Именно вопрос как сделать цветной оттиск с гравюры на картоне максимально художественным, с выраженным живописным колоритом волновал многих художников.
Известно, что цветные оттиски с гравюры на картоне можно получить, как и в других видах графики, делая отдельную доску для каждого цвета. Но И.Н.Воробьева разработала своеобразный способ цветной печати с картонного клише, который применим только на картоне. Уникальность изобретения в том в том, что в основе техники лежит система последовательной многослойной печати цветом с одной рабочей формы (клише).
Этот новаторский прием в работе над цветной гравюрой принес ей всероссийскую известность и дал возможность советской школе эстампа встать в авангарде мирового графического искусства.Работы И.Н. Воробьевой представлены в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в 90 музеях и галереях России, а также в музеях стран бывшего СССР, Египте, Франции, Германии, Италии и других стран мира. Художница в своем творчестве рассуждает выразительным графическим языком о сложных судьбах простых людей в военное и мирное время.
«Идет почтальон» (Из серии «Женщины России в годы войны», 1971г) Гравюра на картоне
С особым теплом и реализмом повествуют нам об этих суровых буднях работы из серии «Женщины России в годы войны» и «По республикам Средней Азии». Ирина Николаевна создала одних только гравюр около 180 штук. В собрании графики Красноармейской Картинной Галереи (г. Красноармейск, Московская область) хранится более 40 произведений Воробьевой, среди них и цветные гравюры на картоне, выполненные в оригинальной технике многослойной цветной печати гравюры на картоне с одного клише. В 2010г. в выставочном зале этой галереи прошла памятная персональная выставка графики из собрания работ художника.
«Пастушок» (гравюра на картоне,1969г)
«Автопортрет» (цветная гравюра на картоне,1970г)
Эстампы Воробьевой И.Н. - это демонстрация бесконечных возможностей техники гравюры на картоне, представляющих иногда пограничный между графикой и живописью жанр с широтой диапазона фактур картона и градаций тона и цвета в оттисках. Варьируя толщину красочного слоя и силу нажима, она достигала в своих работах невероятно интересных живописных эффектов. Применение офортного станка для создания цветных гравюр на картоне расширяло и обогащало возможности этой техники. Оттиски, полученные с помощью станка выглядят более мягкими и цельными.
«Ковровщица» (цветная гравюра на картоне 1983г)
Хотя цветная гравюра и печатается способом высокой печати, в работах Воробьевой И.Н. нет характерных для этого вида печати контрастности линий и тона, в большей степени мы наблюдаем богатый набор фактур, дающий живописный оттиск с вариативностью тона и цвета.
В наше время, когда интерес к гравюре на картоне возрос, в связи с доступностью множества современных материалов, разработки И.Н. Воробьевой по технике печати с картонного клише приобретают особую актуальность и новое звучание в освоении искусства графики.
Использованные источники
1. Герштейн Ю. Гравюра на бумажных формах. Статья «Художник» 1962г. №6, «Искусство» 1958г. №10
2. Варшавский В.Л. «Очерки по истории и техники гравюры». Из-во «Изобразительное искусство» М. 1987г.
3. Розанова Н.Н. «Советская гравюра» Из-во «Изобразительное искусство» М. 1987г.
4. Чуркин В. Гравюра на картоне. Статья «Юный художник», 1988г. №12
5. http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Vorobiova.htm
6. http://artru.info/ar/3730/
7. http://www.liveinternet.ru/users/4325490/post387615895/