), личностно-ориентированного (О.С. Газман, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская), деятельностного (С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя В.И. Слободчиков, А.В. Петровский), средового (Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Р.М. Чумичева, Ю.С. Мануйлов), полисубъектного (И.С. Кон, З.А. Галагузова и др.), компетентностного (Э.Ф. Зеер, А.С. Белкин, В.В. Нестеров и др.), антропологического (К.Д. Ушинский, М. Шелер, В. Франкл, В.В. Розанов, М.М. Бахтин, Л.М. Лузина и др.), синергетического (Ю.С. Бродский, Ю.С. Мануйлов и др.). По мнению ряда ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в дошкольном детстве у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. В связи с этим проблема социально - личностного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим миром, становится особо актуальной на данном современном этапе. Процесс социально-личностного развития дошкольников ,включает различные виды деятельности :игровую , исследовательскую, изобрази-тельную, предметную деятельность, проектную, коммуникативную, кон-структивную деятельности. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка, благодаря которой ребенок моделирует поведение и взаимоотношение взрослых людей. При этом на первом плане у детей- отношения между людьми и смысл их труда. В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся- с ребенком, братья или сестры);- детский сад (в первую очередь воспитатели);- общество (сверстники, друзья). Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли . Это и родители, и педагоги-воспитатели и сами дети-сверстники дошкольника. Поскольку в своем большинстве родители - люди занятые работающие или учащиеся то важную роль в социальном развитии детей дошкольного возраста играет воспитатель. Социально педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных организаций - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в обществе, а также помощь в становлении маленького человека. В младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; в среднем дошкольном возрасте развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей , стремиться к общению и взаимодействию, расширять представления об окружающем мире; в старшем дошкольном возрасте обогащать представление о людях, их взаимоотношения, эмоциональных и физических состояниях, уметь "прочитывать" эмоции в мимике, жестах, интонации помогает приобрести и научить доброжелательный, внимательный педагог-воспитатель. Велика его роль в социальном развитии ребенка дошкольника. Если педагог не будет знать как личность своего воспитанника, чувствовать его внутренний мир, значит он не сможет понять его, а значит и правильно воспитать, научить социальным нормам и правилам , правильно направить его поведение. А усвоение социальных норм поведения это прежде всего общение детей со взрослыми, также и со сверстниками. Социальное развитие ребенка в дошкольной образовательной организации может происходить только в созданной воспитателем микроклимате - это когда воспитанники чувствуют себя свободно, защищено, когда их ценят и слышат, когда хвалят и корректно делают замечания, а самое главное когда в группе теплые отношения между детьми. Словом, социально развитие ребенка - это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять поручения обязанности и готовности к взрослому этапу социальных отношений - учебе в школе. Воспитатель не должен заботиться только о дисциплине и порядке, в руках воспитателя самый важный аспект пребывания детей в детском саду - морально-психологическое состояние. И одна из основных задач воспитателя это суметь сосредоточить внимание детей на игре. С первых дней от воспитателя зависит какая психологическая программа у ребенка будет заложена, поэтому игровая ситуация должна меняться с учетом распорядка дня и временных рамок. Воспитатель должен обладать многогранным талантом : мгновенно фантазировать, быть одновременно и старшим товарищем и заботливой "мамой". После чего ребенок начнет доверять воспитателю и наделять его авторитетом, потому что характер, поведение и вся жизнь, детей зависит от него. Поэтому часто роль воспитатель в жизни ребенка станет главенствующей, даже родителям дети могут ставить в пример своего педагога-воспитателя, и к этому должен стремиться каждый. То есть к тому чтобы поведение воспитателя служила образцом для ребенка дошкольного образования. А чтобы роль воспитателя в социальном развитии детей была эффективна, каждому педагогу необходимо сотрудничать с родителями, признать приоритет родительского права в вопросах воспитания ,выработать уважительное отношение к традициям семейного воспитания детей, ведь семья является важным фактором социального развития детей. Таким образом, целесообразно рассмотреть общие условия сотрудничества воспитателей с родителями в работе по социальному развитию детей. Таковыми являются следующие:- обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения важных потребностей ребенка в группе детского сада;- сохранение и поддержание единой линии положительного социального развития в ДОУ и в семье;- уважение личности ребенка, осознание самоценности дошкольного детства;- формирование у ребенка уверенности в своих возможностях, ощущения того, что его любят.- формирование социальной компетентности(уверенности); социальных способностей и навыков, преодоление неуверенного поведения при общении. В настоящее время разработано ряд педагогических технологий для решения проблем социального развития дошкольников, в которых важное место отводится игре, игровым занятиям, затруднительным ситуациям . Так, педагогическая технология "Открой себя" ориентирована на формирование у детей социальной компетентности, навыков сотрудничества ребенка с педагогом. В программе разработано ряд игр ("Найди свою группу", "Давай думать вместе", "Найди свое место в ряду" и др.), с помощью которых происходит формирование партнерской, совместной деятельности взрослого и ребенка. Программа "Я - человек" включает четыре больших раздела: "Что я знаю о себе?", "Кто такие взрослые люди?", "Человек-творец", "Земля - наш общий дом". Таким образом, социальное развитие детей становится возможным в решающей степени благодаря квалифицированной направленности воспитателя дошкольной образовательной организации. Для каждого ребёнка можно подобрать комплекс приемов и методов, которые будут способствовать более эффективному социальному развитию ребенка-дошкольника. Важно, чтобы воспитатель учитывал все индивидуальные особенности каждого ребёнка и сумел развить его способности и возможности. Именно компетентный воспитатель помогает ребенку открыть сверстника, установить с ним социальный контакт.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алиева Ш. Г. Дошкольная педагогика. Баку, АДПУ, 2010 2. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715.3. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011.4. Белая К. Ю. Третьякова П. И. Дошкольного образовательное учреждение: управление по результатом. - М.,2010.5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 2014.- 481 с.6. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров.- М. :Юрайт, 2012. — 510 с.7. Голованова Р.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2010г.8. Гуров В. Н. Педагогические теории, системы, технологии в дошкольном образовании: учеб. пособие. - Ставрополь, 20109. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью . - М.: Академия, 2013.10. Сертакова Н. М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников». 2012г.11. Солодянкина О.В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста». 2010 г.12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. - 2015. - № 5. - С. 3 - 44.

Просмотров работы: 1217