В Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические универсаьные действия, а также постановку и решение проблемы.
Анализируя программу развития познавательных УУД выделим умения, которые станут результатом: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения учебных задач; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины); создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Исходя из этого, нами было разработано задание, которое направленно на перечисленные выше умения, главным образом на умения анализа изученного материала, синтеза, умения устанавливать причинно-следственные связи, рассуждения и умения делать выбор.
Задание.Составьте структурные формулы приведенных в таблице классов соединений для молекул, содержащих по ___ атома углерода. Назовите их. Заполните пропуски в названии химических свойств. Выберите из них, характерные данному классу и напишите получившийся продукт в результате химического превращения, указав условия для его осуществления.
Алкан(______) |
Алкен(_____) |
Алкдиен(____) |
Алкин(____) |
|
Структурная формула. Название |
||||
Химические свойства |
||||
__________________+ H2 |
||||
_________________+ Cl2 |
||||
_________________+ HCl |
||||
________________+ H2O |
||||
_________________+ O2 |
||||
___________________t |
||||
_________________+ [O] |
||||
_______________+ H2SO4 |
||||
полимеризация |
||||
Специфические свойства |
На первом этапе учащиеся заполняют пропуск в графе общая электронная формула класса соединений. Выполнение этой ступени задания возможно двумя путями: воспроизведение ранее полученных знаний и их вывод при написании структурной формулы в следующей графе. И первый и второй способ имеет место быть. Их параллельное включение в задание позволяет выявить учащихся с низким уровнем знаний по изученному материалу:
Если учащийся указал только общую электронную формулу класса соединений, но не смог составить структурную формулу – это является признаком низкого усвоения изученного материала, проще говоря ребенок вызубрил материал не понимая его.
Если учащийся правильно составил структурную формулу, но не смог вывести общую электронную формулу – это является сигналом к тому что ребенок усвоил материал на отдельных представителях класса соединений, не проводя при этом взаимосвязь между ними, что является не очень высоким уровнем усвоения, т. к отсутствует применение навыка синтеза, развитие которого предполагает современный стандарт образования.
Если учащийся правильно составил структурную формулу и вывел общую электронную формулу – это показывает высокий результат усвоения пройденного материала.
На следующем этапе учащиеся переходят к химическим свойствам представителей определённых классов. Для этого вначале необходимо проанализировать и назвать приведённые химические свойства. Выбрать из них те, которые свойственны этому классу. В последней графе предлагается вспомнить специфические химические свойства, которые так же необходимо назвать.
Этот этап нацелен на то, чтобы обучающийся научился самостоятельному обоснованному выбору и анализу. Оценка этого материала также осуществляется с позиции 3-х этапов:
Если учащийся из списка химических свойств не написал не чего, либо написал на угад – низкий уровень.
Если учащийся выбрал реагенты и написал продукты верно, но не указал специфических свойств, то уровень усвоения средний и указывает на низкую способность анализировать и синтезировать пройденный материал, опираясь на характерную особенность старения.
Если учащимся верно выбраны реагенты и написаны продукты реакции, указаны при этом специфические свойства – показатель высокого уровня усвоения не только материалов изученных тем, но и умений анализа и синтеза.
(название химических свойств при этом не играет на столько важной роли в оценки, т. к одновременно оценку можно проводить с разных сторон, какую при этом использовал ребенок выбрать не возможно в данном случае, – воспроизведение и осознанное название).
Задание, предложенное нами позволит не только за короткий промежуток времени охватить контроль знаний по объемному материалу, но и сформировать, и даже оценить умения, которые отражены в системе познавательных УУД.
Список используемой литературы:
Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 118 с.
Тихомиров, О.К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/(дата обращения 10.01.2017).