МОРАЛЬНО ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОРАЛЬНО ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Чепрасова Т.В. 1, Кудряшов А.В. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В «Концепции воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации» подчеркивается: «Главная цель воспитания - развитие качеств личности гражданина, воина, отвечающих государственным интересам Родины, формирование у личного состава моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. Оно призвано обеспечить формирование и поддержание высокого уровня морально-психологического состояния воинов, крепкой дисциплины и правопорядка, обеспечивающих постоянную готовность Вооруженных Сил Российской Федерации к отражению агрессии противника».

Основной целью Концепции является определение роли и места воспитания в процессе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, обоснование исходных теоретических положений для разработки современной системы воспитания военнослужащих.

Концепция включает в себя следующие структурные элементы:

  1. сущность системы воспитания личного состава;

  2. основные цели и задачи воспитания военнослужащих; содержание системы воспитания;

  3. характеристику субъектов и объектов системы воспитания военнослужащих;

  4. педагогическую технологию воспитательной работы различных категорий военнослужащих;

  5. управление системой воспитания и оценку ее результативности.

Воспитание личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основе положений и требований, изложенных в нормативно-правовых актах:

  1. Конституции и законах Российской Федерации;

  2. указах Президента и постановлениях правительства Российской Федерации;

  3. общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации и военной присяге;

  4. приказах и директивах соответствующих командиров (начальников).

Исходя из руководящих требований, положений и рекомендаций военно-педагогической науки, воспитание военнослужащих рассматривается как целостная педагогическая система. Под сущностью системы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый целостный непрерывный процесс формирования и развития личности военнослужащих и побуждения их к самосовершенствованию качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом в условиях их реформирования.

В настоящее время практика выполнения служебных обязанностей предъявляет офицерам строгие морально этические требования, что повышает необходимость воспитания высоконравственной личности офицера.

Практическая деятельность офицерского состава сегодня связана с повышением требования к нравственной зрелости военных руководителей, к их готовности и способности повышать уровень нравственного воспитания в Вооруженных Силах, их офицерского корпуса.

Сегодня есть все основания говорить о необходимости перестройки всего учебно-воспитательного процесса и, в частности, нравственного воспитания, в условиях военных учебных заведений на основе всестороннего преобразования жизни Российского общества, армии и педагогики./2/

Признание важности ценностей, особенно этических, эстетических, и религиозных - одна из существенных составляющих гуманистической педагогики, которая выводит на рассмотрение проблем нравственного воспитания в русле аксиологического подхода.

На основе гуманизации образования применяются новые педагогические решения, способные преодолеть педагогические стереотипы, поставить образование и воспитание на службу саморазвития человека.

Особое значение придается развитию коммуникативной культуры средствами иностранного языка, а также гуманизации и гуманитаризации образования.

Предмет «иностранный язык» является базовым предметом в вузовской программе, т.к. выступает не только как цель обучения и средство приобретения сведений в других областях знаний, но и как инструмент для формирования и развития личности обучающегося, его интеллектуальных и когнитивных способностей, нравственных качеств.

Известно, что современная система образования в области иностранных языков строится в рамках личностно-ориентированной парадигмы. Все существующие пути реализации данной парадигмы: личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный, межкультурный и компетентностный подходы – направлены на интеллектуальное, творческое и нравственное развитие учащихся.

При обучении иностранным языкам задачей педагога является организация продуктивной познавательной учебной деятельности обучающихся и использования иностранного языка в различных ситуациях.

Известно, что в процессе изучения ИЯ используются приемы, стимулирующие ситуацию реального языкового общения (например, разыгрывание заданных диалогов-образцов, ролевые игра и т.д.). Но существует и другой путь развития коммуникативно-познавательных потребностей - это построение в учебном процессе «предлагаемых обстоятельств» таким образом, чтобы субъект оказывался в ситуации, когда ему приходится действовать самостоятельно. Совершенно очевидно, что второй путь должен занимать на занятии все более существенное место. В такой ситуации общение представляет собой не простой обмен информацией, а активное взаимодействие участников этого процесса, цель которого все чаще имеет «неязыковой» характер. Язык выступает лишь средством осуществления этого взаимодействия, в ходе которого люди организуют свою совместную деятельность /2/.

Организовать многостороннее общение возможно в ходе использования групповых и коллективных форм работы, когда каждый субъект будет иметь возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности. Одной из таких возможностей является проектная методика.

