ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Белоусова Е.Ю. 1
1СОФ НИУ БелГУ студент
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание ребёнка в семье, является одним из вопросов, который пытались и пытаются решить педагоги и ученые прошлого и настоящего времени. Семейное воспитание, было, есть и будет актуальной проблемой во все времена, если современные родители не достаточно компетентны в вопросе психолого-педагогического воспитания ребенка, то, как им удастся воспитать подрастающего человека как личность?

Взаимоотношения детей и родителей строятся на эмоциональной основе, на взаимной любви, заботе, уважении, на тревогах и переживаниях за родного человека, что придает семейным контактам особый характер.

Исследователи выделяют несколько аспектов в стиле воспитания, которые вызывают отклонения от нормального, гармоничного развития личности ребенка: гипер- или гипопротекция, потворствование или игнорирование потребностей ребенка, непоследовательность в отношениях родителей с детьми, завышение или недостаточность требований, ограничительство, чрезмерность запретов или их недостаточность, чрезмерность санкций или полное их отсутствие, все эти аспекты являются причиной незнания родителями психолого-педагогических основ воспитания. Безграмотность родителей в данном вопросе постепенно приводит к спорам, ссорам, неуважению, страху. Ребёнок, в результате неправильного воспитания перестаёт интересоваться семейными делами, начинает обособляться, искать удовлетворения своих запросов и интересов на стороне, зачастую попадая в асоциальную группу. При таких взаимоотношениях, семья перестаёт быть дружным коллективом, превращаясь в такое место, где ребёнок только обедает, ночует и занимается своими делами. В таких случаях родители говорят, что ребёнок подпал под влияние «улицы, которая его портит», и, утверждая так, не замечают, что они сами толкали его «на улицу», отрывая от семейного коллектива [4, с.220]

Широкий спектр обращений к вопросам семейного воспитания рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов-классиков - П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, Д. Локка, В.А. Сухомлинского, А.Н. Острогорского, И.Г. Песталоцци, В.А. Стоюнина, К.Д. Ушинского и А.С. Макаренко: о культуре семейных отношений; о главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка; о влиянии семейного уклада на детей; о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования и расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.

А. С. Макаренко считал, что правильное и полноценное воспитание ребёнок может получить только в семье. Родители должны продемонстрировать чаду, что семья - это, прежде всего коллектив, а ребёнок - его часть. Для детей родители должны обладать авторитетом и иметь над ним власть, но не допускать беспредельности в своих действиях и методах воспитания. Семья должна осознавать, что ребёнок - это не только член семьи, но и гражданин своего Отечества. Если же родители сумеют представить свой авторитет перед детьми, постоянно будут его подтверждать своими поступками и поведением, то они смогут создать условия для их достойного воспитания [13, с.28].

По мнению К.Д. Ушинского семья является главной воспитывающей средой для дошкольника. В ней ребёнок получает первые представления об окружающем мире, формирует определённые привычки и навыки. И естественно, что родители - это пример, ориентир, маяк, освещающий трудный путь для ребенка.

Л. Н. Толстой утверждал, что воспитание ребёнка - главная обязанность родителей. Как и многие педагоги, Толстой видел залог правильного и качественного воспитания во внутрисемейных отношениях, взаимном уважении, внимании и терпимости членов семьи друг к другу. Родители должны обладать нравственным воспитанием, служить примером для своих детей и как можно больше общаться с ними.

Швейцарский педагог Песталоцци считал, что воспитание в семье должно быть направлено на гармоническое формирование и развитие всех качеств детей. Именно мать должна с раннего возраста прививать ребенку трудолюбие, способствовать развитию физических данных, воспитывать в нём терпимость, гуманность, чувство уважения к другим людям, знакомить его с окружающей действительностью. [4, с.328].

Система семейного воспитания передаётся по цепочке от поколения к поколению. Каждый ребёнок помнит отношение к нему в семье со стороны взрослых, вырастает и становится родителем. Его позиция к воспитанию своего ребенка будет основываться на родительской.

Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсаций.

Психологи, изучая различные стили семейного воспитания, пришли к выводу, что существуют как благоприятные стили, так и не благоприятные, способные негативно повлиять на поведение и развитие ребенка, исказить его миро- и самоощущение. Стиль семейного воспитания определяется также последовательностью воспитательной позиции родителей. [10, с.128].

