ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Колыванова М.С. 1
1Саратовский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире актуальной стала проблема ценностных ориентаций мужчин и женщин. Изучение психологии, манеры поведения, отличие их друг от друга, различность ценностных ориентиров, имеет непосредственное отношение не только к самой личности как к таковой, но и ко всему обществу в целом. В последние годы в различных областях научного знания, в том числе и в педагогике, все активнее заявляет о себе гендерная проблематика.

Чтобы лучше понять данную проблему, необходимо разобраться в ее основных понятиях. Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа разделяются на мужчин и женщин. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами.

Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив.

Какие бы ни были биологические основы, гендерные различия по большей части – результат воспитания. Мальчиков и девочек воспитывают как мальчиков и девочек, по нормативным представлениям культуры, тем самым прививая им определенные гендерные роли. Это воспитание происходит в каждой семье с помощью окружающих, а иногда и государства.

Гендерные роли – набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Мальчики носят голубое; девочки – розовое. Мальчики играют в машинки; девочки – в куклы. Мужчины ходят на работу; женщины – воспитывают детей и ведут хозяйство. Когда человек выбивается из определенной им обществом роли, это вызывает непонимание или даже отторжение со стороны социума, так как в основе гендерных ролей лежат гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в обществе представления о выполнении той или иной социальной роли мужчиной и женщиной. Вступая в социальный мир, каждый индивид (мужчина или женщина) обязан выбирать из готового набора стереотипов поведения тот, который соответствует его возможностям при выполнении гендерных ролей (гендерные стереотипы).

На протяжении долгого времени эти гендерные стереотипы не только жили в головах людей, но и влияли непосредственно на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование.

Проблема дифференцированного подхода в воспитании детей разного пола нашла отражение в трудах многих выдающихся педагогов прошлого. Наиболее полно идея дифференцированного подхода в воспитании детей разного пола обоснована в трудах выдающегося французского мыслителя и педагога Ж. – Ж. Руссо. Психические различия мужчин и женщин он объяснял жизненным предназначением представителей мужского и женского пола. Жизненное предназначение женщины, по мнению Руссо, состоит в том, чтобы быть хорошей матерью и женой, истиной хранительницей очага. В мальчике же нужно воспитать будущего гражданина, достойного члена общества.

В России XVII–XVIII вв., как и в странах Западной Европы, педагогическая теория и практика главным образом решали задачи воспитания и образования мальчиков.

Раздельное обучение практиковалось в Российской империи почти во всех средних учебных заведениях (пансионах, гимназиях, прогимназиях, реальных училищах и других). Исключение составляли коммерческие училища и некоторые частные учебные заведения, где допускалось совместное обучение. Объём знаний, который давался в женских учебных заведениях, и права, которые получали их выпускники, был меньше, чем у выпускников мужских учебных заведений.

В РСФСР в мае 1918 введено обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Эта мера должна была устранить неравноправие женщин и мужчин в области образования, существовавшее до этого. Образование в СССР оставалось таким до конца его существования. Традиция впоследствии была унаследована и Российской Федерацией.

Несмотря на то, что обучение мальчиков и девочек в большинстве стран ведется совместно, до сих пор находятся противники данного подхода к образованию. Сторонники раздельного обучения обуславливают необходимость в нем психо-физиологическими различиями детей мужского и женского пола.

Отличия начинают проявляться уже в раннем возрасте, хотя невооруженным взглядом их заметить довольно трудно. Согласно исследованию, в ходе которого было изучено более 3000 двухгодовалых близнецов, выяснилось, что девочки значительно опережают мальчиков, как по вербальным, так и по невербальным способностям. Разница ничтожно мала, однако, с возрастом различий становится только больше.

В детском саду или в первом классе школы гендерные различия в пространственно‑визуальных способностях становятся более заметными. В 4 года уже мальчики значительно превосходят девочек при выполнении задач, измеряющих точность пространственных изменений. Позже эта разница увеличивается. Мальчики и мужчины лучше умеют пользоваться картой и компасом, тогда как девочки, указывая кому‑то дорогу, чаще называют конкретные приметы ландшафта. На соревнованиях по ориентации в пространстве, проводимых Национальным географическим обществом США, несмотря на равное участие в них мальчиков и девочек, последние не доходят до финала, так что все 10 финалистов оказываются мальчиками. Единственная пространственная способность, в которой девочки опережают мальчиков, – запоминание положения вещей в пространстве.

Во время школьного обучения преимущество также остается в хрупких женских руках. Исследования, проведенные канадским Университетом Нью-Брансвика, подтвердили, что девочки учатся лучше мальчиков, особенно в начальной и средней школе. У девочек отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на 1 балл. У мальчиков наблюдаются различия отметок по разным предметам. Возможно, это связано с тем, что мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать разные типы мышления на разных уроках, при изучении разных предметов. Девочки же применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала.

