Актуальность. В настоящее время, среди молодежи и в основном студентов наиболее распространена проблема нарушения осанки. По данным статистики [2], у 75-85% молодежи присутствуют заболевания опорно-двигательного аппарата. Основным фактором, влияющим на возникновение нарушения осанки, является сидячий образ жизни студенческой молодежи. Значительное время, проведенное в положении сидя на занятиях, влечет за собой снижение тонуса мышц удерживающих позвоночник в вертикальном положении. Из-за чего, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
Помимо факторов, таких как нарушение обмена соединительной ткани и нарушение роста тел позвонков, большинство авторов [1, 2] сходятся во мнении, что именно ослабленное состояние мышечного корсета обуславливает появление заболевания опорно-двигательного аппарата и в частности сколиоза.
Для решения проблем нарушения осанки используют такие методы как лечебная физическая культура, массаж, корсетирование, а также хирургическое вмешательство. К сожалению, традиционно проводимое консервативное лечение сколиоза не достаточно эффективно. По данным ряда врачей, после лечения сколиозов первой степени улучшение наступает в 17-18% случаев, стабилизация — в 78-79%, прогрессирование - в 3-4%, второй степени - соответственно в 7-8%, 67-68%, 24-25%, и третей степени - 0%, 35-36%, 64-65%. Исследования доказали, что неуклонное прогрессирование сколиоза возникает у каждого третьего [1, 10, 11].
Неясность многих вопросов своевременной диагностики, не отлаженность организации осмотров населения не позволяют применять достаточно эффективные методы профилактики и раннего лечения сколиоза. К тому же нет единства взглядов на способы консервативного лечения сколиотической болезни, а сами методики лечения нуждаются в уточнении и доработке. Подобные статистические данные являются удручающими и побуждают к поиску более эффективных методов лечения сколиоза.
Одной из форм лечебной физической культуры, используемых для решения проблем нарушения осанки, является ежедневная лечебная гимнастика, то есть комплекс специальных упражнений, которые подбираются в зависимости от специфики заболевания [1].
На сегодняшний день, большую популярность начинают обретать практики, пришедшие к нам с Востока, такие как Пилатес, Йога, Цигун, Ушу и Тай-Цзи. Как известно, большинство Восточных практик включают в себя не только физические упражнения, но и работу с внутренним миром, а также целую систему взглядов на мир.
Цель работы: Выявить возможности использования Восточных практик на занятиях оздоровительной физической культуры со студентами ВУЗа.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить источники, посвященные современным методам лечения нарушения осанки, а так же Восточным практикам и возможностям их использования в оздоровительной физической культуре.
2. Оценить базальный уровень состояния опорно-двигательного аппарата студентов группы оздоровительной физической культуры.
Объект исследования: Процесс обучения студентов ВУЗа.
Предмет исследования: Использование Восточных практик на занятиях оздоровительной физической культуры.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПОСВЯЩЕННЫХ СОВРЕМЕННЫМ МЕТОДАМ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ
1.1. ЭТИОПАТОГЕНЕЗ
Сколиоз – это аномальное искривление позвоночника. Нормальный позвоночник имеет естественные изгибы, которые делают нижнюю часть спины изогнутой внутрь. Сколиоз обычно вызывает деформацию позвоночника и грудной клетки. При сколиозе позвоночник искривляется из одной стороны в другую в различной степени, и некоторые из позвонков могут немного вращаться, что делает бедра или плечи неровными [11].
Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным - при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются. Существует два типа сколиоза: Врожденный и приобретенный[2, 11].
1.1.1 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СКОЛИОЗА
Врождённый сколиоз – характеризуется внутриутробными нарушениями развития костей скелета, межпозвонковых дисков и хрящевой ткани. Заболевание выявляется обычно у детей старше 7 лет. Среди всех врожденных видов сколиоза выделяют особую группу миелодисплазий, представляющих собой аномальное развитие пояснично-крестцового сегмента позвоночного столба. Данное состояние вызвано неправильным формированием нижнего отдела спинного мозга. В обособленную группу выделены и диспластические виды сколиоза, относящиеся также к врождённым формам. Они характеризуются аномальными процессами формирования костной ткани пояснично-крестцового сегмента позвоночника, что приводит к раннему окостенению этой зоны. Внешне, ребёнок с врождённым диспластическим сколиозом выглядит худым, бледным, имеет узкие плечи и слабо развитую мускулатуру. Спина приобретает овальную форму, область грудной клетки впалая, голова склоняется вперед. Ребёнок растет не развитым, имеет повышенную потливость, конечности зачастую прохладные на ощупь. В запущенных случаях проявляются выраженные расстройства нервной системы [1, 2, 10, 11].
Приобретённый сколиоз – формируется под влиянием неблагоприятных факторов и воздействий окружающей среды, таких как травмы позвоночного столба, слабый мышечный корсет спины, длительное нахождение позвоночника в неправильном положении и другие причины. В медицинской практике наиболее часто встречающимися сколиозами являются:
Рахитический. Для этого вида сколиоза характерно раннее развитие, поэтому наиболее часто его выявляют у детей школьного возраста. Деформационное изменение позвоночного столба находится на уровне 9-12 грудного позвонка.
