За короткий промежуток времени важно научить ребенка преобразовывать, осваивать и использовать массу информации в практической деятельности. Необходимо организовать учебный процесс так, чтобы ребенок с интересом, активно и с увлечением работал на уроке, видел результаты своих трудов и мог их оценивать.
Для решения этой сложной задачи педагогу может помочь сочетание, как традиционных методов обучения, так и применение современных информационно-коммуникативных технологий. На уроке использование компьютера позволяет сделать образовательный процесс индивидуальным, мобильным и строго дифференцированным.
Сочетая в себе возможности книги, видеомагнитофона, телевизора, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, которая способна имитировать самые разные игры и другие игрушки, современный компьютер является также для ребенка и равноправным партнером, который способен очень тонко реагировать на его запросы и действия. С другой стороны, этот метод привлекателен и для педагогов, т.к. помогает им понять, оценить знания и способности ученика, побуждает их искать новый, нетрадиционные методы и формы обучения.
Слово «технология» в переводе с греческого означает науку, совокупность приемов и методов переработки и обработки материалов, сырья, изделий, полуфабрикатов и преобразования их в предметы потребления. В современном же понимании, информационно-коммуникативные технологии направлены на преобразование и обработку информации [4].
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, которое описывает различные способы, механизмы, устройства, алгоритмы обработки информации. Важным современным устройством ИКТ является компьютер, который снабжен соответствующим программным обеспечением, средствами телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией [1].
В ходе подготовки к уроку с использованием информационно-коммуникативных технологий педагог не должен забывать, что это УРОК, а значит, нужно составлять план урока исходя из его целей, при выборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: последовательности и системности, научности, дифференцированного подхода и доступности. При всем этом компьютер не заменяет педагога, а лишь дополняет его.
Такому уроку свойственны следующие моменты:
управляемость, т.е. педагог, может в любой момент подкорректировать процесс обучения;
адаптивность, т.е. возможность приспособления компьютера к особенностям индивидуального развития ребенка;
диалоговый характер обучения и интерактивность, т.е. информационно-коммуникативные технологии обладают способностью «вступать» в диалог с педагогом и учеником, «откликаться» на их действия, это и составляет главную особенность работы методик компьютерного обучения;
идеальное сочетание групповой и индивидуальной работы;
неограниченное обучение, т.е. содержание, а также его приложение и интерпретации велики;
поддержание у ребенка при общении с компьютером состояния психологического комфорта.
Средства ИКТ, применяемые в образовании.
Основное средство информационно-коммуникативных технологий для любой системы образования – это персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.
В современной системе образования распространены такие универсальные средства и программы ИКТ как: электронные таблицы, текстовые процессоры, программы подготовки презентаций, графические пакеты, органайзеры, системы управления базами данных и т.д.
Благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ образование получило новое качество, которое связано с тем, в первую очередь, что появилась возможность получать информацию из любой точки планеты. Через Интернет возможны мгновенные доступы к мировым информационным ресурсам (базы данных, электронные библиотеки, хранилища файлов и т.д.). Во всемирной паутине WWW опубликовано свыше двух миллиардов мультимедийных документов [1].
В сети много и других средств ИКТ, например, электронная почта, различные чаты, группы новостей, списки рассылки. Разработано много специальных программ для общения в режиме реального времени, которые позволяют после установления связи передавать изображения, звук, текст и любые другие файлы. Все эти программы позволяют организовать совместную деятельность удаленных пользователей с программой, запущенной на компьютере [3].
Благодаря сетевым средствам ИКТ становится возможным доступ к научной и учебно-методической информации, моделирование научно-исследовательской деятельности, организация оперативной консультационной помощи, проведение различных лекций и семинаров в режиме реального времени.
Существует несколько классов телекоммуникационных и информационных технологий, которые считаются значимыми с точки зрения систем дистанционного и открытого образования. Одними из таких технологий считаются телевидение и видеозаписи. Соответствующие средства ИКТ позволяют огромной массе людей прослушивать лекции лучших преподавателей. Видео с лекциями могут использоваться как в специальных классах, таки и дома.
Одной из наиболее распространенных средств ИКТ является телевидение, оно играет большую роль в жизни людей: телевизор есть практически в каждой семье. Обучающие телепрограммы являются ярким примером дистанционного обучения, они широко используются по всему миру.
Также, мощной технологией, которая позволяет передавать и хранить разный объем информации считаются различные внешние носители (флэшки, карты памяти, жесткие диски и т.д.).
Литература
Библиотека «ИНФОУРОК» [Электронный ресурс]: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm
Лунина Т.П., Горбунова Л.Н. Информационные технологии в образовании: материалы научно-практической конференции / сост. Т.П. Лунина, Л.Н. Горбунова. Саранск: МРИО, 2014. 177 с.
Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]: http://cyberlelinka.ru/
Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1053698