Основной целью Концепции является определение роли и места воспитания в процессе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, обоснование исходных теоретических положений для разработки современной системы воспитания военнослужащих.
Концепция включает в себя следующие структурные элементы:
сущность системы воспитания личного состава;
основные цели и задачи воспитания военнослужащих; содержание системы воспитания;
характеристику субъектов и объектов системы воспитания военнослужащих;
педагогическую технологию воспитательной работы различных категорий военнослужащих;
управление системой воспитания и оценку ее результативности.
Воспитание личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основе положений и требований, изложенных в нормативно-правовых актах:
Конституции и законах Российской Федерации;
указах Президента и постановлениях правительства Российской Федерации;
общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации и военной присяге;
приказах и директивах соответствующих командиров (начальников).
Исходя из руководящих требований, положений и рекомендаций военно-педагогической науки, воспитание военнослужащих рассматривается как целостная педагогическая система. Под сущностью системы воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый целостный непрерывный процесс формирования и развития личности военнослужащих и побуждения их к самосовершенствованию качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом в условиях их реформирования.
В настоящее время практика выполнения служебных обязанностей предъявляет офицерам строгие морально этические требования, что повышает необходимость воспитания высоконравственной личности офицера.
Практическая деятельность офицерского состава сегодня связана с повышением требования к нравственной зрелости военных руководителей, к их готовности и способности повышать уровень нравственного воспитания в Вооруженных Силах, их офицерского корпуса.
Сегодня есть все основания говорить о необходимости перестройки всего учебно-воспитательного процесса и, в частности, нравственного воспитания, в условиях военных учебных заведений на основе всестороннего преобразования жизни Российского общества, армии и педагогики./2/
Признание важности ценностей, особенно этических, эстетических, и религиозных - одна из существенных составляющих гуманистической педагогики, которая выводит на рассмотрение проблем нравственного воспитания в русле аксиологического подхода.
На основе гуманизации образования применяются новые педагогические решения, способные преодолеть педагогические стереотипы, поставить образование и воспитание на службу саморазвития человека.
Особое значение придается развитию коммуникативной культуры средствами иностранного языка, а также гуманизации и гуманитаризации образования.
Предмет «иностранный язык» является базовым предметом в вузовской программе, т.к. выступает не только как цель обучения и средство приобретения сведений в других областях знаний, но и как инструмент для формирования и развития личности обучающегося, его интеллектуальных и когнитивных способностей, нравственных качеств.
Известно, что современная система образования в области иностранных языков строится в рамках личностно-ориентированной парадигмы. Все существующие пути реализации данной парадигмы: личностно-ориентированный, деятельностный, коммуникативно-когнитивный, межкультурный и компетентностный подходы – направлены на интеллектуальное, творческое и нравственное развитие учащихся.
При обучении иностранным языкам задачей педагога является организация продуктивной познавательной учебной деятельности обучающихся и использования иностранного языка в различных ситуациях.
Известно, что в процессе изучения ИЯ используются приемы, стимулирующие ситуацию реального языкового общения (например, разыгрывание заданных диалогов-образцов, ролевые игра и т.д.). Но существует и другой путь развития коммуникативно-познавательных потребностей - это построение в учебном процессе «предлагаемых обстоятельств» таким образом, чтобы субъект оказывался в ситуации, когда ему приходится действовать самостоятельно. Совершенно очевидно, что второй путь должен занимать на занятии все более существенное место. В такой ситуации общение представляет собой не простой обмен информацией, а активное взаимодействие участников этого процесса, цель которого все чаще имеет «неязыковой» характер. Язык выступает лишь средством осуществления этого взаимодействия, в ходе которого люди организуют свою совместную деятельность /2/.
Организовать многостороннее общение возможно в ходе использования групповых и коллективных форм работы, когда каждый субъект будет иметь возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности. Одной из таких возможностей является проектная методика.
В процессе освоения курса по иностранному языку в первом семестре курсанты академии проходят тему: «Морально этическое воспитание кадетов в Академии США». На занятиях для формирования мотивации к участию в проекте курсантам предлагались следующие темы для обсуждения: Как вы понимаете кодекс чести? (What is the Honour Code?); Может ли курсант списывать? (Can a cadet cheat?); Что вы будете делать, если ваш друг списывает? (Would you tolerate your friend’s cheating?) и другие… Следует отметить, что ответы часто были неожиданны и неординарны.