Идиопатический. Наиболее часто встречающаяся форма сколиоза, в большинстве случаев представляющая собой аномалию формирующуюся в первые годы жизни ребёнка. Идиопатическим принято называть любой сколиоз имеющий неизвестное происхождение. Выявляется заболевание наиболее часто в возрасте 4-6 лет, а также в пубертатный период развития ребёнка.
Паралитический. Болезнь является следствием перенесённого полиомиелита. Для этого сколиоза характерно быстрое прогрессирование с деформационными изменениями грудной клетки и формированием рёберного горба. Проявляется заболевание резким ослаблением мышечного корсета, патологической подвижностью позвоночника, в некоторых случаях ослабление ягодичной мышцы, что приводит к изменению походки.
Первичный. Обычно заболевание развивается в школьном возрасте. Этому способствует ношение тяжелого ранца, длительное сидение в неудобной позе и прочие неблагоприятные факторы, влияющие на формирование осанки. При этом искривление позвоночного столба может быть как боковым, так и сагиттальным (лордоз или кифоз).
Статический. Недуг развивается из-за травм позвоночника и тазовых костей, туберкулёза тазобедренного сустава, плоскостопия и прочих нарушений опорно-двигательной системы. Местом локализации статического сколиоза обычно является поясничный отдел позвоночного столба.
Ишиалгический. Возникает в результате тяжёлых форм ишиаса, следствием чего является искривление позвоночного столба в сторону противоположную болезненному участку спины.
Также существуют более сложные и редкие виды сколиоза, развивающиеся при патологически сросшихся позвонках после перелома или в результате болезни Литтля.
1.1.2. ФОРМЫ СКОЛИОЗА
В остеопатической медицине различают различают три вида сколиоза - С-образный, S-образный и Z-образный [2, 14, 22].
C-образный сколиоз. Самая простая разновидность сколиоза. Характеризуется наличием одной дуги искривления. C-образный сколиоз является наиболее распространенным. Выявляется достаточно легко: пациента просят наклониться, при этом на его спине видна дуга искривления в виде буквы С;
S-образный сколиоз. Такая форма сколиоза характеризуется наличием двух дуг искривления, в результате чего позвоночник принимает S-образную форму. Одна дуга является основной, сколиотической. Вторая дуга – компенсаторная. Она возникает в вышележащем отделе позвоночника для того, чтобы выровнять положение тела в пространстве. Например, если развивается искривление поясничного отдела позвоночника в правую сторону, то со временем возникает искривление и в грудном сегменте, но влево.Этот сколиоз диагностируется во время осмотра врачом и при помощи рентгена.
Z-образный сколиоз. Если позвоночник образует сразу 3 изгиба, такой сколиоз называют Z-образным. Третья дуга выражена слабее, чем две других. Это наиболее редкая и тяжелая форма патологии, выявить которую можно только помощи рентгенографии.
Помимо формы деформации позвоночный столб может быть искривлен в правую или в левую сторону. В связи с этим выделяют правосторонний и левосторонний сколиоз. При S-образном сколиозе дуги деформации направлены в разные стороны. При Z-образном сколиозе верхняя и нижняя дуги направлены в одну сторону, а расположенная между ними – в противоположную [1, 16].
1.2. ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА
1.2.1. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Общее правило для лечения сколиоза - мониторинг состояния, если кривая меньше 20 градусов. При кривых больше 25 градусов или тех, что прогрессируют на 10 градусов, но под контролем, может потребоваться лечение. Лечить ли сколиоз немедленно или просто провести его мониторинг, не является легким решением. Вариант, что сколиоз будет прогрессировать более чем на 5 градусов, может быть ниже или выше 5%, а может быть 50-90%, в зависимости от тяжести кривой или других предрасполагающих факторов [14, 16 , 22]:
- Возраст. Чем старше ребенок, тем меньше вероятность того, что кривая будет прогрессировать. Сколиоз у ребенка до 10 лет, например, прогрессирует с большей вероятностью, чем у подростков. По оценкам экспертов, кривые менее 19 градусов будут прогрессировать у 10% девочек в возрасте 13-15 лет и 4% у детей старше 15 лет. Молодой человек 18 лет, который имеет кривизну 30 градусов и не лечится, потому что его рост, вероятно, почти остановился, имеет более низкий риск развития сколиоза. Однако девочка 10 лет с той же кривизной требует немедленного лечения. Но в некоторых редких тяжелых случаях кривая может ухудшиться даже после того, как ребенок получил лечение и перестал расти. Вес тела может давить на кривую;
- Пол. У женщин более высокий риск прогрессирования сколиоза, чем у мужчин;
- Расположение кривизны. Торакальные кривые, т.е., в верхней части позвоночника, чаще прогрессируют, чем грудопоясничные или поясничные (в середине и нижней части позвоночника);
- Тяжесть кривизны. Чем выше степень кривизны, тем больше вероятность прогрессирования сколиоза. Некоторые эксперты утверждают, что степень кривой сама по себе не может идентифицировать пациентов со среднетяжелым и тяжелым сколиозом, которые подвергаются наибольшему риску осложнений и, следовательно, нуждаются в лечении. Например, в прогнозировании тяжести кривизны гибкость спины и степень асимметрии между ребрами и позвонками могут быть более важными, чем степень кривой;
- Наличие других заболеваний. Дети с существующим предрасположением к сколиозу и проблемами в легких и сердце могут потребовать немедленного, интенсивного лечения.
