ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема качества изучения русского языка и литературы в российской общеобразовательной школе является лишь "вершиной айсберга", то есть составной частью другой, более крупной и сложной проблемы.

Речь идет о проблеме филологической культуры и филологического образования в России, которые находятся сегодня в весьма плачевном состоянии. По мнению авторитетных специалистов, существовавшая ранее в России система классического филологического образования сегодня почти полностью разрушена, и на ее восстановление потребуются многие годы.

Причины здесь не только в том, что за годы перестройки в России были утрачены многие образовательные традиции, но также и в том, что сегодня осталось очень малофилологически образованныхпедагогов.

Мало того, современными прагматиками от образования ставится под сомнение сама необходимость получения хорошего филологического образования. И эта тенденция представляется исключительно опасной для будущего нашей страны. Ведь без хорошего филологического образования не может быть обеспечено высокое качество образования вообще, ни гуманитарного, ни естественнонаучного.

Данная проблема, как мы видим, также вызывает бурную дискуссию и на государственном уровне. Так президент России В.В. Путин принял участие в пленарном заседании Первого Съезда Общества русской словесности, которое возглавил Святейший Патриарх Кирилл, на котором обсуждались вопросы, связанные с сохранением богатства русского языка и литературного наследия, с проблемами преподавания русского языка и литературы на всех образовательных уровнях. Президент отметил, что вопросы сохранения и развития русского языка для нашей страны имеют важнейшее значение для обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России [1].

Другим примером могут служить принципиальные разногласия, возникшие на Совете по русскому языку при правительстве РФ между вице-премьером правительства РФ Ольгой Голодец и министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой, еще отчетливее продемонстрировали загнанные внутрь, но так и не решенные главные проблемы школьного образования. Одна из участниц заседания Совета по русскому языку рассказала, что во многих регионах вузовский предмет «Русский язык и культура речи» перешел в вариативную часть. Естественно, что замечание не могло оставить безучастной Ольгу Васильеву. Министр образования и науки РФ осудила эти действия, заявив, что это прямое нарушение. Васильева считает, что предмет «Русский язык и культура речи» должен стать обязательным для всех студентов. Совсем иную позицию заняла вице-премьер правительства. Ольга Голодец считает, что русскому языку ребенка нужно обучить еще в школе, чтобы в вузе больше времени уделять профессиональному становлению. На изучение русского языка оказывает влияние и само отношение населения к нему. Люди стали «демократически», то есть более снисходительно относиться к незнанию норм употребления языка, стали отчего-то терпимее к ошибкам в речи своих собеседников. У молодого поколения заметно снизился уровень уважения к учителю. А вместе с этим пропало и уважение к русскому языку. По мнению президента Российской академии образования (РАО) Людмилы Вербицкой, лишь одна треть детей страны положительно относится к такому важному предмету, как русский язык [2].

Высокообразованным в России всегда считался человек начитанный, хорошо владеющий навыками устной и письменной речи не только на русском, но также и на двух-трех других языках. К сожалению, таких людей в числе российской интеллигенции в последние годы становится все меньше и меньше. Кроме того, необходимо помнить, что именно через язык в обществе осуществляется связь поколений, а эта проблема также является для современной России исключительно острой и актуальной. По мнению некоторых специалистов, сегодня в России "общество и нация теряют ценности и нравственные ориентиры и, соответственно, язык - ориентацию в поле смыслов и стилей". А это уже явная угроза для национальной безопасности страны, с которой далее нельзя не считаться. В последней трети XX века отечественная методика все громче стала говорить о том, что грамматико-правописная направленность в обучении русскому языку не только делает уроки скучными и малоэффективными, но и не обеспечивает усвоения языка как средства общения, инструмента профессиональной деятельности.

