ОСОБЕННОСТИ ГРАВЮРЫ НА КАРТОНЕ В ТВОРЧЕСТВЕ И. Н. ВОРОБЬЕВОЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ГРАВЮРЫ НА КАРТОНЕ В ТВОРЧЕСТВЕ И. Н. ВОРОБЬЕВОЙ

Пепеляева В.Л. 1
1Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В художественном наследии мировой графики особое место принадлежит советской гравюре. Если давать характеристику в целом, то советская гравюра демократична, современна, бережно относится к профессиональным традициям и культурным ценностям. Одновременно она является и площадкой для смелого эксперимента в творческом поиске новых техник и материалов в гравюре. В советский период было немало по-настоящему талантливых художников, которых знают не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Русская художница Ирина Николаевна Воробьёва (1932-1993гг) считается одним из таких искуснейших графиков, внесших значительный художественный вклад в развитие советской гравюры.Творческая биография Ирины Николаевны связана с Москвой, где она родилась. Окончив Московскую среднюю художественную школу с серебряной медалью, она в 1951г. поступила в МГХИ им. В.Сурикова по мастерской станковой графики Е.А. Кибрика. Уже в своем раннем творчестве она проявляла большой интерес к различным техникам печатной графики. Дипломная работа - серия линогравюр «Люди целины», в какой-то мере определила основное направление творческого пути Ирины Воробьёвой как художника-графика. Она работает в линогравюре, офорте, гравюре на картоне, акварели, создает множество иллюстраций для ряда книг издательств «Детская литература», «Молодая гвардия», «Советская Россия». Печатная графика прочно занимает ведущее место в творчестве И.Н.Воробьевой. Работая художником-эстампистом в Московском комбинате графического искусства РСФСР (1964-1967гг), она совершенствуется в традиционных техниках эстампа. Параллельно разрабатывает новые технологические приемы в процессе создания гравюры, связанные с использованием современного материала - картона. Картон, как материал для гравюры открыл в 1924г советский художник-иллюстратор К.В.Кузнецов. Для печатной формы используется картон различной плотности, но лучше всего подходит для клише твердый, с гладкой поверхностью. Универсальность этого материала в том, что его можно использовать для всех видов печати: высокой, глубокой и плоской. Этот вид гравюры довольно молодой и стоит особняком, но набирает популярность среди любителей и профессионалов в связи с доступностью недорогого материала для работы, получением абсолютно разных оттисков с одной печатной формы, богатством и разнообразием изобразительных средств, относительной безопасностью процесса гравирования по картону. Гравюра на картоне малотиражна, но при хорошо защищенной печатной форме позволяет сделать до 60-80 оттисков. Все они будут хоть немного, но отличаться друг от друга или сильно разниться. Печатная форма делается легко, поскольку материал для гравирования мягкий, а вот сама печать капризна. Многое зависит от того, как нанесена краска, сколько положено слоев, от влажности бумаги, давления вала, качества картона, и, конечно же, художественного чутья автора. Для гравюры на картоне доступны все жанры и все направления искусства. О новых веяниях в печатной графике в 60-80 гг. писали Ю.И. Герштейн и В. Чуркин в статьях журналов: «Юный Художник», «Искусство», «Художник». В основном, они рассматривали технические приемы работы с картонной матрицей, не затрагивая вопросов создания образов в цветной гравюре.

Именно вопрос как сделать цветной оттиск с гравюры на картоне максимально художественным, с выраженным живописным колоритом волновал многих художников.

Известно, что цветные оттиски с гравюры на картоне можно получить, как и в других видах графики, делая отдельную доску для каждого цвета. Но И.Н.Воробьева разработала своеобразный способ цветной печати с картонного клише, который применим только на картоне. Уникальность изобретения в том в том, что в основе техники лежит система последовательной многослойной печати цветом с одной рабочей формы (клише).

Этот новаторский прием в работе над цветной гравюрой принес ей всероссийскую известность и дал возможность советской школе эстампа встать в авангарде мирового графического искусства.Работы И.Н. Воробьевой представлены в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в 90 музеях и галереях России, а также в музеях стран бывшего СССР, Египте, Франции, Германии, Италии и других стран мира. Художница в своем творчестве рассуждает выразительным графическим языком о сложных судьбах простых людей в военное и мирное время.

«Идет почтальон» (Из серии «Женщины России в годы войны», 1971г) Гравюра на картоне

С особым теплом и реализмом повествуют нам об этих суровых буднях работы из серии «Женщины России в годы войны» и «По республикам Средней Азии». Ирина Николаевна создала одних только гравюр около 180 штук. В собрании графики Красноармейской Картинной Галереи (г. Красноармейск, Московская область) хранится более 40 произведений Воробьевой, среди них и цветные гравюры на картоне, выполненные в оригинальной технике многослойной цветной печати гравюры на картоне с одного клише. В 2010г. в выставочном зале этой галереи прошла памятная персональная выставка графики из собрания работ художника.

«Пастушок» (гравюра на картоне,1969г)

«Автопортрет» (цветная гравюра на картоне,1970г)

Эстампы Воробьевой И.Н. - это демонстрация бесконечных возможностей техники гравюры на картоне, представляющих иногда пограничный между графикой и живописью жанр с широтой диапазона фактур картона и градаций тона и цвета в оттисках. Варьируя толщину красочного слоя и силу нажима, она достигала в своих работах невероятно интересных живописных эффектов. Применение офортного станка для создания цветных гравюр на картоне расширяло и обогащало возможности этой техники. Оттиски, полученные с помощью станка выглядят более мягкими и цельными.

«Ковровщица» (цветная гравюра на картоне 1983г)

Хотя цветная гравюра и печатается способом высокой печати, в работах Воробьевой И.Н. нет характерных для этого вида печати контрастности линий и тона, в большей степени мы наблюдаем богатый набор фактур, дающий живописный оттиск с вариативностью тона и цвета.

В наше время, когда интерес к гравюре на картоне возрос, в связи с доступностью множества современных материалов, разработки И.Н. Воробьевой по технике печати с картонного клише приобретают особую актуальность и новое звучание в освоении искусства графики.

Использованные источники

1. Герштейн Ю. Гравюра на бумажных формах. Статья «Художник» 1962г. №6, «Искусство» 1958г. №10

2. Варшавский В.Л. «Очерки по истории и техники гравюры». Из-во «Изобразительное искусство» М. 1987г.

3. Розанова Н.Н. «Советская гравюра» Из-во «Изобразительное искусство» М. 1987г.

4. Чуркин В. Гравюра на картоне. Статья «Юный художник», 1988г. №12

5. http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Vorobiova.htm

6. http://artru.info/ar/3730/

7. http://www.liveinternet.ru/users/4325490/post387615895/

Просмотров работы: 632