Основным методом лечения сколиоза является лечебная гимнастика. Дополнительным методом лечения является массаж спины. Из всего многообразия существующих лечебных гимнастик для исправления осанки, предпочтение при лечении сколиоза должно отдаваться тем методикам, в которых работа осуществляется исключительно "собственным телом" - без использования отягощений [2, 16, 22].
Одним из наиболее эффективных методов лечения сколиоза, на начальных стадиях заболевания, является ЛФК (лечебная физическая культура). Исправить искривление позвоночного столба при помощи комплекса физических упражнений можно в случае приобретённого сколиоза, когда болезнь стала следствием длительного пребывания тела в неправильном положении. При диагностировании врождённого сколиоза, вызванного аномальным развитием органов и структур тела, следует с осторожностью отнестись к такого рода лечению, получив для начала консультацию врача. В отдельных ситуациях физкультура может быть полностью противопоказана [12, 13, 14].
Специалисты считают ЛФК при сколиозе приоритетным методом лечения, дополнять который могут процедуры массажа, физиотерапии, а также ношение ортопедического корсета. Результативность физкультуры во многом зависит от: вида сколиоза формы искривления (C, S или Z) степени заболевания (всего их 4) возраста больного степени сколиозаПри 1 и 2 степени болезни можно ожидать существенных улучшений и достижения полного выздоровления, при 3 и 4 степени упражнения могут не принести желаемого эффекта. Сколиотическая дуга составляющая более 50 градусов обычно лечится уже хирургическими методами. Сколиоз характеризующийся s-образной формой, имеет две дуги (Z — 3 дуги) и поэтому для его корректировки нужны специальные упражнения, отличающиеся от стандартных. В период активного развития ребёнка, в возрасте 10-15 лет гораздо легче исправить искривление, так как формирование организма ещё полностью не завершено, но это не значит, что более взрослые люди должны недооценивать возможности лечебной физкультуры. Очень многое зависит от самого человека, его решимости, воли и твёрдого настроя на выздоровление [14].
Существует пять основных целей, которые преследует лечебная физкультура при сколиозе:
Устранить дисбаланс мышц и связок.
Снять излишнюю нагрузку на позвоночник.
Исправить осанку.
Укрепить мышечный корсет спины.
Оказать общеоздоровительное воздействие на организм.
Как и большинство способов лечения, ЛФК предусматривает выполнение определённых правил, соблюдение которых, позволит пациенту получить максимальный эффект от занятий физкультурой, а также обезопасить себя от нежелательных последствий и травм:
Перед началом занятий выполните разминку, чтобы разогреть и растянуть мышцы и связки.
Упражнения должны выполняться в медленном темпе.
Не нужно делать резких движений, выполнять прыжки и различные элементы акробатики.
Следует исключить повышенную физическую нагрузку, поэтому не допустимо использование штанги и гантелей.
ЛФК должна проводиться по предписанию врача, который обладает всеми сведениями о вашем типе сколиоза и может подобрать наиболее подходящие упражнения.
Помимо классической лечебной физической культуры, существует множество авторских методик, например авторская методика Ланы Палей. Гимнастика Ланы Палей - это персональная авторская методика гимнастики, в которой прекрасно сочетаются силовые и растягивающие упражнения, а статические позы, похожие на асаны из йоги, комбинируются с особыми медленными движениями. Такая комбинация великолепно улучшает кровообращение мышц и внутренних органов, и в результате дает совершенно уникальный оздоровительный эффект: укрепляет спину, улучшает осанку и помогает в лечении многих хронических болезней [12].
Помимо специальных физических упражнений, улучшающих осанку и укрепляющих тело, комплекс гимнастики Ланы Палей включает в себя несколько особых дыхательных упражнений, способствующих исправлению формы грудной клетки и улучшению жизненной ёмкости легких.
Гимнастика Ланы Палей составлена таким образом, чтобы ее мог начать делать любой человек в возрасте от 11 до 50 лет, даже если он не имеет физической подготовки. А дальше можно продолжать заниматься до глубокой старости.
Все упражнения просты для понимания и выполнения. Перед гимнастикой не нужно выполнять разминку. Упражнения очень эффективны, поскольку каждое из них задействует сразу целую группу мышц или несколько групп мышц [19].
1.2.2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ КАТАРИНЫ ШРОТ
Дыхательная гимнастика по методу Катарины Шрот - тоже довольно эффективный метод лечения сколиоза. Метод основан на специфических дыхательных упражнениях, которые позволяют последовательно воздействовать на разные участки грудной клетки. Люди, больные сколиозом, при вдохе непроизвольно задействуют в основном ту сторону грудной клетки, на которой находится выпуклая сторона дуги. И в меньшей степени задействуют противоположную, впавшую часть грудной клетки.