Начало XXI века – время тотальной языковой агрессии, которая проявляется в том числе и в усилении враждебности между участниками общения. Способов реализации языковой агрессии множество. Они изощренны, разнообразны и хорошо известны. Ими отлично владеют представители СМИ – главные противники учителя в борьбе за ученика. Борьба с языковой агрессией – одна из практически неразрешимых проблем, так как разрешение её зависит, к сожалению, не от учителя. Скрытая разновидность языковой агрессии, которой подвергаются наши учащиеся со стороны СМИ, - это нарушение всех норм русского литературного языка: лексических, морфологических, синтаксических, норм орфоэпии. Учащемуся трудно ориентироваться в этом ненормированном языковом пространстве, поэтому, воспринимая неправильно звучащую устную речь, учащиеся зачастую даже не понимают, в чем заключается грамматическая ошибка или неточность в произносимых ими или написанных предложениях. Здесь учителю необходимы специальные уроки или фрагменты уроков, посвященные разбору грамматических ошибок, допускаемых учащимися. Культура мысли и культура слова взаимосвязаны. Человек, владеющий словом, способен выразить мысль. К сожалению, слово теряет свою «плоть». Одна из проблем преподавания русского языка связана с превращением его в предмет утилитарный. Русский язык как язык высокой национальной культуры становится в школе невостребованным. Требования, предъявляемые к выпускнику средней школы, отвечают запросам времени, но ориентированы не на носителя высокой культуры. Поэтому особенную актуальность приобретают упражнения, направленные на пополнение словарного запаса школьника, который катастрофически снижается (в том числе из-за тотальной информатизации учебного процесса). Работа с толковым словарём и словарём иностранных слов должна включатся в каждый урок.

Выделим как проблему - формирование навыковустной речи учащихся. Сопоставим уроки иностранного и уроки русского языка в средней школе: в распоряжении учителя иностранного языка есть так называемые уроки говорения. У учителя русского языка такой роскоши нет. На протяжении десятилетий само собой разумелось, что устная речь должна сформироваться у учащегося сама собой и учить этому не обязательно. Назрела необходимость говорить о риторике как обязательном компоненте школьного образования, если стратегия его развития требует от обучаемого, обладающего критическим и творческим мышлением, умения владеть богатым словарным запасом.

Учебники нового поколения стали гораздо больше внимания уделять проблемам развития речи, это учебники под редакцией М.М. Разумовской; С.И. Львовой, В.М. Панова, А.Д. Шмелева. *Появились переработанные программы и даже целые учебные курсы («Риторика», «Культура речи» и т. п.), которые преследуют цель обучать языку как средству общения. Однако владение языком предполагает не столько знание правил, сколько умение составлять речь, текст в соответствии с коммуникативными целями и условиями общения. В свою очередь, формирование таких умений возможно только при условии постижения законов организации текста.

Обращение к целому тексту, к вопросам его организации позволило обогатить и другие, традиционные темы курса. Ученик получил возможность узнать о текстообразующих функциях привычных языковых единиц. Так, при изучении синонимических и антонимических средств языка обращается внимание на то, что они выступают как средство межфразовой связи и, служат для выражения различных смысловых отношений между предложениями в тексте; при изучении глагольного вида рассматриваются функции грамматических повторов, которые обеспечивают временное единство текста и т. д. Кроме того, при обращении к целому тексту наглядно видны изобразительно-выразительны возможности родного языка. Лингвистический анализ текста предполагает и выявление эстетической роли языковых единиц, их экспрессивных возможностей. Если раньше язык художественного произведения рассматривался только при изучении литературы, то сегодня все больше заданий подобного типа включается в учебники русского языка. Это один из самых интересных и самых трудных аспектов работы с текстом, так как требует внимательного отношения к слову [5].

Таким образом, на современном этапе развития школьного лингвистического образования текст становится центром внимания при обучении родному языку, фактически текстовая деятельность - это сегодня цель школьного лингвистического образования. В тексте фокусируются практически все вопросы курса русского языка, приобретая большую глубину и насыщенность.

Особую актуальность приобретает изучение текста в связи с введением Единого государственного экзамена по русскому языку в форме тестирования, так как в основе многих заданий всех частей лежит умение работать с научным или публицистическим текстом, вычитывать из него необходимую информацию. Задание, связанное с формулировкой темы и идеи текста, умением обоснованно определять тип и стиль текста, средства связи между предложениями, становится неотъемлемой частью каждого урока. Особенное внимание следует уделять формированию умения сжато передать основную информацию, полученную из текста. В такой работе помогают ключевые (опорные) слова, умение дать определение научного понятия, умение выразить мысль с помощью различных грамматических конструкций.

И.П. Цыбулько, сотрудник Лаборатории дидактики русского языка ИСМО РАО, в докладе по теме «Новые государственные образовательные стандарты и традиционные требования государственной итоговой аттестации по русскому языку» отметила, что «новый государственный образовательный стандарт предполагает системное изучение основ лингвистики на деятельностной основе. В экзаменационной работе этот аспект проверяется на уровне овладения понятием, его опознанием в тексте, способности адекватно оценивать примеры употребления конкретного языкового факта в речевой действительности, использовать конкретное языковое явление в собственных речевых высказываниях и т. д. На экзамене по русскому языку ученик имеет право пользоваться орфографическим словарем, что в определенном смысле проверяет навыки самоконтроля, самоанализа, самокоррекциив процессе самостоятельной работы учащихся» [6].

