ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тасуева М.А. 1
1ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Гуманитарный институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний момент все больше увеличивается влияние медиа-технологий на человека. Особенно сильно это влияет на ребенка, которому больше интересно смотреть телевизор, нежели читать книги. Применение компьютерных технологий на телевидении, мощный поток информации, рекламы, распространение компьютеров, электронных игрушек, игровых приставок сильно влияют на воспитание ребенка и восприятие им окружающего мира. Кардинально меняется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые увлечения и герои. Раньше ребенок мог получить информацию из разных каналов: справочная литература, учебник, конспект урока, лекция педагога. Но сейчас, если учесть современные реалии, педагог должен вносить в учебную деятельность все новые и новые методы подачи информации. Вследствие встает вопрос, для чего это нужно. Мозг ребенка гораздо легче воспринимает предложенную информацию на уроке, если привлекать в помощь медиа-средства [2, с.177].

За короткий промежуток времени важно научить ребенка преобразовывать, осваивать и использовать массу информации в практической деятельности. Необходимо организовать учебный процесс так, чтобы ребенок с интересом, активно и с увлечением работал на уроке, видел результаты своих трудов и мог их оценивать.

Для решения этой сложной задачи педагогу может помочь сочетание, как традиционных методов обучения, так и применение современных информационно-коммуникативных технологий. На уроке использование компьютера позволяет сделать образовательный процесс индивидуальным, мобильным и строго дифференцированным.

Сочетая в себе возможности книги, видеомагнитофона, телевизора, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, которая способна имитировать самые разные игры и другие игрушки, современный компьютер является также для ребенка и равноправным партнером, который способен очень тонко реагировать на его запросы и действия. С другой стороны, этот метод привлекателен и для педагогов, т.к. помогает им понять, оценить знания и способности ученика, побуждает их искать новый, нетрадиционные методы и формы обучения.

Слово «технология» в переводе с греческого означает науку, совокупность приемов и методов переработки и обработки материалов, сырья, изделий, полуфабрикатов и преобразования их в предметы потребления. В современном же понимании, информационно-коммуникативные технологии направлены на преобразование и обработку информации [4].

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, которое описывает различные способы, механизмы, устройства, алгоритмы обработки информации. Важным современным устройством ИКТ является компьютер, который снабжен соответствующим программным обеспечением, средствами телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией [1].

В ходе подготовки к уроку с использованием информационно-коммуникативных технологий педагог не должен забывать, что это УРОК, а значит, нужно составлять план урока исходя из его целей, при выборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: последовательности и системности, научности, дифференцированного подхода и доступности. При всем этом компьютер не заменяет педагога, а лишь дополняет его.

Такому уроку свойственны следующие моменты:

  • управляемость, т.е. педагог, может в любой момент подкорректировать процесс обучения;

  • адаптивность, т.е. возможность приспособления компьютера к особенностям индивидуального развития ребенка;

  • диалоговый характер обучения и интерактивность, т.е. информационно-коммуникативные технологии обладают способностью «вступать» в диалог с педагогом и учеником, «откликаться» на их действия, это и составляет главную особенность работы методик компьютерного обучения;

  • идеальное сочетание групповой и индивидуальной работы;

  • неограниченное обучение, т.е. содержание, а также его приложение и интерпретации велики;

  • поддержание у ребенка при общении с компьютером состояния психологического комфорта.

Средства ИКТ, применяемые в образовании.

Основное средство информационно-коммуникативных технологий для любой системы образования – это персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

В современной системе образования распространены такие универсальные средства и программы ИКТ как: электронные таблицы, текстовые процессоры, программы подготовки презентаций, графические пакеты, органайзеры, системы управления базами данных и т.д.

Благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ образование получило новое качество, которое связано с тем, в первую очередь, что появилась возможность получать информацию из любой точки планеты. Через Интернет возможны мгновенные доступы к мировым информационным ресурсам (базы данных, электронные библиотеки, хранилища файлов и т.д.). Во всемирной паутине WWW опубликовано свыше двух миллиардов мультимедийных документов [1].

В сети много и других средств ИКТ, например, электронная почта, различные чаты, группы новостей, списки рассылки. Разработано много специальных программ для общения в режиме реального времени, которые позволяют после установления связи передавать изображения, звук, текст и любые другие файлы. Все эти программы позволяют организовать совместную деятельность удаленных пользователей с программой, запущенной на компьютере [3].

Благодаря сетевым средствам ИКТ становится возможным доступ к научной и учебно-методической информации, моделирование научно-исследовательской деятельности, организация оперативной консультационной помощи, проведение различных лекций и семинаров в режиме реального времени.

Существует несколько классов телекоммуникационных и информационных технологий, которые считаются значимыми с точки зрения систем дистанционного и открытого образования. Одними из таких технологий считаются телевидение и видеозаписи. Соответствующие средства ИКТ позволяют огромной массе людей прослушивать лекции лучших преподавателей. Видео с лекциями могут использоваться как в специальных классах, таки и дома.

Одной из наиболее распространенных средств ИКТ является телевидение, оно играет большую роль в жизни людей: телевизор есть практически в каждой семье. Обучающие телепрограммы являются ярким примером дистанционного обучения, они широко используются по всему миру.

Также, мощной технологией, которая позволяет передавать и хранить разный объем информации считаются различные внешние носители (флэшки, карты памяти, жесткие диски и т.д.).

Литература

  1. Библиотека «ИНФОУРОК» [Электронный ресурс]: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

  2. Лунина Т.П., Горбунова Л.Н. Информационные технологии в образовании: материалы научно-практической конференции / сост. Т.П. Лунина, Л.Н. Горбунова. Саранск: МРИО, 2014. 177 с.

  3. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]: http://cyberlelinka.ru/

  4. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1053698

Просмотров работы: 1637