То есть дыхательные движения у них происходят в том же направлении, что и искривление (ротация) позвоночника. Такие неправильные дыхательные движения постепенно усугубляют искривление позвоночника плюс формируют еще большую выпуклость ребер. Причем чем сильнее прогрессирует сколиоз, тем более асимметричным становится дыхание, и тем сильнее деформируются ребра [19].
На основе этих наблюдений было разработано корректирующее дыхание, развивающее у пациента противоположную, западающую часть грудной клетки. Во время занятий пациента учат правильно дышать и правильно двигаться в повседневной жизни. Занятия по методу Катарины Шрот проводят курсами. Курс длится 4-5 недель, повторяется курс 2-3 раза в год, и в это время пациент занимается по 2 часа в день 3-4 раза в неделю.
Эти упражнения воздействуют на позвоночник в патологически измененном отделе в трех плоскостях — сагиттальной, горизонтальной и фронтальной, и одновременно влияют на соседние отделы. Упражнения выполняются в положении стоя, лежа, сидя и в ходьбе с учетом физиологических изгибов позвоночного столба. Это в процессе многократных повторений приводит к закреплению всех необходимых позотонических рефлексов. Главная цель занятий — научить больного самостоятельно принимать правильное скорректированное патогенетически обоснованное положение тела без зеркал и помощи доктора, и поддерживать это положение в течение всего дня [22].
Правильному дыханию начинают обучать в положении лежа на животе. Сначала врач массирует западающую зону, чтобы пациент сконцентрировался только на ней. Затем дается команда осознано сделать вдох только этой половиной грудной клетки, приподнимая руку врача. Следующим этапом следует осуществить вдох и дотронуться до ладони врача, расположенной на весу над грудной клеткой пациента. Тренировка осознанного вдоха происходит последовательно снизу вверх, заключительный этап проводится в положении сидя лицом к доктору.
Для повышения эффективности занятий, больному подробно объясняют, какой у него вид сколиоза, сколько дуг, как расположены зоны западения и выпуклости. Благодаря этому к пациенту приходит постепенно понимание, какие мышцы следует тренировать, а какие расслабить [11].
1.2.3. МАССАЖ СПИНЫ
Массаж при сколиозе — это один из методов консервативного лечения при любой степени искривления, но эффект он может принести только в купе с другими методами: ЛФК, физиотерапия, тренажерный зал, плавание и др. Это связано с тем, что при мануальной терапии можно улучшить положение позвоночника, уменьшить дугу искривления, снять напряжение в мышцах. Но массаж спины при сколиозе не может укрепить в нужной степени мышечный корсет. Для этого используются выше перечисленные техники [10, 20].
Массаж спины помогает при лечении остеохондроза, межпозвоночной грыжи, радикулита, сколиоза, последствий травм. Процедуры полезны людям, которые много времени проводят за компьютером, сутулятся, не занимаются спортом или, наоборот, перенапрягаются физически.
Сеансы снимают стресс, улучшают кровообращение и обмен веществ в области позвоночника. Лечебный массаж избавляет от боли в спине при остеохондрозе и межпозвоночной грыже, снимает мышечные спазмы и исправляет искривления позвоночника.
Лечебный массаж при сколиозе следует начинается с мышц ног, продолжая массажем бедер, живота и в последнюю очередь спины. Задача массажа при сколиозе спины – укрепить слабые мышцы и расслабить напряженные. При различных типах сколиоза массаж требуется соответствующий [14].
Основные принципы проведения массажей при сколиозах:
дифференцированное воздействие на растянутые и укороченные мышцы груди, ягодиц, живота, конечностей,
дифференцированное воздействие на спинные мышцы: на вогнутости дуги искривления растягивают и расслабляют напряженные, укороченные мышцы , а на выпуклости – стимулируют и тонизируют растянутые мышцы,
выявление локальных гипертонусов мышц, болезненных зон, уплотнений и воздействие на них точечным или сегментарно-рефлекторным массажем.
Каждый массаж имеет свои отличия, свои тонкости в методике проведения. Его особенности заключаются в следующем:
использование спецположений больного, которые способствуют корректировке деформации позвоночника,
использование эффективных технических приемов,
уменьшение высоты массажного стола: для того, чтобы специалист по массажу активно использовал вес своего тела, стол располагается ниже всех вытянутых пальцев опущенной руки.
Массаж при сколиозе в комплексе с другими методиками лечения способствует значительной коррекции позвоночника. Результат заметен уже после нескольких месяцев лечения. Массаж детям при сколиозе необходимо продолжать до полного окончания периода роста у детей. Взрослым длительность лечения указывает врач [14, 20].
Важно отметить, что массаж при сколиозе всегда применяется в комплексе с лечебной физической культурой и дыхательными упражнениями. В противном случае эффективность данного метода значительно снижается, а результат не закрепится.
1.2.4. КОРСЕТИРОВАНИЕ ПРИ СКОЛИОЗЕ
Корсетирование - это ношение специальных корректирующих корсетов, изготовленных по принципу Эббота-Шено. Регулярное ношение таких корсетов препятствует дальнейшему развороту и искривлению позвоночника.