Следовательно, к актуальным вопросам и проблемам, связанным с обращением к тексту на уроках русского языка относятся следующие: а) отбор текстового материала для уроков с учетом его дидактического и воспитательного потенциала; б) методика работы с текстом на традиционном уроке русского языка; в) текст и развитие творческих способностей учащихся; г) изучение вопросов организации текста на уроках фонетики, лексики, словообразования, грамматики; д) изучение средств речевой выразительности на уроках русского языка, межпредметные связи с литературой, уроки словесности как уроки интегрированного типа; е) лингвистический анализ текста в школе; ж) изучение речевых жанров и законов эффективного общения на уроках русского языка и риторики.

Продуманная система уроков развития речи не является чем-то новым. Но только с появлением в программе по русскому языку требования формировать речевые умения (коммуникативную компетенцию) встала проблема - соединить уроки грамматики, орфографии и развития речи таким образом, чтобы функционально-стилистический аспект обучения, способствующий развитию коммуникативной компетенции, стая концептуальной основой современной методики.

В связи с этим встает еще одна важная задача: выбрать наиболее подходящий современным требованиям УМК. Идеи нового ФГОС определяют инновационные особенности УМК по русскому языку: формирование представления о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; развитие любви к родному языку, устойчивого интереса к его изучению, стремления речевому самосовершенствованию; целенаправленное развитие врождённого чувства языка и речемыслительных способностей учащихся; формирование представления о родном языке как средстве общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности и на этой основе реализация:

  • межпредметных связей в обучении;

  • метапредметных умений;

  • направленность на формирование метапредметных умений и навыков, связанных с развитием видов речевой деятельности, которые прежде всего заключаются в способности извлекать из разных источников, преобразовывать и преподносить информацию, а также создавать собственные высказывания в устной и письменной форме [4].

Системно-деятельностный подход провозглашён в новых ФГОС как основа современного образовательного процесса. Ради чего учить? Чему учить? Как учить? Обновлено содержание курса, усилена деятельностная составляющая. Уточнены цели обучения, усилен деятельностный аспект целеполагания. Расширены методические приемы, обновлены средства обучения, позволяющие реализовать деятельностный подход. Системно-деятельностный подход нацеливает на развитие личности ребенка, на овладение системой метапредметных и предметных знаний, умений и навыков в процессе интенсивной учебной деятельности Вектор смещения акцентов ФГОС к деятельностной составляющей нашёл отражение во всех традиционных компонентах курса русского языка.

Новый федеральный государственный стандарт предполагает для достижения результатов обучения использование больших форм педагогических методик.

Статистические данные Г.В. Парамонова, преподавателя ГОАУ ЯО «Институт развития образования», в докладе «Состояние и перспективы преподавания русского языка» о языковой неодинаковости школьников заставили задуматься о разнообразии использования методик на уроках русского языка, в т.ч. и новых - программированное обучение, поточное, циклопоточное (или, иначе, работа в разновозрастных группах), для освоения программного материала, т.к. автор утверждает, что для некоторых школьников «причина неуспеха – в непризнании школой факта культурной, языковой неодинаковости детей. … В сознании 10–15% школьников может доминировать родовой активный строй языка. 30–40% учащихся пользуются эргативным строем, отвечающим нормам культуры, описанной Платоном и Конфуцием. Номинативный строй, изучаемый в школе как единственно возможный, характерен для 30–40% детей [3].

Таким образом, главная задача современной педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих творческих способностей.

Список использованной литературы

  1. Сайт президента РФ Путина В.В. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/

  2. Сайт газеты КП. Режим доступа: http://www.spb.kp.ru/

  3. Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы 2016 год. Выступление Г.В. Парамонова, преподавателя ГОАУ ЯО «Институт развития образования»

  4. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ [Текст] / В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с

  5. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ип­ политова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; [Текст] / Под ред. М. Т. Бара­ нова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.

  6. Научно-методический журнал Русский язык в школе [Текст] / №3, 2016 г., С.22-25.

Просмотров работы: 564