На наш взгляд современная образовательная среда в первую очередь должна оказывать положительное воздействие на формирование у обучающихся «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять процесс обучения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. [7]
Виды универсальных учебных действий:
Личностные (обеспечивают осмысленное обучение, определяемое целями и ситуациями);
Коммуникативные (обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками);
Регулятивные (обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью, посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения);
Познавательные (включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания);
Информативные (включают представление (образ, проекция) в информационных средствах, технологиях, обучающих и управляющих системах, выраженных в документированной форме и методически адаптированных для образования). [2]
Мы считаем, что для достижения целей обучения наиболее важно формирование регулятивных УУД, определяемое значимостью умения организации своей учебной деятельности обучающимся. К регулятивным УУД относятся:
- Целеполагание, т. е постановка учебной задачи на основе усвоенных ранее знаний и того, что еще неизвестно;
- Планирование, т. е определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- Прогнозирование, т. е выдвижение намеченного результата и уровня усвоения знаний;
- Контроль, т. е сравнение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий;
- Коррекция, т. е внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- Оценка, т. е осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- Саморегуляция, т. е способность к мотивированным действиям и осуществлению самоконтроля. [5]
Для осуществления любого рода деятельности человеку необходимо осознавать, для чего он это делает, иными словами необходим определенный мотив. Мотивация является побуждением к действиям, определенным в соответствии с поставленной целью, ведь «Знание и действия (в соответствии с ними) – это близнецы, матерью которых является высокая мотивация». (Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи). Это в наибольшей степени необходимо ребенку, чтобы процесс обучения для него стал осознанным выполнением разного рода деятельности, направленной на достижение конкретного результата. [10]
Федеральный образовательный стандарт предполагает: «в сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель, задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». [1] Что неразрывно связанно с высокой мотивацией как внутренней, так и внешней. Следовательно, перед учителем встаёт проблема отбора эффективных методических приёмов, направленных на мотивацию обучения, параллельно направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий.
Г.И. Колесецкая в своей статье «Некоторые пути решения повышения мотивации школьников к изучению химии» говорит о существующей проблеме несоответствия теоретизированого учебника химии от реальной жизни, что способствует снижению интереса, в первую очередь, оказывая негативное воздействие на мотивацию изучения предмета. Таким образом, решить данную проблему можно путем включения в программу обучения прикладных аспектов, проводя параллели между теоретическим материалом текста учебника и жизнью, показав ее значимость для человека. [8]
Для решения обозначенной проблемы нами была разработана методика ведения обучающимися дневника-таблицы «Химия и жизнь». В ходе чего, ребенок погружается в ситуацию, требующую от него собственных открытий. Он проходит путь исследования.
Рассмотреть сущность метода можно на примере изучения темы «Вещества и их превращения» по учебнику для 8 класса П.А. Оржековского.
Когда автор учебника вводит изучение уже конкретных элементов, начиная с металлов, их свойств и нахождения в природе мы предлагаем внедрить в процесс обучения ведение учащимися дневника-таблицы «Химия и жизнь» (см. табл.1). Предполагается систематическое заполнение детьми, по ходу изучения темы, отдельной тетради с таблицей, или же её печатного варианта, со следующей структурой:
Название встреченного вещества (вещество, встреченное ребенком в повседневной жизни, основной элемент состава которого принадлежит к изучаемому классу соединений. См.табл.1, 1 столбец);
Химический состав вещества (состав приведенного вещества. См.табл.1, 2 столбец);
Свойства вещества (физические, а также характерные свойства, на которых основывается его применение, относящееся к приведенному веществу. См.табл.1, 3 столбец);
Применение вещества, основанное на его свойствах (описание применения приведенного вещества, основанное на перечисленных свойствах. См.табл.1, 4 столбец);
Получение (рассмотрение процесса получения вещества. См.табл.1, 5 столбец);
Основной элемент состава (указание основного элемента состава. См.табл.1, 6 столбец);
Химические свойства основного элемента (рассмотрение химических свойств основного элемента состава. См.табл.1, 7 столбец);
Области применения основного элемента (перечисление возможных областей применения основного элемента состава. См.табл.1, 8 столбец);
Ведение обучающимися дневника-таблицы «Химия и жизнь» направленно на: актуализацию добываемых знаний, что способствует формированию мотивов обучения; развитие познавательного интереса; предметное изучение определенной области знаний, когда осуществляется изучение не только элемента, принадлежащего к данному классу соединений, но и подробное рассмотрение его применения на примере конкретного вещества; систематизация знаний; развитие способности строить логические цепочки, проводить параллели, а именно рассмотрев свойства вещества определить области его применение, сопоставление основного химического элемента состава и вещества в повседневной жизни; развитие навыков оформления и работы с таблицами.
В начале урока (например, последний урок изучения темы), когда дневник-таблица по изучаемой теме уже заполнен детьми, проводится мини-презентация веществ, тем самым дети учатся не только находить информацию, но и презентовать её.
Мы полагаем, ребенок должен самостоятельно осуществлять оценку своей работы, педагог лишь направляет в формировании объективности, то есть анализирует выполненную работу вместе с ребенком, показывая реальную сторону оценки.
«Химия и жизнь»
Название встреченного вещества |
Химический состав |
Свойства вещества |
Применение, основанное на его свойствах |
Получение |
Основной элемент состава |
Химические свойства основного элемента |
Области применения основного элемента |
|
Асбест |
3MgO• 2SiO2• 2H2O |
- обладает низкой электропроводностью - высокой теплостойкостью - высокая огнестойкость |
Производство кровельных, стеновых изделий, труб, фасадных плит, кирпича, герметика. |
Природные месторождения |
Mg |
1) 2Mg + O2 = 2MgO. 2) 3Mg + N2 = Mg3N2 3) Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2 4) 2Mg + CO2 = 2MgO + C 5) MgO + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O. |
Для получения различных легких магниевых сплавов. Применение в самолетостроении, приборостроении. |
|
(Таблица 1)
Таким образом, использование в процессе обучения предложенной нами методики ведения дневника-таблицы «Химия и жизнь» повышает мотивацию обучения, параллельно формируя жизненно важные умения, относящиеся к регулятивным УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Закончить хотелось бы замечательными словами Хаббарда Эльберта Грина, которые отражают суть современного образования: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Список литературы
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Давыдова Н.Н., Смирных. О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование.- 2012.- №1.- с.167-175
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2010, 704с., Гриф УМО Учебное пособие.
Александрова Е.А Если сегодня перечитать Коменского // Народное образование.-2011.-№7.-с.215-221
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010
Левин Э.А., Прокофьева О.И. Самообразование детей в школе: новаторская методика — Ростов н/Д: Феникс, 2008
Мамоджанова А.К. Возрастные особенности формирования компонентов регулятивных УУД у младших школьников //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7-8. С. 26-29.
Колесецкая Г.И. Некоторые пути решения повышения мотивации школьников к изучению химии// Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации. Материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. Красноярск.: Изд-во Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева., 2013
Александрова Е.А Миры и меры ребенка в образовании с позиции нового стандарта // Воспитание в школе.-2013.-№3-с.62
Александрова Е.А Структура учебного плана продуктивного образования в берлинских школах//Школьные технологии - 2001. - № 3-с. 90.
7