ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ ХИМИИ В 10 КЛАССЕ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ ХИМИИ В 10 КЛАССЕ.

Щаулова А.П. 1
1ФГБОУ ВО "СНИГУ им.Чернышевского" г.Саратов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В системе современного образования особое место занимает формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Из них выделяют несколько типов, но одним из наиболее приоритетных, на наш взгляд является развитие познавательных УУД– это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

В Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические универсаьные действия, а также постановку и решение проблемы.

Анализируя программу развития познавательных УУД выделим умения, которые станут результатом: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения учебных задач; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины); создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Исходя из этого, нами было разработано задание, которое направленно на перечисленные выше умения, главным образом на умения анализа изученного материала, синтеза, умения устанавливать причинно-следственные связи, рассуждения и умения делать выбор.

Задание.Составьте структурные формулы приведенных в таблице классов соединений для молекул, содержащих по ___ атома углерода. Назовите их. Заполните пропуски в названии химических свойств. Выберите из них, характерные данному классу и напишите получившийся продукт в результате химического превращения, указав условия для его осуществления.

 

Алкан(______)

Алкен(_____)

Алкдиен(____)

Алкин(____)

Структурная формула. Название

       

Химические свойства

__________________+ H2

       

_________________+ Cl2

       

_________________+ HCl

       

________________+ H2O

       

_________________+ O2

       

___________________t

       

_________________+ [O]

       

_______________+ H2SO4

       

полимеризация

       

Специфические свойства

       

На первом этапе учащиеся заполняют пропуск в графе общая электронная формула класса соединений. Выполнение этой ступени задания возможно двумя путями: воспроизведение ранее полученных знаний и их вывод при написании структурной формулы в следующей графе. И первый и второй способ имеет место быть. Их параллельное включение в задание позволяет выявить учащихся с низким уровнем знаний по изученному материалу:

  1. Если учащийся указал только общую электронную формулу класса соединений, но не смог составить структурную формулу – это является признаком низкого усвоения изученного материала, проще говоря ребенок вызубрил материал не понимая его.

  2. Если учащийся правильно составил структурную формулу, но не смог вывести общую электронную формулу – это является сигналом к тому что ребенок усвоил материал на отдельных представителях класса соединений, не проводя при этом взаимосвязь между ними, что является не очень высоким уровнем усвоения, т. к отсутствует применение навыка синтеза, развитие которого предполагает современный стандарт образования.

  3. Если учащийся правильно составил структурную формулу и вывел общую электронную формулу – это показывает высокий результат усвоения пройденного материала.

На следующем этапе учащиеся переходят к химическим свойствам представителей определённых классов. Для этого вначале необходимо проанализировать и назвать приведённые химические свойства. Выбрать из них те, которые свойственны этому классу. В последней графе предлагается вспомнить специфические химические свойства, которые так же необходимо назвать.

Этот этап нацелен на то, чтобы обучающийся научился самостоятельному обоснованному выбору и анализу. Оценка этого материала также осуществляется с позиции 3-х этапов:

  1. Если учащийся из списка химических свойств не написал не чего, либо написал на угад – низкий уровень.

  2. Если учащийся выбрал реагенты и написал продукты верно, но не указал специфических свойств, то уровень усвоения средний и указывает на низкую способность анализировать и синтезировать пройденный материал, опираясь на характерную особенность старения.

  3. Если учащимся верно выбраны реагенты и написаны продукты реакции, указаны при этом специфические свойства – показатель высокого уровня усвоения не только материалов изученных тем, но и умений анализа и синтеза.

(название химических свойств при этом не играет на столько важной роли в оценки, т. к одновременно оценку можно проводить с разных сторон, какую при этом использовал ребенок выбрать не возможно в данном случае, – воспроизведение и осознанное название).

Задание, предложенное нами позволит не только за короткий промежуток времени охватить контроль знаний по объемному материалу, но и сформировать, и даже оценить умения, которые отражены в системе познавательных УУД.

Список используемой литературы:

  1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 118 с.

  2. Тихомиров, О.К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.

  3. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/(дата обращения 10.01.2017).

Просмотров работы: 383