Наиболее интересные высказывания курсантов собирались в единую базу данных для использования в проекте. Была выделена инициативная группа участников, которые разработали сюжет деловой игры:
Moral Ethical Development.
How to combat cheating?
A: Honor code makes people behave in a proper way… But what is this proper way?
It’s not an easy question…
B: You know before entering the Academy I was one of these guys who always got his share of fights. I came here to live and study because there’s no lie, no steal, no cheating… I thought so...
A: And what’s different now? What worries you now?
B: I said I decided to change my life! But why should I see how some guys cheat? I just don’t like it! And some guys do tolerate others’ cheating…
C: I don’t think that cadets approve cheating… Most of them believe that cheating is wrong! The desire to get better marks or fear to be at a disadvantage at the Academy makes them immoral…
B: I see. But who is supposed to give them their moral compass?
A: We are. Somehow our society has grown to tolerate cheating and it has been a top-down process... Children learn to cheat from their parents.
B: The academy should not tolerate cheating in any form. The punishments should be rigorously enforced. Teachers must be alert to all forms of cheating, particularly those using new technologies.
D: Yes! The Internet offers many temptations… One can copy any information with a click of a mouse and it’s free of charge! Cadets often do not understand exactly what constitutes cheating. They believe that when they take a paragraph or two from the Internet and change some words they have the right to make it “their” own.
E: I suppose today it is necessary to work harder to catch the cheaters. The Academy should use sophisticated computer search engines to find Internet plagiarists.
F: On the other hand the Academy can use The Honour Code to combat cheating. An effective Honour Code clearly describes the boundaries of legitimate and illegitimate work.
A: I’m sure that the simple act of signing the Honour Code makes a difference. If people expect you to be honourable, you are more likely to respond with honourable behavior.
B: Quite agree. The feeling of being treated as an adult and responding in kind will be clearly there for many cadets. They won’t violate the trust.
C: So, cadets! Let’s ask our supervisors to introduce the Honour Code and the act of signing it!
A: I’m sure it will help to get rid of cheating!
После презентации игры в группах предлагались темы для обсуждения:
How do you appreciate the idea of simulation?
Have the participants found the right decision?
Have you ever cheated?
Работа над проектом - это творческий процесс. Обучающиеся самостоятельно или под руководством преподавателя занимаются поиском расширения личностно значимой для них проблемы. Это требует от обучающегося умения самостоятельно переносить знания, навыки и умения в новый контекст их использования. Следовательно, в рамках проектной методики у обучающихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения ИЯ на определенном уровне. При этом в учебном процессе создается квазипрофессиональная ситуация, в рамках которой от участника проекта ожидается умение сосредоточить свое внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на содержании. Отсюда не следует бояться ошибок, они вполне естественны и говорят о креативности и попытках обучающегося использовать ИЯ как средство коммуникации.
Работа над проектом имеет не только прагматический эффект (достижение студентами определенного уровня владения языком во всех видах опосредованного и неопосредованного общения), но и большую общеобразовательную значимость, т.е. реализация проекта формирует у обучающихся социальную компетенцию, умение самостоятельно действовать в социальных ситуациях; развивает чувство ответственности за конечный результат; умение публично выступить, доказательно и аргументировано защитить свой проект.
Реализация проекта меняет функциональные обязанности преподавателя и обучающегося. Первый лишь выступает в роли консультанта, а второй активно участвует в выборе организации и содержания обучения ИЯ.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно-деятельностный характер и в полной мере является одной из адекватных форм достижения новых целей обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения ИЯ по своим характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте. Хочется отметить, что в результате проекта «How to combat cheating?» тема «Морально этическое воспитание» была хорошо усвоена обучающимися, была повышена мотивация к проведению дальнейших проектов.
Литература:
«Концепция воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации» Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=973
А.Г.Трофимчук. Нравственное воспитание курсантов военных училищ на основе общечеловеческих ценностей.//дис.канд.пед.наук,195 с., 1999 г.
И.И.Зимняя. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 221 с.