С целью определения понятия социальной дезадаптации был проведен анализ процесса семейного функционирования семьи как социального института. По результатам анализа, социально-дезадаптированная семья может быть представлена следующим образом: а) семья, которая не обеспечивает простого воспроизводство населения, количественная структура данной семьи имеет «отклонение от нормы»; б) малообеспеченная семья, доход каждого члена которой не достигает прожиточного минимума; в) семья, имеющая с своем составе лиц с наличием психических/физических заболеваний; г) семья, где у членов семьи низкие уровни профессиональной квалификации и образования; д) семья, члены которой осуществляют противозаконную деятельность, уже совершили правонарушение или преступление; е) по отношению к данной семье общество настроено противоречиво или негативно [5]. Степень социальной дезадаптации семьи зависит от количества выделенных характеристик: чем их больше, тем выше уровень социальной дезадаптации.
Сущность социальной работы с социально-дезадаптированными состоит в том, чтобы обеспечить защиту и безопасность данной категории семей. Социальная работа направлена, в том числе, и на то, чтобы помочь семье справиться с социальной дезадаптацией. Согласно Постановлению Правительства Архангельской области от 07.12.2010 n 373-пп (ред. от 03.07.2012) «Об утверждении Положения о формировании, ведении и использовании единого областного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении», в области применяется порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношений семей, находящихся в социально опасном положении.
Схема взаимодействия специалиста по социальной работе с социально-дезадаптированной семьей может быть представлена следующим образом:
1. В государственное учреждение от органов системы профилактики поступает информация о нарушении прав и интересов ребёнка в конкретной семье, – из школы, детского сада, поликлиники, от участкового, соседей, родителей других детей и т.д. Специалисты по социальной работе делают запросы о характеристике семьи в органы и учреждения системы профилактики.
2. В течение 10 рабочих дней со дня получения информации организуется первичное обследование условий жизни семьи; составляется акт посещения семьи, в котором прописываются характер взаимоотношений в семье, санитарно-бытовое состояние жилого помещения, наличие или отсутствие у ребенка места сна и отдыха, места для самостоятельной работы, одежды по сезону, школьных принадлежностей, игрушек и т.д.
3. Организуется консилиум, собрание специалистов, на котором делается вывод о постановке семьи на учет в категорию «социально-опасное положение» или на контроль как семью группы риска.
4. При постановке семьи в социально-опасное положение готовится соответствующее заключение. В течение 3 рабочих дней копия данного заключения направляется в органы и учреждения системы профилактики.
5. Органы и учреждения системы профилактики, получив копию заключения о постановке на учет несовершеннолетнего или семьи, находящихся в социально опасном положении, в течение 3 рабочих дней со дня получения заключения принимают в рамках своей компетенции решение о постановке семьи на ведомственный учет и об организации индивидуальной профилактической работы.
6. В комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы вносятся предложения органами и учреждениями системы профилактики в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения о постановке семьи на учет.
7. В течение 10 рабочих дней со дня постановки семьи на учет специалист по социальной работе осуществляет подготовку комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.
8. Подготовленный комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы направляется в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения и утверждения на очередном заседании.
9. Утвержденный комплексный межведомственный план индивидуальной профилактической работы направляется не позднее 3 рабочих дней после его утверждения в органы и учреждения системы профилактики для его реализации в пределах их компетенции.
10. Специалист по социальной работе, непосредственно взаимодействующий с семьей, осуществляет текущие и контрольные посещения семьи, отслеживает динамику изменения ситуации в семье. В зависимости от причин постановки семьи на учет специалист по социальной работе проводит профилактические беседы с семьей и несовершеннолетним, направленные на предупреждение повторных правонарушений на вовлечение ребенка в систему дополнительного образования, дает рекомендации на обращение к другим специалистам (психологу, психиатру-наркологу и др.) при необходимости.
11. Специалист по социальной работе один раз в шесть месяцев запрашивает у органов и учреждений системы профилактики информацию о реализации комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы с семьей, формирует общий отчет и направляет его в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
12. Спустя год с момента постановки семьи на учет собирается специальный консилиум представителей органов и учреждений системы профилактики, на котором обсуждаются результаты работы специалистов с семьей, решается вопрос о снятии семьи с учета [1].
Как мы видим, существующая схема работы с социально-дезадаптированной семьей отражает субъект-объектную позицию. Для того чтобы повысить эффективность взаимодействия с семьей, необходимо помочь семье занять позицию субъекта, имеющего необходимые ресурсы для преодоления возникающих проблем. Согласно профессиональному стандарту специалиста по работе с семьей, одна из функций работника заключается как раз в активизации потенциала семьи, поддержки их ресурса и реализацию услуг по организации вывода семьи из трудной жизненной ситуации [2]. Это выступает одной из граней обеспечения социальной безопасности социально-дезадаптированной семьи, что вызывает потребность в поиске нестандартных подходов к организации работы с данной семьей. На наш взгляд, именно аксиологическая составляющая ресурного потенциала семьи является наиболее перспективной и эффективной, позволяющей рассмотреть, с одной стороны, семью как ценность, с другой – семейные ценности как ресурс поддержания семьи в состоянии полноценного функционирования.
Мы согласны с позицией И.Ф. Дементьевой, которая при изучении структуры воспитательных ресурсов семьи делает следующие выводы о значимости семейных ценностей:
Во-первых, семейная ценностная система обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия, направленного на личностное развитие молодого поколения.
Во-вторых, наличие в семье устойчивой системы семейных ценностей и ценностных ориентаций является гарантом должного воспитания молодого поколения и может послужить в качестве устойчивого противовеса негативным социальным воздействиям, что является весомым аргументом разработки государственной политики, направленной на поддержку семьи как института воспитания детей.
В-третьих, трансформация российского общества повлекла за собой к нивелированию большинства социальных ценностей эпохи социализма, но при этом еще не сформирована четкая система ценностей новой эпохи, что определяет некоторые сложности воспитательных процессов в виду отсутствия неопределенности перспективной стратегии социальных приоритетов, неустойчивости ориентиров, определяющих будущее развитие общества [3]. Определение социальных ориентиров развития российского общества с акцентом на семейные ценности, может в значительной мере способствовать облегчению трудностей семьи и других социальных проблем.
Социальная работа с социально-дезадаптированной семьей, как мы видим, отличается особой сложностью и многозадачностью. Необходимо выстроить особую траекторию оказания помощи такой семье, в связи с этим, исследование ценностей социально-дезадаптированной семьи приобретает особую актуальность. Опора на позитивные и общепризнанные ценности и нивелирование ценностных негативных ориентиров выступают потенциальным ресурсом для построения и внедрения наиболее эффективных форм работы с данной категорией семей.
Список литературы:
1.Постановление Правительства Архангельской области от 07.12.2010 n 373-пп (ред. от 03.07.2012) «Об утверждении положения о формировании, ведении и использовании единого областного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, и порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на территории Архангельской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: arhcity.ru/data/1513/PP373%20.rtf(дата обращения: 22.12.2016).
2.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 № 683н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с семьёй». – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70558542/(дата обращения: 28.11.2016).
3.Свечников В.П., Кирячок Е.А Системные ценности и направленность ценностных ориентаций семьи и общества // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2012. - №1. - С.131-134.
4.Солодников В.В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения // Социологические исследования. - 2004. - № 6. - С. 76-85.
5.Солодников В.В. Социально дезадаптированная семья как объект социологического анализа // Социальная политика и социология. - 2002. - № 4.