Корсет при сколиозе является одним из основных способов лечения данной патологии позвоночника. Он не только выравнивает сколиотические искривления, но и останавливает прогрессивное развитие заболевания. И все благодаря его функциональным особенностям, которые заключаются в дополнительной поддержке позвоночника. Корсет для лечения сколиоза помогает удерживать позвоночник в нужном, в правильном положении, что очень необходимо больным [1, 5].
Антисколиотические корсеты делают обычно на заказ - под конкретного пациента, с учетом степени сколиоза и индивидуальных особенностей искривления его позвоночника - корсеты моделируются с помощью компьютера по гипсовому слепку с тела пациента. Они удерживают позвоночник в относительно ровном положении и не позволяют ему искривляться дальше, то есть не дают сколиозу прогрессировать [3].
Корректирующий корсет необходимо носить ежедневно, порой до 16 часов сутки. Обычно его снимают только на время выполнения гимнастики, проведения процедур и сна. А некоторые врачи даже спать рекомендуют в таком корсете.
Корсетирование рекомендуется применять при искривлении позвоночника выше 20 градусов, особенно если пациент еще находится в стадии роста и есть угроза увеличения искривления. То есть ношение корректирующих корсетов полезно только в молодом возрасте, пока продолжается рост костей и происходит формирование скелета [5].
Но в возрасте старше 25 лет, когда скелет уже практически полностью сформирован и сколиоз не прогрессирует, ношение корректирующих корсетов пользы уже почти не приносит (зато доставляет массу ненужных неудобств) [1, 19].
К основным правилам, как носить корсет от сколиоза относятся:
Корсет назначается и подбирается только лечащим врачом!
В назначенные сроки обязательно проводится повторный осмотр для проведения коррекций ношения корсетов.
Под корсет должна одеваться бесшовная хлопчатобумажная одежда (для устранения какого-либо дискомфорта).
В первые дни от ношения корсета могут появиться потертости на теле. Они самостоятельно пройдут, их ничем мазать не нужно!
При ношении корсета более одного года или двух лет, он требует замены согласно роста пациента.
Корсетирование должно назначаться в комплексе с другими методами лечения сколиоза, например: с йогой, массажем, ЛФК, лечебной гимнастикой, плаванием, которые укрепляют мышцы спины и закрепляют эффект от ношения корсета. Без таких процедур корсетирование бесполезно!
Всего различают два типа корсетов от сколиоза, которые зависят от возраста больного:
Корригирующие корсеты – используются для лечения деток, то есть в период активного роста организма и в период легкого исправления сколиоза. Данный корсет позволяет максимально выровнять позвоночный столб и убрать все деформации, даже возможно восстановление физиологической формы позвоночника. Носится он на протяжении длительного времени.
Поддерживающие корсеты – назначаются в период, когда костная система уже сформировалась и больше не растет, не развивается. В данном случае корсет выполняет лишь функцию разгрузки позвоночника и прекращения прогрессивного развития болезни. Физиологическое положение позвонков восстанавливается частично.
Недостатками данного метода являются высокая цена корсетов, большие неудобства причиняемые пациенту во время носки корсета, а также снижение эффективности данного метода при возрасте пациента старше 25 лет.
1.2.5. ХИРУРГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА
Показаниями к хирургической коррекции сколиоза считают III-IV степень тяжести данного патологического процесса либо его быстро прогрессирующее течение. Согласно статистическим данным, у значительной части больных оперативное лечение сколиоза проводится несвоевременно, уже тогда когда деформация позвоночного столба достигает крайней степени выраженности [6, 19].
Происходит это, как правило, вследствие несвоевременной диагностики сколиотической деформации или в результате неосведомлённости пациентов о возможностях хирургического лечения, возрасте наиболее оптимального проведения операции, а также степени её риска [19].
В настоящее время наиболее эффективным методом коррекции сколиоза считается установка на позвоночник специально разработанных металлоконструкций (имплантатов). Данная конструкция представляет собой стержень на который установлены фиксаторы, передвигающиеся вдоль его оси. Для уменьшения деформации, эти фиксаторы крепятся к нужным позвонкам, благодаря чему достигается стабилизация положения позвоночника [6].
Благодаря такому методу происходит полное обездвиживание позвоночника, что предотвращает дальнейшее искривление. Стержень используется в качестве временной шины до полного срастания костей. Однако, из-за сложности операции его удаляют только в редких случаях (при повреждении близлежащих тканей).
ГЛАВА 2 ВОСТОЧНЫЕ ПРАКТИКИ И ИХ МЕСТО В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1 КИТАЙСКАЯ ГИМНАСТИКА ТАЙ-ЦЗИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Одной из наиболее эффективных методик является на наш взгляд гимнастика Древнего Китая – Тай-Цзи [6]. Это искусство оздоровления и саморегуляции, способ общения со своим телом и окружающим миром. Тай-Цзи включил в себя элементы разных школ, но при этом остался далек от влияния религии и политики и считается наиболее эффективным с точки зрения медицины. Известно, что медицина Китая издревле рассматривает человека как целостную систему, а заболевания рассматриваются как нарушения этой целостности, соответственно и лечение заболеваний должно охватывать все составляющие организма, такие как тело, дух и эмоции. Таким образом, Тай-Цзи — это система, которая позволяет регулировать не только состояние отдельных систем организма, но и всего организма в целом [5, 6].
