ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ 8 КЛАССА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ 8 КЛАССА

Щаулова А.П. 1
1ФГБОУ ВО «Саратовский национально исследовательский Государственный Университет имени Н.Г. Чернышевского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В основе реализации основной образовательной программы (ООП) школы лежит системно–деятельностный подход, который посредством воспитания качеств личности, формирования универсальных учебных действий, составления индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций, в свою очередь направленных на воспитание личности, способной соответствовать современному миру. [1] В связи с чем возникает проблема создания образовательной среды, положительно влияющей на воспитание такой личности.

На наш взгляд современная образовательная среда в первую очередь должна оказывать положительное воздействие на формирование у обучающихся «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять процесс обучения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. [7]

Виды универсальных учебных действий:

  1. Личностные (обеспечивают осмысленное обучение, определяемое целями и ситуациями);

  2. Коммуникативные (обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками);

  3. Регулятивные (обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью, посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения);

  4. Познавательные (включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания);

  5. Информативные (включают представление (образ, проекция) в информационных средствах, технологиях, обучающих и управляющих системах, выраженных в документированной форме и методически адаптированных для образования). [2]

Мы считаем, что для достижения целей обучения наиболее важно формирование регулятивных УУД, определяемое значимостью умения организации своей учебной деятельности обучающимся. К регулятивным УУД относятся:

- Целеполагание, т. е постановка учебной задачи на основе усвоенных ранее знаний и того, что еще неизвестно;

- Планирование, т. е определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- Прогнозирование, т. е выдвижение намеченного результата и уровня усвоения знаний;

- Контроль, т. е сравнение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий;

- Коррекция, т. е внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- Оценка, т. е осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- Саморегуляция, т. е способность к мотивированным действиям и осуществлению самоконтроля. [5]

Для осуществления любого рода деятельности человеку необходимо осознавать, для чего он это делает, иными словами необходим определенный мотив. Мотивация является побуждением к действиям, определенным в соответствии с поставленной целью, ведь «Знание и действия (в соответствии с ними) – это близнецы, матерью которых является высокая мотивация». (Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи). Это в наибольшей степени необходимо ребенку, чтобы процесс обучения для него стал осознанным выполнением разного рода деятельности, направленной на достижение конкретного результата. [10]

Федеральный образовательный стандарт предполагает: «в сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель, задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение». [1] Что неразрывно связанно с высокой мотивацией как внутренней, так и внешней. Следовательно, перед учителем встаёт проблема отбора эффективных методических приёмов, направленных на мотивацию обучения, параллельно направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Г.И. Колесецкая в своей статье «Некоторые пути решения повышения мотивации школьников к изучению химии» говорит о существующей проблеме несоответствия теоретизированого учебника химии от реальной жизни, что способствует снижению интереса, в первую очередь, оказывая негативное воздействие на мотивацию изучения предмета. Таким образом, решить данную проблему можно путем включения в программу обучения прикладных аспектов, проводя параллели между теоретическим материалом текста учебника и жизнью, показав ее значимость для человека. [8]

Для решения обозначенной проблемы нами была разработана методика ведения обучающимися дневника-таблицы «Химия и жизнь». В ходе чего, ребенок погружается в ситуацию, требующую от него собственных открытий. Он проходит путь исследования.

Рассмотреть сущность метода можно на примере изучения темы «Вещества и их превращения» по учебнику для 8 класса П.А. Оржековского.

