ОСОБЕННОСТИ РУЧНОЙ МОТОРИКИ И ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РУЧНОЙ МОТОРИКИ И ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ

Тасуева М.А. 1
1ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Гуманитарный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»И. Кант

Дети в процессе освоения грамоты часто сталкиваются с трудностями в написании букв. Они очень напряжены и неправильно держат ручку. Крючочки и петельки оказываются неровными, нажим неравномерным, линии «дрожат», пишут не на рабочей строке, буквы выходят разного размера, не могут выдержать расстояние между буквами.

Все это доказывает то, что навык графического письма у ребенка вовремя не был развит. Формирование этого навыка зависит не только от качества движений кистей рук, пальцев, координации и точности движений, тренированности мышц, но и от уровня развития пространственных представлений, двигательной и зрительной памяти, психических процессов внимания. Освоить каллиграфию помогает способность к сравнению, наблюдению, к творческому воображению, а также интерес ребенка к работе, его аккуратность, усидчивость.

Как доказывает практика, педагогам и родителям важно знать особенности, при которых формируется навык почерка, письма, а также темп и возможную скорость на разных этапах обучения.

Школьники, которые испытывают трудности в процессе освоения письма, нуждаются в особом внимании. Они замедляют общий темп работы учащихся в классе, вследствие этого нуждаются в индивидуальном подходе. Им нужна специальная система занятий в школе и дома.

Механизм развития графомоторного навыка сложен, а структура его многокомпонентна. На успешность развития навыка письма могут влиять разные факторы, например, умение ребенка управлять мышцами кисти руки.

Письмо – это один из сложных координационных навыков, который требует слаженную работу всей руки и мелких мышц кисти, а также слаженной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – трудоемкий и длительный процесс, который дается не всем детям легко. Ход написания каждой буквы – это процесс, приводящий в действие сформированный моторно-мыслительный стереотип, который опирается на зрительное восприятие. Сигналы, запускающие алгоритм последовательных моторных действий в ходе написания буквы идут от центра к периферии, т.е. от коры головного мозга к мышцам кисти руки и пальцам. Этих центральных сигналов при написании одной буквы подается ровно столько, сколько у буквы элементов.

Следовательно, работу по подготовке ребенка к обучению письму следует начинать еще в добукварный период обучения грамоте. Е.В. Владимирова, Р.Д. Триггер в своем пособии «Я учусь писать», указывали, что подготовку к обучению каллиграфического письма нужно вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по воспитанию графических навыков, ориентировке на листе бумаги, т.е. обосновать подход к развитию кисти руки как заблаговременному и комплексному процессу [2].

Е.Г. Тунина, Н.В. Гатанова указывают, что четкие представления о размерах и форме предметов, об их положении относительно друг друга и в пространстве, хорошо развитая пространственная ориентация позволят детям обойти те проблемы, которые могут возникнуть в младших классах. Ведь правильная пространственная ориентация нужна даже при оформлении записей в тетради. Кроме этого, современным учебным процессом предусмотрена работа с структурно-логическими схемами, графическими моделями, символическими опорами, в понимании которых важно знание пространственных отношений. И математические, и лингвистические знания хранятся в фундаменте ориентации в пространстве [3].

Анализ специальной литературы подтверждает, что письмо является результатом сознательной психической деятельности, а для того чтобы овладеть этим навыком необходим целый ряд психофизических компонентов. Обязательными условиеми для их слаженной работы будет являться нормальное развитие фонематического восприятия, устойчивое внимание, развитие просодической, звукопроизносительной, грамматической и лексической стороны речи.

Необходимая при обучении письму ассоциация слухо-речедвигательных и зрительных представлений с кинестетическим образом букв обеспечивается сложными межанализаторными взаимоотношениями, в которых функциональные возможности двигательного анализатора играют значительную роль.

С этой целью учитель-логопед исследует моторику пальцев, артикуляционный аппарат, общую моторику (самоконтроль, ритм, двигательную память, темп). По результатам диагностики составляется индивидуальная программа для улучшения графомоторных навыков ученика. На уроках часто проводятся пальчиковые упражнения (гимнастика мозга), пальчиковая гимнастика, физминутки, физминутки на развитие пространственных представлений, рисование обеими руками. Очень важно, чтобы подобные упражнения и задания мотивировали и активизировали детей на достижение положительных результатов. Графические диктанты также являются упражнениями коррекционно-развивающей направленности. Распространение получили графические диктанты в тетрадях в клеточку. За некоторое время до такого диктанта учитель-логопед проводит подготовительные упражнения, которые направлены на уточнение направлений (право, лево, низ, верх и т.д.). Затем, задействовав вербальную инструкцию, проводит графический диктант.

Проводится разъяснительная, профилактическая беседа с родителями о важности посещения уроков труда, рисования, физической культуры. Следовательно, на почерк детей влияет не только хорошо освещенное рабочее место, правильная посадка ученика, но также и качество развития мелкой моторики, пространственной ориентировки, высших психических функций, что требует целенаправленной и систематической работы по их формированию.

У многих детей, особенно городских, встречается общее моторное отставание. Раньше «бытовых» занятий, развивающих пальцы рук, было большое количество. Родителям, следовательно, и детям приходилось много работать руками: стирать белье, вышивать, перебирать крупу, вязать и т.д. Сейчас на эти задания есть по машине. Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», кофточки, куртки и другую одежду на кнопках или «молниях». Все это экономит силы и время воспитателя, облегчает его работу, но замедляет формирование движений пальцев ребенка.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому в последнее время развитию мелкой моторики уделяется всё большее внимание.

Педагоги, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму для того, чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук.

В научных работах как отечественных, так и зарубежных авторов отмечено, что первоклассники часто страдают нарушением деятельности кисти. Недостаток ее развития препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности, и несомненно, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Поэтому для первоклассников огромное значение имеет проведение последовательной работы по развитию пространственных представлений, по целенаправленному развитию координационных способностей и мелкой моторики.

Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у школьников рук - развиваем и языковой аппарат.

Учитывая все выше сказанное, хочется отметить, что особенное внимание каждый педагог должен уделяться развитию мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия младших школьников. С этой целью педагогам необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы на занятиях.

Формирование элементарных графических навыков – это великолепный способ развития ребёнка.

Во-первых, это мощное психотерапевтическое средство. Ребёнок, оставляя след фломастера или карандаша на бумаге, начинает ощущать себя личностью.

Кроме того, это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребёнка. Работа над графическими навыками – прекрасный способ воспитания ориентировки на листе бумаги. Это также средство развития мышления.

У ребёнка с дисграфией, как правило, графические навыки развиты плохо. Поэтому работа над развитием графических навыков является частью комплексного коррекционного занятия. В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память. С детьми младшего школьного возраста необходимо проводить простейшие графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве: «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»; ритмические круговые движения «Намотаем нитки», «Соберем веревочку»; волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях «Летит бабочка». Обведи рисунок, составь картинку по точкам-штрихам и штриховка. Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил, так как в первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть, правильно держать карандаш, бумагу.

Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает разные виды штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений. При работе со штрихом развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, его логическое мышление, активизируются творческие способности, что имеет большое значение для детей с дисграфией.

Литература

  1. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторного навыка. Журнал Логопед №2. 2004.

  2. Триггер Р.Д, Владимирова Е.В., Мещеякова Т.А. Я учусь писать. – М.: Галс Плюс, 1994. – 78 с.

  3. Тунина Е.Г., Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 144 с.

Просмотров работы: 1044