СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ В РОСПИСИ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ В РОСПИСИ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК

Мартемьянова А.А. 1, Ершова Л.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ , факультет искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня все понимают, что народная игрушка обладает богатым воспитательным потенциалом. Обращение к ней не только как к игрушке, но и как объекту познания, воссоздания реализует возможность творить, что, безусловно, является одним из условий творческого развития личности ребенка. Но зачастую даже взрослые не всегда могут отличить игрушки, созданные в разных центрах народного мастерства. Цель данной статьи на примере двух видов народной игрушки – Новинской и Филимоновской рассмотреть их особенности, сходство росписи и различие. Есть в Нижегородской области село Новинки. Название села вызывает ассоциации, связанные с чем-то новым и необыкновенным, о чём прежде не приходилось слышать. И действительно, сейчас там активно возрождается уникальный старинный промысел по созданию деревянных игрушек. Игрушки начали создаваться на Нижегородской земле очень давно. Крестьяне мастерили их долгими зимними вечерами. Мужчины выстругивали детали, женщины расписывали. В этих фигурках нашли отражение наблюдения мастеров за окружающей действительностью. Они видели подобное в жизни и старались запечатлеть в виде деревянных игрушек. Игрушка предельно условна, раскраска и роспись соответствует условной форме коня и отличается большой декоративностью и достаточной простотой и символичностью. Такие элементы росписи, как тройные концентрические круги символизируют связь поколений. Почти всегда присутствуют и параллельные линии. Игрушка «Кузнецы» украшается цветочками, состоящими из точек. В целом колористика росписи многоцветна и локальна. Кони окрашиваются в черный, красный или коричневый цвета; повозки - в лиловый, вишневый, малиновый, коричневый и черный цвета снаружи и ярко-красный внутри. Несложная роспись в виде широких полос или тонких параллельных линий выполняется черной, желтой, белой, зеленой краской. На фоне основного цвета разрабатываются детали: хомут, седло, попона, дуги. Роспись производится акриловыми красками. В росписи применяется сусальная позолота — в былые времена такие игрушки были самыми дорогими.

В отличие от новинских мастеров филимоновские мастерицы (Тульская область)делают свои игрушки не из дерева, а из глины и расписывают их яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же несложный орнамент. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор. Особенностью филимоновской игрушки, как и любого другого русского промысла, является ее символичность. Орнаменты выглядят просто и бесхитростно. Однако узоры, которые используются в филимоновской росписи, подразумевают священные для славян образы солнца и дерева. Круги с расходящимися в разные стороны лучами, а также кольцевые орнаменты с разноцветными треугольниками являются символами солнца, жизни и добра. Схематично изображенные веточки, елочки - это известный и любимый мотив народного искусства - «древо жизни», преемственность поколений, неустанный рост. Глубоко символичны и сами фигурки. Так, барыня ассоциируется с берегиней, хранительницей дома и домашнего очага, всадник изображает воина-защитника или же кормителя семьи - землепашца, птица – символ счастья, конь – богатства и т. д. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием, с одной стороны, городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Сравнение росписей новинской и филимоновской игрушек свидетельствует о наличии сходства: используются в основном одни и те же цвета, орнаменты и узоры также очень схожи. Используемые орнаменты и узоры символичны, схожи по значению. При всей их похожести, следует понимать и отличие в росписи. Ведь орнаментика подчиняется и форме, и материалу, из которого изготовлена та или иная вещь, а главное - местным традициям народного мастерства. Здесь явное различие в материале, одна игрушка – из дерева, другая – глиняная, что и накладывает на них печать своеобразия, каждая из них образует собственную художественно-образную систему. Это и следует иметь в виду, приобщая детей к разным видам народного творчества, в том числе, к традиционной игрушке.

Список источников:

  1. Баукин А. А. / Новинская деревянная игрушка// Изд-во "Кварц", 2014.

  2. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: Искусство, 1975.

  3. Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. — М.: Современник, 1978.

  4. Хрыков В. С. / Новинская игрушка// http://promisly.ru/nhp/novinskaya-derevyannaya-igrushka# (дата обращения: 03.01.2017 г.)

Просмотров работы: 680