ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

Домнина И.К. 1, Постникова Л.В. 1
1РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязывает организации осуществлять внутренний контроль над совершаемыми хозяйственными операциями [1, ст. 19]. Внутренний контроль должен стать неотъемлемой частью системы управления любой организации, вследствие чего вопросы по организации и внедрению системы внутреннего контроля являются актуальными для российской действительности.

Внутренний контроль – процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета [2, п. 3].

Элементами внутреннего контроля являются:

а) контрольная среда;

б) оценка рисков;

в) процедуры внутреннего контроля;

г) информация и коммуникация;

д) оценка внутреннего контроля [2, п. 5].

Основной целью контроля за бухгалтерским учетом расчетов с покупателями и заказчиками является соблюдение требований Закона «О бухгалтерском учете» и нормативных актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, и формирование достоверной информации о величине непогашенных обязательств данной группы контрагентов, о начисленных и погашенных обязательств покупателей и заказчиков[4].

Контроль за совершаемыми операциями с покупателями и заказчиками предполагает достижение также таких целей как:

  • эффективность процесса предоставления продукта покупателям, заказчикам;

  • рациональное использование финансовых ресурсов (что вытекает из первой цели и соответственно является ее подцелью);

  • сохранность финансовых ресурсов организации (что вытекает из первой цели и соответственно является ее подцелью);

  • соблюдение законов и нормативных актов (в том числе локальных), регламентирующих взаимоотношения с контрагентами[3].

Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение рисков хозяйственной деятельности, в том числе и рисков, оказывающих влияние на совершение операций с покупателями и заказчиками и на формирование информации об этих операциях.

В настоящее время контроль за операциями с покупателями и заказчиками осуществляют специалисты различных структурных подразделений организации: бухгалтерии, финансовой службы, службы внутреннего аудита, ревизионной комиссии и т.д.

Контрольные процедуры за операциями с покупателями и заказчиками:

  1. Мониторинга рынка продукта. Данная процедура позволит координировать стратегию продаж, обеспечивая конкурентоспособность продукта и снижения финансовых рисков.

  2. Организация тщательного контроля за выбором покупателей и заказчиков. Контроль за выбором покупателя может проводиться с помощью мониторинга его платежной репутации и анализа его платежеспособности.

  3. Создание собственной базы «недисциплинированных» контрагентов.

  4. Тщательный контрольформулировок условий договора. Для этого целесообразно создание специальной рабочей группы, включающей специалистов в области права, финансов, налогообложения и бухгалтерского учета. Согласование условий договора данной группой лиц позволит избежать финансовых и правовых рисков.

  5. Контрольные процедуры своевременности исполнения договора и передачи предмета, удовлетворяющего условиям договора.

  6. Последующий контроль за правильностью оформления документов.

  7. Проверка соответствия информации, содержащейся в счете на оплату, условиям договора и сопоставлением с информацией о передаче продукта.

Система внутреннего контроля за операциями с покупателями и заказчиками включает формирование политики по управлению задолженностью, а также мониторинг дебиторской задолженности.

При формировании политики по управлению задолженностью необходимо:

  • регламентировать порядок предоставления отсрочек платежей, включающий процедуру санкционирования предоставления отсрочек платежей, расчет издержек за пользование льготным периодом и т.д.;

  • осуществлять увязку сроков погашения дебиторской задолженности со сроками погашения кредиторской задолженности;

  • регламентировать работу с контрагентами – неплательщиками, а именно, порядок проведения встреч, переговоров и т.д.;

  • оценивать затраты на применение специальных мер воздействия для взыскания дебиторской задолженности;

  • регламентация условий погашения обязательств и санкций за просрочку платежа;

  • регламентация специальных мер воздействия для взыскания дебиторской задолженности, например, обращение к уполномоченным органам с просьбой о взыскании долга с неплательщика факторинга.

При организации мониторинга дебиторской задолженности:

  • формируется реестр плательщиков, в котором указываются суммы обязательств, сроки платежа и т.д.;

  • проводится классификация плательщиков по частоте совершаемых сделок и срокам задолженности;

  • формируется реестр плательщиков с просроченной дебиторской задолженностью, в котором указываются суммы просроченных обязательств, длительность периода «просрочки» и т.д.;

  • рассчитывается размер потенциальной задолженности.

Осуществление контрольных процедур за расчетами с покупателями и заказчиками и их бухгалтерским учетом позволит сформировать информационную базу для составления бухгалтерской отчетности с учетом рисков предпринимательства и частично минимизировать их.

Литература

1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Рекомендации Минфина РФ: ПЗ - 11/2013 «Организация и осуществление внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности».

3. Карзаева Н.Н. Система внутреннего контроля за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности. // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2013. - № 10, c. 65.

4.Карзаева Н.Н.Организация системы внутреннего контроля за расчетами с покупателями и заказчиками.//Бухучет в сельском хозяйстве. – 2015. - № 6.

5. http://www.cio.com/ (Serving Chief Information Officers, Stephanie Overby, ABC: An Introduction to Outsourcing, CIO.com, 2007 г.).

Просмотров работы: 1065