ЭКОЛОГИЯ В ДИЗАЙН ПРОЕКТИРОВАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОЛОГИЯ В ДИЗАЙН ПРОЕКТИРОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экология начала развиваться как составная часть естествознания, позднее она стала одним из разделов биологической науки. Её спецификой является тесная взаимосвязь с другими естественными науками: химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой, а также социальными науками: социологией, историей, психологией, педагогикой.

На стыке экологии с другими отраслями знаний возникли и продолжают развиваться много ответвлений экологии. Сам термин «экология» был введен в научный оборот немецким зоологом, профессором Йенского университета Эрнстом Геккелем в 1866 году. Он писал, что под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы. [2] Экология, изучающая окружающую среду, взаимодействия живых организмов, человека, стала не только наукой, но и способом мышления, поведения.

Возникший в 1970-х гг. экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революции. Это одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды.[1] Экологический подход в дизайне стремится улучшить взаимодействия человека и окружающей среды, создать комфорт для пользователей максимально совместимой с окружающей средой [2], с сохранением несколько принципов

- максимальная экономия природных ресурсов - максимальная экономия материалов - использование восполняемых энергетических ресурсов - достижение долговечности изделия [1]

Термин «экологический дизайн» в настоящее время широко используется в повседневной проектной практике и в научной литературе по архитектуре, промышленному дизайну и прикладной экологии, а также философии, медици- не, психологии, социологии и педагогике.

Понятие «экологический дизайн» продолжает формироваться в современной науке. По мнению А.В. Уварова: «Экологический дизайн - вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и пространственном творчестве. Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды. Любые природные изменения, осознанные человеком на уровне интуитивного восприятия или открытые им в результате научных изысканий, неизбежно проявляют себя в предметном мире. Объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой... В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна». [3]

В книге профессора биогеографии Билла Моллисона говорится, что «пермакультура — это система экодизайна, основанная на этике». Именно этические принципы и являются определяющим фактором при осуществлении дизайна. В случае с пермакультурой такими этическими принципами являются:

1. Забота о Земле, что подразумевает заботу о всех живых и неживых компонентах Природы.

2. Забота о людях, что подразумевает удовлетворение их потребностей в еде, крыше над головой, образовании, пристойной работе, а также в человеческом общении.

3. Вложение собственного свободного времени, экономия природных ресурсов, направленное на достижение вышеперечисленных принципов.

Это означает, что после того, как мы позаботились о своих первоочередных потребностях и организовали свою жизнь наилучшим образом, мы можем использовать свои способности и энергию для того, чтобы помочь другим достичь того же результата.

Особую значимость работы в области экодизайна приобретают в наши дни, когда достигнутый уровень развития техносферы обеспечивает ранее недоступные средства реализации проектов. Современные строительные технологии позволяют иначе подходить к формированию жилой предметной среды, опираясь на социальнотехнологические возможности экодизайна

Хотелось бы перечислить основные приоритетные проблемы, решение которых в перспективе определит реальную социально технологическую эффективность российских работ в сфере экодизайна.

1) Развитие теоретических основ экодизайна как многофункциональной системы деятельности, в частности, путем использования методологической базы социальной экологии для адекватного анализа экологических и социальных феноменов ;

2) Дополнение «психологизации» и «эргономизации» процедур экодизайна их «социологизацией», поскольку деятельность субъектов всех социальных взаимодействий, связанных с дизайном (в первую очередь, экодизайнер, заказчик, потребитель, соответствующие) осуществляется в рамках конкретных институциональных взаимодействий и определенных культурных полей;

3) Обобщение и анализ практического опыта на основе неразрывности теоретических и эмпирических аспектов экодизайна;

4) Совершенствование научноорганизационной модели отечественного экодизайна, что предполагает укрепление роли головных научноисследовательских центров, оптимизацию использования их потенциала, нахождение оптимальных форм организации профессионального сообщества, повышение эффективности информационного взаимодействия производителей и потребителей услуг в сфере экодизайна и т.д.;

5) Обеспечение подготовки квалифицированных специалистов в сфере экодизайна;

6) Стимулирование внедрения достижений отечественного экодизайна в практику экономического развития, для чего представляется целесообразным доработка действующих и введение новых стандартов и технических регламентов, ориентированных на использование потенциала экодизайна; предоставление целевых льгот предприятиям и организациям в связи с выполнением ими работ в сфере экодизайна. [4]

Используемые источники:

1 Ковешникова Н.А. Дизайн история и теория // М.: Омега-л, 2009. - 224 с.

2 Быстрова Т. Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна // Академический вестник УралНИИ Проект РААСН. - 2012. - № 1. - С. 96-101.

3 Панкина М. В., Захарова С. В. Экологический дизайн: учебное пособие. - Бийск: Изд. Дом «Бия», 2011. - 188 с.

4 Билл Моллисон, Дэвид Хольмгрен «Пермакультура, ч. 1» , 1978 г.

5 И. А. Сосунова, ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУК (РУССКАЯ СЕКЦИЯ). - 69

Просмотров работы: 624