Девочки уже в раннем детстве имеют небольшое преимущество перед мальчиками в овладении языком, к шести годам мальчики их догоняют, но они значительно чаще девочек страдают расстройствами устной речи и письма. Согласно данным Министерства образования США, между 1988 и 1996 годами девочки четвертых, восьмых и одиннадцатых классов очень сильно опережали мальчиков по достижениям в письме, показатели восьмиклассниц по этому признаку были равны показателя мальчиков из одиннадцатых классов. Быть может, поэтому девочки склонны выбирать гуманитарные специальности и избегать точных и естественных наук, где их вероятность преуспеть не так велика.

Традиционно считается, что математика – мужская наука и успеваемость по ней у мальчиков выше, чем у девочек (особенно это касается геометрии, для которой требуется хорошо развитое пространственное мышление). Однако, результаты международных образовательных исследований показывают, что в странах с наибольшим гендерным равенством (Норвегия, Швеция и особенно Исландия) преимущество мальчиков в математике исчезает, и девочки получают равный с ними результат, при этом девичьи отметки по языку тоже улучшаются, так что мальчики продолжают от них отставать.

Высокая успеваемость девочек в школе приводит к тому, что больший процент поступает в высшие учебные заведения. Доля дипломированных девушек в этом поколении на 11,5 % выше доли мальчиков. Но хотя по всем предметам и на всех ступенях обучения отметки у девочек выше, чем у мальчиков, им труднее найти себе хорошую работу, они выбирают менее доходные занятия. Девочки реже выбирают предметы и специальности, связанные с естественными науками и техникой. Из 17 тысяч опрошенных петербургских десятиклассников и одиннадцатиклассников 85 % планировали получить высшее образование, но техника, инженерные профессии и информационные технологии привлекают втрое больше мальчиков, чем девочек (48 % против 15). В сфере экономики, бизнеса и финансов хотели бы работать 24 % мальчиков и 41 % девочек, тогда как социально‑гуманитарные профессии привлекают лишь 9 % мальчиков и 23 % девочек.

Исходя из написанного выше, нетрудно себе представить, почему многие не удовлетворены современной «совместной» системой школьного образования. Некоторые считают, что обучение девочек и мальчиков в общих классах, не только является абсолютно неэффективным, так как не учитывает их нейропсихологические особенности, но и даже вредоносным. Это заставляет детей примерять на себе несвойственные им гендерные роли, делает девочек маскулинными, а мальчиков феминизированными, что якобы ведет к вырождению традиционного общества, а вместе с ним и всего «рода человеческого».

Многие педагоги видят выход в «гендерной педагогике» - изучающий особенности гендерной социализации, обучения и воспитания мальчиков и девочек. Она предлагает вернуть систему раздельного обучения, с целью максимального учета особенностей развития мальчиков и девочек и приспособления учебной программы под них.

Учение подвергалось неоднократной критике в неправильном определении таких понятий, как «пол» и «гендер», а также подмене одного другим. Авторы данной системы придерживаются идеи обусловленности гендерных различий половыми, что ведет к навязыванию гендерных стереотипов, а также мешают самореализации и развитию ребенка.

Так, все же, как нужно учить детей? Вместе или раздельно? В России вопрос давно решен в пользу совместного обучения. Отечественная педагогика ориентирована на абстрактного ребенка без учета его половой принадлежности. Множество элементов системы образования одинаковы для всех детей: все они должны пойти в школу в одном возрасте; учиться в одну смену; у всех детей в классе одна и та же учительница; и мальчики, и девочки слушают одно и то же объяснение у доски, получают в руки одинаковые книги и тетради. По окончании школы, они имеют равные шансы поступить в вуз, на ту специальность, которую захотят. Однако, несмотря на значительные шаги, сделанные для искоренения биологического детерминизма, половая и гендерная дискриминация все еще присутствует в современном обществе. Для успешной борьбы с ней, необходимо совершенствовать систему образования, чтобы вложить в детские умы идею равенства меж всеми членами нашего социума.

Список литературы

Сиротюк А.Л. Актуальность гендерной дифференциации обучения //Народное образова-ние. 2003. No4.

Ерофеева Н.Ю. Основы категорий гендерной педагогики// Вестник Удмуртского университета. 2009 №2

Басманова Е. С. Гендерные особенности детей в организации образовательного процесса // Молодой ученый. 2014. №17.

Гендер: Чем определяется наш социальный пол? - [Электронный ресурс]. Режим доступа:- http://www.psychologos.ru/articles/view/gender_dvoe_zn__chem_opredelyaetsya_nash_socialnyy_pol_vop_zn_

Градусова Л.В. Гендерная педагогика. Учебное пособие

Просмотров работы: 559