"МЯГКАЯ СИЛА" РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

"МЯГКАЯ СИЛА" РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Зверев Р.Е. 1
1Кемеровский государственный университет (КемГУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях глобализации экономики резко обострилась международная конкуренция. Когда речь заходит о том, что страна стремиться занять конкурентные позиции во многих странах, то это уже говорить о глобальной конкуренции. В этих условиях субъекты глобальной конкуренции должна выстраивать свою стратегию и как оборонительную и как наступательную.[4]

Для попадания на рынки других стран необходимо пользоваться определённой стратегией. Одной из форм ведения глобальной конкуренции стала так называемая «мягкая сила». Этот термин не так давно вошел в сферу международных отношений и используется в самом широком смысле. Практически моментально термин стал использоваться в средствах массовой информации и в общении людей, которых интересуют изменения в мировой политике. Из- за того, что термин быстро распространился, его суть исказилась, поэтому под «мягкой силой» в настоящее время понимают любое действие, которое направленно на реализацию своих интересов, за исключением только военного.

Чтобы преодолеть неясность, необходимо привести наиболее полное определение «мягкой силы». В первую очередь обратимся к тому определению, который сформировал родоначальник данного термина Джозеф Най.

Мягкая сила представляет собой более тонкую форму власти. Она определяется как подход убеждения в международных политических отношениях, включая использование культурно-исторического и дипломатического влияния нации. Д. Най считает, что это форма власти, которая имеет способность привлекать и кооптировать, а не принуждать, применять силу или предоставлять компенсацию в виде уговора. В отличие от жесткой силы, мягкая сила не основана на идее силы или принуждении. Проще говоря, мягкая сила является способностью государства косвенно убедить других в своих целях и видении. Государства и негосударственные субъекты, такие, как международные организации используют мягкую силу, чтобы представить свои предпочтения и, в свою очередь, превращают предпочтения других в соответствии с их предпочтениями. Най далее объясняет, что мягкая сила нации основана на использовании трех ресурсов: ее культуры (в тех местах, где она является привлекательной для других), её политических ценностей (когда они живут в согласии с зарубежными), и её внешняя политика (в том месте, где другие видят её как законную и имеющую моральный авторитет). [2]

На сегодняшний день существуют исследования, которые определяют ранги стран, которые эффективно применяют мягкую силу. Например, журнал Monocle провел исследование в 2014 году, по результатам которого Соединенные Штаты были признаны страной, наиболее эффективно применяющей мягкую силу в своей внешней политике. Германия следует на втором месте. Великобритания, Япония, Канада, Швейцария, Австралия, и Франция находятся в первой десятке стран, эффективно использующих мягкую силу в качестве инструмента внешней политики в международных отношениях. Россия в данном рейтинге на сегодняшний момент занимает 10 место.

В.В. Путин в статье «Россия и меняющийся мир» привёл свою трактовку понимания мягкой силы. Он считает, что «мягкая сила» - это методы и инструменты достижения внешнеполитических целей, которые применяются без помощи оружия, т.е. за счёт информационных и других способов воздействия. В. Путин также указывает на то, что существуют случаи негативного использования мягкой силы. Её используют, чтобы взращивать и провоцировать экстремизм, сепаратизм, национализм, манипулировать общественным сознанием, а также для прямого вмешательства во внутреннюю политику суверенных государств. [3]

Таким образом, базовыми ресурсами для применения «мягкой силы» являются привлекательность страны в культурно- ценностном аспекте, её экономическая и политическая модели развития. В настоящее время распространение массовой культуры – это отражение культурно-ценностной привлекательности. Для продвижения данного ресурса используются следующие инструменты: открытие торговых сетей быстрого питания с национальной кухней на территории других стран (например, Макдональдс), распространение в мире своего популярного кино, продвижение на зарубежные рынки определенных национальных товаров (американские джинсы, Кока-кола, чипсы и т.д.). Также «мягкая сила» успешно распространяется через продвижение популярной музыки или дизайна. PR-технологии и рекламные технологии являются одними из главных инструментов, которые применяют в условиях глобальной конкуренции. Особая роль отведена созданию и продвижению торговых и иных национальных брендов. Для их продвижения используются все возможные средства массовой коммуникации. Также инструментом выступают проводимые государством крупные спортивные мероприятия, такие как Чемпионаты мира, Олимпиады, Универсиады.Очередным достаточно мощным инструментом можно считать продвижение национального языка за рубежом. [5] Обычно это происходит путём создания специальных структур. Они представлены в форме международных организаций языкового сотрудничества («Франкофония»), общественных организаций (фонд «Русский мир»), международных культурно-образовательных центров (Институты Конфуция), неправительственных организаций (Немецкий культурный центр им. Гёте) и прочие.Привлекательность политической модели реализуют с помощью официальной и публичной дипломатии, международных СМИ. В рамках первой формируются международные организации различного рода, в виде экономических, военно-политических, многосторонних межгосударственных переговорных площадок, различного рода международных форумах и т.д. В свою очередь публичная дипломатия осуществляется в основном работой некоммерческих организаций, проводящих международные конференции, обмен студентами и т.п.Ресурс экономической модели развития государство использует посредством реализации крупных инфраструктурных проектов, как внутри, так и за пределами государства, активного финансирования международных финансовых институтов. Также сюда относится готовность страны оказать финансовую поддержку нуждающимся странам.