Оздоровительный, медицинский подход к восточным практикам, в частности к Тай-Цзи, Цигун и Ушу, получил обоснование в работах авторов, являющихся специалистами в области восточной медицины [2, 3, 4, 5]. Ведущий специалист в области Цигун и Тай-Цзи врач-рефлексотерапевт В.А. Бутримов, практикующий сам данные виды гимнастик, успешно использует в работе своего центра Китайскую гимнастику, объединяющую Цигун и Тай-Цзи, для лечения внутренних органов: желудка, селезенки, легких, а также в целях общего укрепления и оздоровления организма [2].
Исследования С.Г. Гагонина [4] также подтверждают оздоровительный эффект и профилактическо-лечебное воздействие упражнений системы Тай-Цзи на организм человека, не зависимо от того, какая разновидность школы этой системы используется. Он подчеркивает, что следует обращать внимание при выполнении данных комплексов на духовную и физическую составляющую человека, нежели на боевую. Этот вопрос детально был рассмотрен в диссертации Л. Шухуэй «Пути адаптации тайцзицюань к системе физического воспитания России» [5], написанной под руководством С.Г. Гагонина. Л. Шухуэй пишет, что одной из главных причин для занятий Тай-Цзи может служить именно укрепление здоровья. Таким образом, по результатам современных исследований [3, 5] было доказано, что посредством занятий Китайской гимнастикой можно излечить такие расстройства и болезни, как туберкулез, диабет, гипертония, заболевания кровеносной, костно-мышечной и опорно-двигательной систем. Однако следует учитывать, что во всех случаях Тай-Цзи является хотя и эффективным, но всё же вспомогательным средством по отношению к медицинскому воздействию [5].
Существенный оздоровительный эффект гимнастики Тай-Цзи, отмечен В.М. Смолевским и Б.К. Ивлевым в работе «Нетрадиционные виды гимнастики» [6]. Наряду с этим, В.К. Волков [3] считает, что лечебное действие Тай-Цзи заключается в гармонии движения, положения тела и дыхания. При определенных последовательных движениях и концентрации внимания на определенных участках тела снимается нервно-мышечное напряжение и восстанавливается психическое равновесие. Происходит самолечение, нормализуются все жизненные процессы организма. По мнению В.К. Волкова и Л. Шухуэй [3, 5], лечебная гимнастика Тай-Цзи положительно влияет на состояние:
Кровеносной системы
Системы органов дыхания
Системы органов пищеварения
Системы органов мочевыделения и кожи
Репродуктивной системы
Костно-мышечной системы
Авторы вышеупомянутых работ [1, 4, 5], которые рассматривают гимнастику Тай-Цзи в рамках физкультурно-оздоровительного подхода, подчеркивают необходимость правильного положения тела в пространстве при выполнении упражнений Китайской гимнастики. Так, к примеру, выпрямление слегка согнутой руки может привести к излишнему напряжению, выпрямление ног и сильный прогиб позвоночника в грудном отделе может затруднить брюшное дыхание. Например перед началом практики Тайцзи встают в стойку Уцзи. Название этой стойки переводится как «расслабление», «пустота», «отсутствие движения». Когда занимающийся встает в эту стойку, это означает, что он полностью готов к занятию, его не отвлекают лишние мысли и тело настроено на работу. На занятиях Тай-Цзи выполняются так называемые «формы» или таолу – длинные последовательности плавных движений. Особенностью форм, является то, что их можно разделить на более простые комбинации, которые можно использовать в качестве отдельных упражнений. При выполнении форм особое внимание уделяется правильному дыханию и осанке, которые занимающийся должен постоянно контролировать.
2.2 ПРАКТИКИ ЦИГУН В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Не менее интересным методом оздоровления является дыхательная гимнастика Цигун, которая часто используется вместе с гимнастикой Тай-Цзи. Цигун - это искусство саморегуляции, основная цель которого - развитие человека как личности, укрепление духа. Цигун, по мнению В.М Смоленского и Б.К. Ивлева [6], представляет собой ряд упражнений, направленных на стимуляцию иммунной системы человека и выработку устойчивости организма к стрессам.
В настоящее время существует несколько практик Цигун:
Динамический Цигун – эти практики представляют собой своего рода мягкую гимнастику, направленную с одной стороны на раскрепощение тела, раскрытие и оздоровление суставов, укрепление связок и сухожилий, а с другой — на усиление циркуляции энергии в теле.
Тихий Цигун – различные энергетические и дыхательные практики.
Статический Цигун – это глубокие медитативные практики, направленные на трансформацию внутренней энергии
Китайская медицина считает, что эмоционально-волевая деятельность человека сопровождается семью чувствами: радость, гнев, печаль, размышление, скорбь, страх, испуг; обычно они находятся в биологическом равновесии и не ведут к возникновению болезни. Однако при длительном психическом возбуждении или при неожиданной резкой психической травме, выходящей за рамки возможностей регулирования психической деятельности, возникает сбой в организме и развивается болезнь. Данные биопсихологии также говорят о том, что настроение отражается на вегетативной нервной системе, системе внутренних секреций, тесно с ними связано и отражается на их работе.
