ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Антонов Д.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По мнению А.Д. Гонеева ключевым вопросом проблематики психолого-педагогического сопровождения детей-сирот остается профилактика и коррекция их девиантного поведения в подростковом возрасте. Этот вопрос глубоко волнует педагогические коллективы детских домов [2].

Проблема отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражена в научной психолого-педагогической литературе (М.А. Алемаскин, А.С. Белкин, Н.Н. Верцинская, Л.М. Зюбин, А.И. Кочетов, И.А. Невский и др.). Исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения, как возрастного подхода, так и общественной активности школьников.

Проблема сопровождения подростка в условиях детского дома является мало исследованной и особенно актуальной, так как численность подростков с девиантным поведением неуклонно растет. Изменение основной сферы влияния на подростка с семьи на педагогический коллектив детского дома, отсутствие у большинства детей значимых и авторитетных взрослых (родителей), ради благополучия которых подростки готовы к положительным изменениям в деятельности и поведении, приводит к усугублению психологических трудностей и противоречий, характерных для подросткового возраста. В условиях детского дома оказывается невозможным воздействие на подростка через изменение стиля воспитания в семье, оптимизацию и гармонизацию внутрисемейных отношений. [1]

Выборка составила 20 подростков в возрасте 14-16 лет. В результате констатирующего этапа эксперимента с использованием методики определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), методики диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости (В.В. Бойко) и диагностического опросника для выявления склонности к различным формам девиантного поведения, были сделаны следующие выводы: у испытуемых наиболее выражены показатели склонности к саморазрушающему, аддиктивному поведению, к агрессии и насилию, к преодолению норм и правил. Результаты изучения шкалы «Склонность к делинквентному поведению» показывают «делинквентный потенциал», который при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка, низкий уровень социального контроля. Показатели шкалы «Волевой контроль эмоциональных реакций» свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Также у подростков имеются предрасположенность к аддиктивному поведению (отношение к наркотикам, алкоголю), признаки неуправляемой эмоциональной возбудимости.

Задачами программы сопровождения подростков с девиантным поведениям являются: формирование положительной нравственной направленности личности; развитие коммуникативных и социальных навыков; личностное развитие: формирование адекватной самооценки, уверенности в себе; коррекция агрессивного поведения; обучение способам саморегуляции, релаксации.

Формы организации работы с подростками.

1. Групповая деятельность – социально-психологические тренинги и занятия-беседы, круглый стол, работа в группах, групповые консультации.

Дискуссионный характер общения с подростками является отличительной особенностью, которая способствует построению доверительных отношений с подростками, что позволяет педагогу затрагивать темы, которых подростки стараются избегать при общении с взрослыми и обсуждают со сверстниками, получая при этом не всегда достоверную информацию. Доверительные отношения побуждают подростков открыто высказывать свои мысли, выражать свои чувства, что позволяет педагогу эффективно воздействовать на сознание подростков в процессе проведения занятий.

2. Индивидуальная коррекционная работа с подростками – личные беседы, игры и упражнения.

В подростковом возрасте весьма необходима потребность в одиночестве. Оно является неотъемлемой частью процесса развития личности и самосознания. У воспитанников детского дома отмечается негативное отношение к групповым занятиям. Это связано с тем, что подростки постоянно находятся в компании сверстников, испытывая при этом перегрузку общением. Таким образом, наряду с групповыми формами работы необходимо предусмотреть и индивидуальные формы работы с детьми.

3. Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «воспитатель-воспитанник».

Литература:

  1. Горбатова О.В., Лобач С.А. Психологическая помощь трудным подросткам, воспитывающимся в условиях детского дома[Электронный ресурс] // Http://www.sworld.education/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2015

  2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

Просмотров работы: 434