Стоит заметить, что на сегодняшний день «мягкая сила» дополняется «жесткими» составляющими. Например, к «мягкой силе» относят военно-образовательное и военно- техническое сотрудничество, военную дипломатию, и военные учения, проводимые для демонстрации военной силы. [1] «Мягкая сила» должна влиять на сознание не толькоосновного населения, но и политической и экономической элит соответствующего государства. Получается, что в действительности мягкая сила изначально содержит в себе «жесткость», которая связана с навязываем своих стандартов и моделей поведения, заранее чуждых для страны, на которую идёт воздействие. Другой вопрос, что объект воздействия очень часто не способен понять, что сделанный им выбор в полной мере не является свободным. Используя данную стратегию, государство рассчитывает на то, что для него произойдёт формирование благоприятного внешнеполитического окружения. При этом воздействие идёт без каких-либо четких акцентов на определение союзников. Главный принцип - воздействовать на все государства, которые поддаются воздействию, и склонять их к тем или иным международно - политическим действиям.

Потенциал использования «мягкой силы» Российской Федерацией:

1. Главным ресурсом «мягкой силы» РФ является её культура и историческое наследие. Литература, живопись, театр и балет, великие победы, прорывы в науке и технике, громадная территория, на которой веками сосуществуют разнообразные народы, с различными верами. Сложившийся в данный момент облик РФ не соответствует всей глубине и всему разнообразию данной палитры. [6]

2. Влиятельным фактором стал русский язык. На нём говорят порядка 300- 350 миллионов людей, из которых больше половины проживает за рубежом. Нужно делать всё возможное, чтобы поддерживать связь с соотечественниками, проживающими за границей, всячески поддерживать русскоязычные образовательные учреждения. Также необходимо создать и совершенствовать общее информационное пространство, путём содействия и продвижения русскоязычных СМИ.

3. Ещё со времён Советского союза одним из самых действенных и в то же время практически неисчерпаемым ресурсом для распространения влияния и формирования позитивного имиджа страны являлось высшее образование. В данный момент времени необходимо сделать акцент на создании общего образовательного пространства со странами бывшего Советского союза. В будущем это может дать шанс влиять на будущую элиту других государств. Ежегодно в университетах России в рамках квоты могут поступить и учиться бесплатно 15 тысяч человек. В 2016 году конкурс среди иностранцев составил 4,5 человек на одно бюджетное место. В настоящее время, например, в Кемеровском госуниверситете обучаются (если найдете сколько у нас иностранных студентов будет очень хорошо) и университет сотрудничает с 7 университетами стран СНГ.

4. Необходимо также обратить внимание на огромный поток трудовых мигрантов приезжающих на заработки в Россию. Нужно оказывать им помощь в изучении русского языка, приобщить их к отечественной культуре, впоследствии по возвращению на родину они могут распространять российское влияние на территории своей страны, ведь они являются самой мобильной и активной частью общества.

5. Как уже было упомянуто, на территории России проживают представители различных конфессий, что может стать огромным потенциалом для реализации «мягкой силы». Русская православная церковь активно сотрудничает с иностранными церквями и поддерживает связь с их главами. Огромную религиозную силу также имеют ислам, буддизм и иудаизм. И теперь, когда многие страны Запада пытаются ограждаться от церкви, Россия идёт по пути возрождения религиозных чувств среди представителей всех религий.

6. Необходимо использовать геополитический вес России, её активное участие в различных международных структурах, её участие в разрешении международных проблемах и конфликтах. Здесь нужно сделать упор на то, что РФ выступает за соблюдение законов, справедливость и мирное урегулирование конфликтов.

Список литературы:

  1. Nye J. S. The war on soft power // Foreign policy, 12.04.2011. [Электронный ресурс] http://www.foreignpolicy.com/articles/2011/04/12/the_war_on_soft_power

  2. Nye, Joseph S. (2011). The Future of Power. New York, N.Y.: Public Affairs. p. 84. ISBN: 9781586488925.

  3. В.В. Путин. Россия и меняющийся мир. [Электронный ресурс] http://dugward.ru/politinf/Putin-rossiya_i_menuaushiysya_mir.html

  4. Зобова Л.Л., Орлова Е.К. Глобальная конкуренция как разновидность пространственной конкуренции // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4 . [Электронный ресурс] http://www.science-education.ru/104-6765

  5. Най Дж. «Мягкая» сила и американо-европейские отношения// Свободная мысль. [Электронный ресурс] http://www.situation.ru/app/j_art_1165.htm

  6. Наумов А.О. «Мягкая сила» и внешнеполитический имидж Российской Федерации. [Электронный ресурс] http://geo-politica.info/myagkaya-sila-i-vneshnepoliticheskiy-imidzh-rossiyskoy-federatsii.html

Просмотров работы: 371