Отрабатываемые в Цигуне расслабление, вхождение в покой, управление дыханием, оказывают непосредственное влияние на центральную и вегетативную нервную систему, позволяя воздействовать на настроение в сторону его улучшения. А непрерывное улучшение настроения, в свою очередь, все более улучшает характеристики физиологической деятельности, образуя цикл улучшения. Так, расслабление мышц и скелета полезно для центральной нервной системы, особенно в отношении понижения напряженности симпатической нервной системы. Например, такое вхождение в покой во время тренировок оказывает на кору головного мозга тормозящее действие, а также позволяет восстановиться клеткам коры головного мозга. С помощью управляемого дыхания возможно массировать внутренние органы, способствуя кровообращению, усиливая работоспособность органов. При регулировке дыхания возбуждается дыхательный центр, что оказывает положительное влияние на общее состояние человека и, кроме того, гармонизирует симпатическую и парасимпатическую нервные системы, относящиеся к вегетативной нервной системе.
Любой человек может заниматься по этой системе для улучшения своего здоровья, но есть несколько категорий людей, которым эта гимнастика просто необходима. Цигун поможет:
тем, кто постоянно ведет сидячий образ жизни;
тем, кто имеет плохую осанку, поскольку сутулость обусловлена слабостью мышц и сухожилий вокруг позвоночника, а также постоянным напряжением в мышечных тканях, не дающим спине принять прямое положение;
людям с заболеваниями суставов и позвоночника (сколиоз, межпозвоночные грыжи, остеохондроз, люмбаго, болевые ощущения в суставах и пояснице);
тем, у кого происходят возрастные изменения, сопровождаемые старческой сутулостью;
при перенесенных травмах позвоночника, приведших к ослаблению мышечного корсета.
Положительные стороны Цигун, как полагают В.А. Бутримов, В.М. Смолевский, Б.К. Ивлиев, [2, 6] заключаются в том, что данный вид гимнастики:
формирует здоровую осанку;
гармонично развивает тело;
увеличивает гибкость в суставах;
улучшает кровоснабжение головного мозга и внутренних органов;
увеличивает жизненную энергию
может активно применяться в спортивной практике как метод психической саморегуляции, например, перед соревнованиями
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в г. Екатеринбурге в ИФКСиМП на кафедре оздоровительной физической культуры и лаборатории «Спортивные и оздоровительные технологии». В исследовании участвовали студенты УрФУ второго курса – девушки.
Для проведения эксперимента были сформированы две группы:
Контрольная группа. Студенты УрФУ второго курса, 11 человек.
Экспериментальная группа. Студенты УрФУ второго курса, 15 человек.
До проведения эксперимента группы занималась по программе оздоровительной физической культуры.
Для проведения эксперимента использовалась аппаратная система HUBER Motion Lab и была произведена оценка силы мышц спины ( широчайшая, трапециевидная), прямой мышцы живота и квадратной мышцы поясницы.
Таблица 1 – Сравнение базального уровня состояния опорно-двигательного аппарата групп по t-критерию Стьюдента
Мышцы спины |
Прямая мышца живота |
Квадратная мышца поясницы |
||
Широчайшая |
Трапециевидная |
|||
Экспериментальная |
32,93 |
39,07 |
15,47 |
39,67 |
Контрольная |
36,45 |
38,09 |
14,27 |
38,73 |
t-критерий |
0,171 |
0,43 |
0,26 |
0,41 |
Из таблицы видно, что рассчитанное значение критерия Стьюдента меньше критического, следовательно, различия групп статистически не значимы.
В дальнейшем предполагается проведение занятий оздоровительной физической культуры студентов экспериментальной группы по методике, основанной на Восточных практиках. Идея данной методики заключается в том, что она включает в себя гимнастику Тай-Цзи и дыхательные упражнения Цигун. Именно комплексное воздействие вышеупомянутых методов будет оказывать положительное воздействие как на опорно-двигательный аппарат студентов, так и на весь организм в целом.
В подготовительной части проводится динамическая разминка Тай-Цзи. Основная часть включает в себя:
Разучивание базовых стоек Тай-Цзи
Разучивание комплекса «8 форм Тай-Цзи стиля Ян»
Разучивание комплекса Тай-Цзи «Игры пяти зверей»
В заключительную часть входит:
Дыхательные упражнения Цигун
В конце исследования будет проведено повторное исследование состояния опорно-двигательного аппарата контрольной и экспериментальной групп с дальнейшим математическим анализом полученных результатов.
Предполагается улучшение состояния опорно-двигательного аппарата у экспериментальной группы, а так же повышение интереса студентов к Восточным практикам и оздоровительной физической культуре в целом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках исследования был проведен анализ источников, посвященных современным методам лечения нарушения осанки. Было выявлено, что в настоящее время отсутствует единство взглядов на способы консервативного лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, а сами методики лечения нуждаются в уточнении и доработке.
