Легальное определение понятия договора дается в статье 420 Гражданского кодекса РФ, определяя его как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Во всем многообразии договоров нас интересует именно договор коммерческой концессии, или же франчайзинга. Вопрос о соотнесении понятии «коммерческая концессия» и «франчайзинг» является дискуссионным, однако многие ученые-цивилисты считают их схожими понятиями.
В настоящее время договор коммерческой концессии урегулирован главой 54(статьи 1027-1040) ГК РФ. Согласно статье 1027 ГК РФ это договор, при котором одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [1]. Также определение коммерческой концессии дано в статье 2 проекта Федерального закона «О франчайзинге» - одна сторона (франчайзор) обязуется предоставить другой стороне (франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право пользования на комплекс принадлежащих франчайзору исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (франшизу) в целях продажи продукта или услуг франчайзора по заранее определенным правилам ведения бизнеса, которые устанавливаются франчайзором в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами договора [2]. В данном случае понятия являются схожими, но в силу того, что федеральный закон «О франчайзинге» не принят и был отправлен на доработку, остановимся на определении данным в Гражданском кодексе РФ.
Вообще договор коммерческой концессии, в международной коммерческой практике известный как франчайзинг, получил известность в США в 30-е гг. XX в. благодаря Ховарду Джонсону, а затем в системе магазинов Вулворса и в 50-е гг. достиг в этой стране наивысшего развития. Во Франции данный договор появился ранее: начиная с 20-х гг. функционирует хорошо известная сеть магазинов Призюник, Пронунция. В том или ином виде франчайзинг существует более чем в 80 странах, однако правовая регламентация существует лишь в нескольких, среди которых США, Франция и Россия. Помимо законодательного регулирования Европейской ассоциацией франчайзинга, в которую входят национальные ассоциации Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии, Венгрии, Италии, Нидерландов, Португалии и Великобритании, принят Кодекс принципов и стандартов поведения (Code of Principles and Standards of Conduct). В настоящее время в США франчайзинг охватывает 30% розничной торговли, в Австралии — 90% [4].
В российском дореволюционном праве предусматривался некий аналог данному договору — сделки с фирмой. Под фирмой понималось название торгового предприятия как обособленного частного хозяйства, имевшего своей целью индивидуализировать предприятие и составлявшего его принадлежность. Поскольку фирма составляла принадлежность предприятия, то она не могла быть предметом сделки отдельно от предприятия. Так, М.И. Кулагин определял договор коммерческой концессии как договор франшизы, по которому компания предоставляет другим лицам право использовать определенные торговые знаки, названия, символы для обозначения некоторых видов деятельности, продуктов или услуг [6]. В договоре франшизы пользователь обязуется следовать строгим предписаниям компании, которая вправе осуществлять контроль за их соблюдением в любое время
Первый договор коммерческой концессии в России был зарегистрирован в Роспатенте 20 июня 1996 г. — это договор между компанией «Колгейт Палмолив» (США) и пользователем АО «Ком Палм» (РФ). Предметом договора являются 35 изобретений (по семи выданы патенты), семь промышленных образцов и 60 товарных знаков [3].
Признанными лидерами франчайзинга и экспортерами франшизного бизнеса в мире являются США, Канада, Южная Корея, Япония, Австралия, лидеры Европы — Германия, Франция, Великобритания. На сегодняшний день в мире насчитывают более 16 500 франчайзеров и более 165 500 франчайзи. Наибольшее количество компаний-франчайзеров в 2012 г. принадлежит США (около 1500), а также Южной Корее (1300), Канаде (1200), Японии (1100), Бразилии (1000). В Европе по количеству франчайзеров лидируют Германия (950), Франция (720), Великобритания (670). Наиболее активно развивается азиатская сеть предприятий франчайзи: в Японии (200 000), Южной Корее и Филиппинах (100 000) [3].
В соответствии с определением договора коммерческой концессии, содержащимся в п. 1 ст. 1027 ГК РФ, его предметом выступает передача принадлежащего правообладателю комплекса исключительных прав, включающих право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Договор коммерческой концессии предусматривает также использование деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя (п. 2 ст. 1027 ГК РФ). В предмет договора входят также коммерческий опыт, знания, коммерческая информация (тайна) правообладателя. Не является объектом договора, так называемая деловая репутация, хотя она и учитывается при определении цены договора.
Субъектами договора коммерческой концессии, в соответствии с ГК РФ, выступают коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Они могут быть с одной стороны правообладателями (франчайзор), а с другой пользователями (франчайзи). Статьи 1031 и 1032 ГК РФ закрепляют обязанности правообладателя и пользователя:
Правообладатель обязан:
- передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
- обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии;
- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии;
Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.