В процессе освоения курса по иностранному языку в первом семестре курсанты академии проходят тему: «Морально этическое воспитание кадетов в Академии США». На занятиях для формирования мотивации к участию в проекте курсантам предлагались следующие темы для обсуждения: Как вы понимаете кодекс чести? (What is the Honour Code?); Может ли курсант списывать? (Can a cadet cheat?); Что вы будете делать, если ваш друг списывает? (Would you tolerate your friend’s cheating?) и другие… Следует отметить, что ответы часто были неожиданны и неординарны.

Наиболее интересные высказывания курсантов собирались в единую базу данных для использования в проекте. Была выделена инициативная группа участников, которые разработали сюжет деловой игры:

Moral Ethical Development.

How to combat cheating?

A: Honor code makes people behave in a proper way… But what is this proper way?

It’s not an easy question…

B: You know before entering the Academy I was one of these guys who always got his share of fights. I came here to live and study because there’s no lie, no steal, no cheating… I thought so...

A: And what’s different now? What worries you now?

B: I said I decided to change my life! But why should I see how some guys cheat? I just don’t like it! And some guys do tolerate others’ cheating…

C: I don’t think that cadets approve cheating… Most of them believe that cheating is wrong! The desire to get better marks or fear to be at a disadvantage at the Academy makes them immoral…

B: I see. But who is supposed to give them their moral compass?

A: We are. Somehow our society has grown to tolerate cheating and it has been a top-down process... Children learn to cheat from their parents.

B: The academy should not tolerate cheating in any form. The punishments should be rigorously enforced. Teachers must be alert to all forms of cheating, particularly those using new technologies.

D: Yes! The Internet offers many temptations… One can copy any information with a click of a mouse and it’s free of charge! Cadets often do not understand exactly what constitutes cheating. They believe that when they take a paragraph or two from the Internet and change some words they have the right to make it “their” own.

E: I suppose today it is necessary to work harder to catch the cheaters. The Academy should use sophisticated computer search engines to find Internet plagiarists.

F: On the other hand the Academy can use The Honour Code to combat cheating. An effective Honour Code clearly describes the boundaries of legitimate and illegitimate work.

A: I’m sure that the simple act of signing the Honour Code makes a difference. If people expect you to be honourable, you are more likely to respond with honourable behavior.

B: Quite agree. The feeling of being treated as an adult and responding in kind will be clearly there for many cadets. They won’t violate the trust.

C: So, cadets! Let’s ask our supervisors to introduce the Honour Code and the act of signing it!

A: I’m sure it will help to get rid of cheating!

После презентации игры в группах предлагались темы для обсуждения:

  1. How do you appreciate the idea of simulation?

  2. Have the participants found the right decision?

  3. Have you ever cheated?

Работа над проектом - это творческий процесс. Обучающиеся самостоятельно или под руководством преподавателя занимаются поиском расширения личностно значимой для них проблемы. Это требует от обучающегося умения самостоятельно переносить знания, навыки и умения в новый контекст их использования. Следовательно, в рамках проектной методики у обучающихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения ИЯ на определенном уровне. При этом в учебном процессе создается квазипрофессиональная ситуация, в рамках которой от участника проекта ожидается умение сосредоточить свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на содержании. Отсюда не следует бояться ошибок, они вполне естественны и говорят о креативности и попытках обучающегося использовать ИЯ как средство коммуникации.

Работа над проектом имеет не только прагматический эффект (достижение студентами определенного уровня владения языком во всех видах опосредованного и неопосредованного общения), но и большую общеобразовательную значимость, т.е. реализация проекта формирует у обучающихся социальную компетенцию, умение самостоятельно действовать в социальных ситуациях; развивает чувство ответственности за конечный результат; умение публично выступить, доказательно и аргументировано защитить свой проект.

Реализация проекта меняет функциональные обязанности преподавателя и обучающегося. Первый лишь выступает в роли консультанта, а второй активно участвует в выборе организации и содержания обучения ИЯ.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно-деятельностный характер и в полной мере является одной из адекватных форм достижения новых целей обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения ИЯ по своим характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте. Хочется отметить, что в результате проекта «How to combat cheating?» тема «Морально этическое воспитание» была хорошо усвоена обучающимися, была повышена мотивация к проведению дальнейших проектов.

Литература:

  1. «Концепция воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации» Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=973

  2. А.Г.Трофимчук. Нравственное воспитание курсантов военных училищ на основе общечеловеческих ценностей.//дис.канд.пед.наук,195 с., 1999 г.

  3. И.И.Зимняя. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 221 с.

Просмотров работы: 197