Приоритетным в обучении становится развитие личности ребёнка. Прежний стандарт ориентировался на предметный результат, стандарт нового поколения направлен на личностное развитие школьника, его способности и таланты.
Лабораторные и практические работы по биологии выступают средствами формирования регулятивных умений, связанных с организацией собственной учебной деятельности.
Рассмотрим основные регулятивные умений предусмотренные программой линии В.В. Пасечника в 5 классе:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
В линии УМК «Биология (5-9)» В.В. Пасечника лабораторные и практические работы в учебниках изложены с описанием алгоритма работы и способами фиксации результатов. Особый интерес представляет организация лабораторных работ в форме мини-исследований или мини-проектов. Проектная, исследовательская деятельность учащихся создает оптимальные условия для формирования регулятивных умений.
Например, при организации и проведении лабораторной работы «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» можно использовать задания разного уровня сложности. Класс делится на четыре рабочие группы (временные), каждой группе предлагаются разные варианты выполнения лабораторной работы и соответствующее оборудование. Первой группе демонстрируется способ приготовления микропрепарата, дается полный развернутый алгоритм выполнения работы и способ фиксации результатов. Второй группе предлагается только логическая цепочка приготовления микропрепарата кожицы чешуи лука и задания для оценки своей деятельности. Третья группа самостоятельно знакомиться с правилами выполнения микропрепарата, планирует свою деятельность. Составляют алгоритм работы и предлагают способ фиксации результата. Наконец, четвертая группа начинает свою работу с анализа темы лабораторной работы, постановки целей, выбора оборудования и обдумывания алгоритма действий. В конце работы школьники делают выводы исходя из поставленной цели работы.
Такая работа в разной степени дает возможность развивать умения: оценивать правильность выполнения учебной задачи, планировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль, самооценку. На уроках с лабораторными и практическими работами создаются условия для формирования умений самоорганизации, которые включают такие аспекты как: целеполагание, планирование, коррекция и рефлексия.
Список использованных источников:
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.
Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2012 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2012 г.