Проведя теоретический анализ по проблеме семейного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе, выяснили, что проблема влияния семьи и семейного воспитания на формирование базовых качеств личности ребенка в настоящее время достаточно актуальна.

Проблема семейного воспитания детей дошкольного возраста, представляет собой непрерывный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся возрастных периодов (младенчество, раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, ранняя юность, зрелость); видов деятельности (преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной); под влиянием внешних воздействий и внутренних сил, конкретных условий и обстоятельств.

Так как в семье закладываются основы личности ребенка, она считается первым, и основным социальным институтом.

Семья - это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Цель семейного воспитания является подготовка детей к “взрослой” жизни, привитие гигиенических навыков, бытовых умений; культуры общения; физического, интеллектуального, экспрессивного, личностного развития; культивирование отдельных способностей; подготовка к определенной профессии или сфере деятельности. Не маловажным фактором семейного воспитания является выбор стиля взаимоотношений (авторитарный, демократический, попустительский). Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от социального статуса семьи, ценностных ориентаций, уровня притязаний и т.п. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых граждан общества.

Для полноценного развития личности ребенка родителям необходимо знать некоторые психолого-педагогические основы семейного воспитания, чтобы грамотно решать проблемы, возникающие в процессе воспитания.

В процессе исследования проблем семейного воспитания, советские педагоги А.С. Макаренко и В.А Сухомлинский, отметили, что, по мнению Макаренко, важным условием успешного воспитания в семье является авторитет родителей (авторитет подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы и подкупа); метод семейного воспитания (убеждение, личный пример, поощрение, наказание и т.д.). Правильный выбор этих методов имеет огромное влияние на сознание и поведение ребенка.

Итак, А.С. Макаренко подчеркивает, что действительный авторитет основывается на родительской гражданской деятельности, на родительском гражданском чувстве, на родительском знании жизни ребенка, помощи ему и на ответственности за его воспитание.

Проанализировав актуальные проблемы семейного воспитания современного времени, выделили основные: экономические и социальные трудности; резкое расслоение общества по материальному благосостоянию; забвение традиций народной педагогики; усилившаяся урбанизация общества; увеличивающиеся возможности раннего отделения взрослеющих детей от своих родителей; тенденция к увеличению числа семей, где только один ребенок; усилившееся влияние на детскую психику кино и видеофильмов; изменения в морально-психологическом климате семьи. [13, с.228].

Подводя итог, можем утверждать, что, проведя теоретический анализ работы, мы выполнили поставленные задачи, определили основы семейного воспитания, специфику семейного воспитания и значение семьи в воспитании ребенка; рассмотрели проблемы семейного воспитания, а также ознакомились с проблемами в воспитании у современных родителей.

Определенный педагогический опыт есть у каждого родителя, так как на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства. Каждый ребенок невольно повторяет своих родителей, копирует своих мам и пап, бабушек и дедушек. Разные судьбы, разные биографии, и все это незримыми тонкими нитями соединяется с душой ребенка, отражается на его судьбе.

Исследование проблем семейного воспитания детей, не может считаться завершенным и предполагает дальнейшее изучение данной проблемы в следующих аспектах:

- нравственное воспитание ребенка в семье;

- игра как одно из важнейших условий семейного воспитания;

- воспитание и родительское воздействие;

- содержание семейного воспитания в культурных традициях Запада и России и т.д. [6, с.98].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400с.

  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие. - М.: Академия 2006. - 512с.

  3. Замедлина Е.А. Конфликтология: Учеб. Пособие. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 141с.

  4. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 520с.

  5. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология» / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464с.

  6. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) - М.: Политиздат, 1974. - 270с.

  7. Кулаченко М. В. Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной педагогики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 27-29.

  8. Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие. - М.: Просвещение 2003. - 175с.

  9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

  10. Лазарев А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия 2005. - 314с.

  11. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.– М.: Просвещение, 2012.- 452с.

  1. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

  2. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. 10 избранных лекций по педагогическойпсихологии- СПб.: Питер, 2006. - С.71.

  3. Макаренко А.С. Педагогические работы 1936-1939. - М.: Директ- медиа. 2014. – 566с.

  4. Сластенин В.А. Педагогика: инноваци­онная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2014. -224 с.

  5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2013. - 705с.

Просмотров работы: 2800