По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Пользователь обязан:
- использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом;
- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
- соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;
- оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
- не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
- предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
- информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.
Статья 1028 ГК РФ устанавливает письменную форму договора коммерческой концессии. Законодатель подчеркивает юридическую значимость данной формы, установив, что несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность и в силу прямого указания в п. 1 настоящей статьи такой договор считается ничтожным. При этом речь идет о заключении договора путем составления одного документа, подписанного сторонами, а не об обмене сторонами документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК). Необходимость составления сторонами одного документа обусловлена главным образом тем, что в силу п. 2 данной статьи договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации.
Поскольку договор коммерческой концессии является возмездным, право использовать комплекс исключительных прав предоставляется пользователю за вознаграждение, согласно п. 1 ст. 1027 ГК, условие договора коммерческой концессии о вознаграждении относится к существенным, и стороны должны достигнуть соглашения о его размере.
Данная статья предоставляет сторонам большую свободу в выборе формы осуществления платежей по договору коммерческой концессии, и содержащийся в статье перечень не является исчерпывающим. Формы выплат вознаграждения путем сочетания фиксированных разовых и периодических платежей являются наиболее распространенными в договорной практике.
В России франчайзинг только начинает делать свои первые шаги и находить сторонников. Это происходит в данный момент за счет активного развития внутреннего франчайзинга, который представляет собой достаточно специфический сплав зарубежных франчайзинговых технологий и отечественных подходов к ведению бизнеса. Большинство зарубежных компаний пока предпочитают обеспечивать свое присутствие на российском рынке собственными силами, вкладывая значительные средства в новое строительство, приобретая на территории России хорошо отлаженный бизнес или арендуя его. Однако в последние годы в России наметилась положительная тенденция усиления интереса со стороны крупного международного бизнеса к сотрудничеству с российскими партнерами на основе франчайзинга, при котором большая часть капитальных затрат осуществляется местной стороной. Отечественные бизнесмены, в свою очередь, также начинают осознавать все преимущества использования известной торговой марки и отработанной технологии ведения бизнеса международных компаний.
Так, по разным оценкам экспертов, в настоящий момент в России насчитывают от 110 до 130 франчайзинговых сетей. Наибольшее распространение франчайзинг в нашей стране получил в таких сферах, как торговля — 64,3%, общественное питание — 13,1%, сфера услуг — 20,5%, производство — 1,5%, информация — 0,6%. Наибольшее количество франчайзеров в России за период с 2008 по 2013 г. включительно было отмечено лишь в 2013 г. — 1018, а наименьшее в 2009 г. – 464 [8]. Стоит отметить, что количество франчайзеров в России в течение 2008–2013 гг. в целом росло, что объясняется заинтересованностью иностранных предприятий-инвесторов в российском внутреннем рынке, а также развитием франчайзинга в России как одной из перспективных форм распространения своих товаров во всех регионах страны без использования значительных финансовых ресурсов. Большинство франчайзинговых проектов сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, поскольку в крупных мегаполисах крутится больше денег, и имеются квалифицированные специалисты в этой области. Однако франчайзинг в России постепенно приходит и в небольшие, моногорода, с развитием его рынка точки начали появляться и в городах с 300-тысячным населением.
Таким образом, договор коммерческой концессии (или же франчайзинга) – один из самых сложных договоров в российском праве, поэтому многообразие его условий охватить довольно сложно. Во многом они зависят от области предпринимательской деятельности и комплекса исключительных прав. С юридической точки зрения, данный договор представляет разновидность лицензионного договора с множественностью объектов интеллектуальной собственности в предмете. Поэтому согласно п.4 ст.1027 ГК к договору франчайзинга применяются положения части IV Гражданского кодекса о лицензионном договоре.
Список использованных источников и литературы:
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016).
Проект ФЗ «О франчайзинге» (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Д. Крутовым, И.Д. Грачевым, О.Г. Дмитриевой, Н.Р. Петуховой, Д.В. Ушаковым, М.В. Емельяновым).
Беленец Павел Станиславович Основные тенденции и проблемы развития франчайзинга в России // Территория новых возможностей. - 2014. - №3 (26).
Евдокимова В.И. Франшиза и договор коммерческой концессии // Патенты и лицензии. - 1998. - №1. - С. 23 — 28.
Еременко В.И., Евдокимова В.И. Совершенствование системы лицензирования в Европейском Союзе // Патенты и лицензии. - 1997. -№7. - С. 31 — 36.
Кулагин М.И. Избранные труды. М.: Статут. - 1997. - С. 265.
Непомнящая Ирина Станиславовна Коммерческая концессия или франчайзинг: проблема дефиниций // Общество и право. - 2014. - №3 (49).
Стригунова Дина Павловна Договор франчайзинга в российском праве // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. - 2015. - №2.