Когда автор учебника вводит изучение уже конкретных элементов, начиная с металлов, их свойств и нахождения в природе мы предлагаем внедрить в процесс обучения ведение учащимися дневника-таблицы «Химия и жизнь» (см. табл.1). Предполагается систематическое заполнение детьми, по ходу изучения темы, отдельной тетради с таблицей, или же её печатного варианта, со следующей структурой:

  • Название встреченного вещества (вещество, встреченное ребенком в повседневной жизни, основной элемент состава которого принадлежит к изучаемому классу соединений. См.табл.1, 1 столбец);

  • Химический состав вещества (состав приведенного вещества. См.табл.1, 2 столбец);

  • Свойства вещества (физические, а также характерные свойства, на которых основывается его применение, относящееся к приведенному веществу. См.табл.1, 3 столбец);

  • Применение вещества, основанное на его свойствах (описание применения приведенного вещества, основанное на перечисленных свойствах. См.табл.1, 4 столбец);

  • Получение (рассмотрение процесса получения вещества. См.табл.1, 5 столбец);

  • Основной элемент состава (указание основного элемента состава. См.табл.1, 6 столбец);

  • Химические свойства основного элемента (рассмотрение химических свойств основного элемента состава. См.табл.1, 7 столбец);

  • Области применения основного элемента (перечисление возможных областей применения основного элемента состава. См.табл.1, 8 столбец);

Ведение обучающимися дневника-таблицы «Химия и жизнь» направленно на: актуализацию добываемых знаний, что способствует формированию мотивов обучения; развитие познавательного интереса; предметное изучение определенной области знаний, когда осуществляется изучение не только элемента, принадлежащего к данному классу соединений, но и подробное рассмотрение его применения на примере конкретного вещества; систематизация знаний; развитие способности строить логические цепочки, проводить параллели, а именно рассмотрев свойства вещества определить области его применение, сопоставление основного химического элемента состава и вещества в повседневной жизни; развитие навыков оформления и работы с таблицами.

В начале урока (например, последний урок изучения темы), когда дневник-таблица по изучаемой теме уже заполнен детьми, проводится мини-презентация веществ, тем самым дети учатся не только находить информацию, но и презентовать её.

Мы полагаем, ребенок должен самостоятельно осуществлять оценку своей работы, педагог лишь направляет в формировании объективности, то есть анализирует выполненную работу вместе с ребенком, показывая реальную сторону оценки.

«Химия и жизнь»

Название

встреченного

вещества

Химический состав

Свойства вещества

Применение, основанное на его свойствах

Получение

Основной элемент состава

Химические свойства основного элемента

Области применения основного элемента

Асбест

3MgO•

2SiO2•

2H2O

- обладает низкой электропроводностью

- высокой теплостойкостью

- высокая огнестойкость

Производство кровельных, стеновых изделий, труб, фасадных плит, кирпича, герметика.

Природные месторождения

Mg

1) 2Mg + O2 = 2MgO.

2) 3Mg + N2 = Mg3N2

3) Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2

4) 2Mg + CO2 = 2MgO + C

5) MgO + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O.

Для получения различных легких магниевых сплавов.

Применение в самолетостроении, приборостроении.

       

(Таблица 1)

Таким образом, использование в процессе обучения предложенной нами методики ведения дневника-таблицы «Химия и жизнь» повышает мотивацию обучения, параллельно формируя жизненно важные умения, относящиеся к регулятивным УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Закончить хотелось бы замечательными словами Хаббарда Эльберта Грина, которые отражают суть современного образования: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Список литературы

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Давыдова Н.Н., Смирных. О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование.- 2012.- №1.- с.167-175

  3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2010, 704с., Гриф УМО Учебное пособие.

  4. Александрова Е.А Если сегодня перечитать Коменского // Народное образование.-2011.-№7.-с.215-221

  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010

  6. Левин Э.А., Прокофьева О.И. Самообразование детей в школе: новаторская методика — Ростов н/Д: Феникс, 2008

  7. Мамоджанова А.К. Возрастные особенности формирования компонентов регулятивных УУД у младших школьников //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7-8. С. 26-29.

  8. Колесецкая Г.И. Некоторые пути решения повышения мотивации школьников к изучению химии// Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации. Материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. Красноярск.: Изд-во Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева., 2013

  9. Александрова Е.А Миры и меры ребенка в образовании с позиции нового стандарта // Воспитание в школе.-2013.-№3-с.62

  10. Александрова Е.А Структура учебного плана продуктивного образования в берлинских школах//Школьные технологии - 2001. - № 3-с. 90.

7

Просмотров работы: 223