Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;
взносов по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимок, пеней, штрафов по взносам в Пенсионный фонд РФ;
доходов от размещения средств Пенсионного фонда РФ;
штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
безвозмездных поступлений из негосударственных пенсионных фондов;
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
При формировании бюджета Фонда страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на 2016 г. установлены исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Пониженные тарифы страховых взносов в размере 6% предусмотрены для плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Поступления от плательщиков страховых взносов из числа самозанятого населения в 2016 г. определяются в фиксированном размере исходя из минимального размера оплаты труда (с 01.01.2016 г. МРОТ - 6204 руб.) и тарифа 26%, что составляет 19 356,48 рублей, а также 1% с суммы дохода свыше 300 тыс. руб. с установлением верхней границы платежа, рассчитанного из 8 МРОТ. На рисунке 1 прослеживается положительная динамика роста поступлений в ПФ РФ.
Рисунок 1 – Поступление средств Пенсионного фонда РФ [9] значения Севастополя; резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на:
выплаты пособий на погребение получателям пенсий;
оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; гражданам, выезжающим за пределы России;
финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;
прочие расходы.
На сегодняшний день совершенствование пенсионной системы является одним из приоритетных направлений в работе Правительства Российской Федерации. В целях реализации совершенствования пенсионной системы с 08.02.2014 вступило в силу Постановлением Правления ПФР и было опубликовано в Российской газете №41 от 21.02.2014 года, где были внесены изменения в предоставлении сведений индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному сотруднику по единой форме отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР РФ), которые коснулись различных аспектов деятельности указанного фонда:
отражается уплата страховых взносов за периоды с 2014 года единым расчетным документом без выделения страховой и накопительной части;
отражается задолженность по страховым взносам, доначисление и уплата страховых взносов за периоды 2010 – 2013 годов;
в новом подразделе 2.4 формы отражаются особенности уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам проведения специальной оценки условий труда с 1 января 2014 года и аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года;
в индивидуальных сведениях не указывается сумма уплаченных страховых взносов.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах» Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы осуществляют контроль за поступлением в казну сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, то есть является, наряду с ФСС РФ, администратором страховых взносов.
Страхователи предоставляют в ПФР отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному сотруднику по единой форме отчетности, утвержденной Постановлением Правления ПФР, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 18.02.2014 года и опубликованным в Российской газете №41 от 21.02.2014 года.
Организации с численностью работников 50 и более человек начиная с 2011 года представляют отчетность в органы ПФР в электронном виде с электронной цифровой подписью (ЭЦП). В целях экономии рабочего времени и повышения оперативности и качества обработки информации, в таком же порядке возможно представление отчетности организациями и с меньшей численностью.
Федеральным законом от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» с 1 апреля 2016 года вводится для страхователей новая форма отчетности в ПФР.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (вступил в силу с 01.04.2016) страхователь ежемесячно представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Отчетность представляется по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п.
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к которым относятся работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций.
При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц выплат и иных вознаграждений за отчетный период не являются основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М.
Таким образом, на указанных лиц распространяется режим обязательного пенсионного страхования и при уплате страховых взносов у них образуются пенсионные права.
Соответственно, указанные страхователи должны ежемесячно представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) Страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) Фамилию, имя, отчество;
3) Идентификационный номер налогоплательщика.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Таким образом, пенсионное обеспечение является серьезным вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем [5]. Поэтому реформирование пенсионной системы, является неотъемлемым для обеспечения достойной старости населению страны.
Список литературы
1. Федеральный закон от 14.12.2015 №364-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2016 год» 2. Федеральный закон Российской Федерации от 1.12.2014 №385-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" 3. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» 4. Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
5. Медведева Т.В. Финансовый механизм управления формированием и использованием продовольственных запасов // Наука и современность - 2014: сборник материалов ХXVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С.Чернова – Новосибирск: Изд-во ЦРНС. – 2014. - №28. - С. 256-260.
6. Соловьев A. Базовый элемент пенсионной системы // Финансы. - 2013. - № 12. - С. 57—62
7. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru (дата обращения: 14.11.2016 г.)
8. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ. - URL: http://www.rosfinnadzor.ru (дата обращения: 15.11.2016 г.)
9. Федеральная служба государственной статистики РФ. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.11.2016 г.)