Так же было проведено исследование базального уровня состояния опорно-двигательного аппарата студентов занимающихся по программе оздоровительной физической культуры. Полученные результаты показали, что состояние опорно-двигательного аппарата исследуемых групп находятся на одном уровне и группы сравнимы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абальмасова Е.А. О врождённых сколиозах // Ортопед, травматол. — 1967. — № 6. — С. 24 — 29.
2. Андрианов В.Л. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков / В.Л. Андрианов, Г.А. Баиров, В.И. Садофьева, Р.Э. Райе. М.: 1985, 251 с.
3. Белозерова Р.Н. Дифференцированный подход к лечению сколиоза физическими упражнениями // Материалы Всесоюз. симпоз. по сколиозу. М.: 1984, С. 108—110.
4. Березовский К.П. Лечебная физическая культура при сколиозе / К.П. Березовский, В.И. Макарова М.: 1974, С. 7 - 8.
5. Бландинский В.Ф. Корсеты Шено в лечении сколиотической болезни у подростков // Актуальные вопросы детской травматологии и ортопедии: Тез. докл. науч.-практ. конф. детских травматологов-ортопедов России. СПб., 2005. С. 77-78.
6. Воловик В.Е. Хирургическое лечение детей и подростков с тяжелыми формами прогрессирующего сколиоза / В.Е. Воловик, А.Н. Тяжелков, С.М. Елистратов // Ортопедия, травматология и протезирование. — 1993. — № 4.— С. 23-26
7. Горелов А.А. О необходимости использования упражнений хатха-йоги для коррекции деформации позвоночника студентов специальных медицинских групп с нарушением осанки / А.А Горелов, В.Л. Кондаков, Ж.А. Беликова // Физ. воспитание студентов. 2013. № 2. С. 35-44.
8. Дубоносов Ю.В. Использование метода стабилометрии для оценки корсетного лечения сколиоза у детей / Ю.В. Дубоносов, О.С. Котова, А.Ю. Мушкин // Травматол. и ортопед. России. 2008. № 4. С. 41.
9. Зайдман А.М. Структурно-функциональные особенности пластинки роста тела позвонка человека при идиопатическом сколиозе / А.М. Зайдман // Хирургия позвоночника. 2004. № 2. С. 64-73.
10. Ибрагимов Я.Х Сколиотическая болезнь / Я.Х. Ибрагимов, М.Я. Ибрагимова, Л.Я. Ибрагимова // Практическая медицина. — 2010. — № 2. — С. 63-67.
11. Ишал В.А. К вопросу о возможностях консервативного лечения сколиоза. / В.А. Ишал // Ортопед., травматол. и протезир. 1990. № 3. С. 74-77.
12. Калашникова О.М. Лечебная гимнастика при сколиозе / О.М. Клашникова // Медицинская сестра.- 2001.-№3.- С.34-35.
13. Кастюнин С.А. Лечебная физическая культура и плавание при сколиозе: Методика / С.А.Кастюнин //Адаптивная физическая культура 2003.- №1.- С. 24-27.
14. Кашин А.Д. Сколиоз и нарушение осанки/ А.Д. Кашин Мн.: НМЦентр, 2000, 240 с.
15. Михайловский М.В. Этиология, патогенез и патомеханизм идиопатического сколиоза / М.В. Михайловский, А.М. Зайдман // Хирургия позвоночника. - 2004. - № 2. - С. 88-97.
16. Очерет А.А. Сколиоз, или жизнь в кривом зеркале. / А.А Очерет // СПб., 2003.
17. Садовая Т.Н. Скрининг, мониторинг и организация специализированной ортопедической помощи детям с деформациями позвоночника: автореф. дисс. д-ра мед. наук. / Т.Н. Садовая // СПб., 2010, 46 с.
18. Седляр Ю.В. Анализ средств, методов и форм физического воспитания, направленных на профилактику и коррекцию нарушений осанки студентов / Ю.В. Седляр //Физ. воспитание студентов. 2011. № 1. С. 114-117.
19. Сушина Н.В. Новые возможности коррекции патологии позвоночника / Н.В. Сушина, В.В. Аршин, С.Г. Аршина, М.Г. Лясковска // Гений ортопедии. - 2005.
20. Тесаков Д.К. Классификация методов лечения больных с деформациями позвоночника при идиопатическом (диспластическом) сколиозе / Д,К. Тесаков, И.Р. Воронович // Мед. новости. 2008. № 10. С. 82-85.
21. Ульрих Э.В. Вертебрология в терминах, цифрах, рисунках. / Э.В. Ульрих, А.Ю. Мушкин. СПб., 2006., 186 с.
22. Чаклин В.Д. Сколиоз и кифозы. / В.Д. Чаклин, Е.А. Абальмасова. М.: Медицина, 1973. 256 с.
23. Черноземов В.Г. Функциональные возможности системы внешнего дыхания при сколиотической болезни у школьников / В.Г. Черноземов, М.А. Абрамова // Фундамент. исслед. 2012. № 2. С. 159-162.
24. Шаповалов В.М. Деформации позвоночника./ В.М. Шаповалов, К.А. Надулич, А.К. Дулаев. СПб., 2000. 300 с.
25. Шорин Г.А. Консервативное лечение сколиоза./ Г.А. Шорин. Челябинск, 2001. С. 17-96.