В современном обществе очень остро стоит проблема работы с людьми с ограничениями жизнедеятельности и их семьями. Проблемы таких семей возможно решить при реализации комплексной психосоциальной работы с молодыми людьми и их окружением. Восприятие инвалида окружением имеет определенные особенности:
фрустрация (неудовлетворенность) некоторых потребностей
состояние длительной тревоги и стресса
материальные трудности
изоляция от общества
частные психотравмирующие ситуации
В социальной работе психосоциальное направление занимает важное место. Это связано с тем, что данное направление включает в себя, как социальные, так и психологические аспекты[5]. Психосоциальная помощь направлена на адаптацию личности к изменившейся ситуации, на четкое восприятие своих проблем и постановку целей, для их решения. Все основные направления способствуют развитию личности, ее особенностей, а так же на достижение ее внутренней гармонии и налаживание взаимосвязей с внешней средой [6].
Социальная помощь инвалидам оказывается в синтезе с основными направлениями практической психологии.
Основные направления психосоциальной работы составляют:
Психолого — социальная диагностика в ходе которой, инвалид получает объективную информацию о его проблеме.
Социально — психологическая коррекция определяет индивидуальную программу для реабилитации инвалида.
Психологическое консультирование цель которой, помочь индивиду найти наибольшее количество вариантов поведения, возможностей, для реализации активного взаимодействия с окружающими людьми.
социальная терапия личности.
Способствует социальной активности индивида, путем создания оптимальных условий.
информационно – образовательная работа с инвалидами и обществом.
Направлена на предубеждение возможных нарушения в развитии индивида. [8]
Психолого — социальная диагностика
Методы психолого — социальной диагностики в социальной работе направлены на изучение социально — психологических характеристик личности, определение проблем индивида. В данном направление психосоциальной работы, индивид получает определенную информацию о своей проблеме, формирует свое отношение к этой информации[1].
Психологическое консультирование
Включает консультативные беседы с инвалидом, способствует наиболее широкому пониманию им своей проблемы. Человек получает возможность рассмотреть ситуацию с разных сторон. Психологическое консультирование направлено на выявление, в ходе активной деятельности, новых качеств и особенностей индивида, его возможностей и ресурсов для решения проблем[6].
Социальная терапия.
Понятие социотерапии в настоящее время имеет несколько значений:
1.Социотерапия как синоним терапии средой.
2.Социотерапия как терапевтическая активность социальных работников.
3.Социотератия как совокупность терапевтических приемов из области реабилитации [1].
Общая идея этих трех аспектов как социальной терапии заключается в том, что социальная среда оказывает влияние на эффективность психосоциальной работы и решение проблем инвалидов.
Социальная терапия - комплекс мероприятий, проводимых с целью повышения эффективности лечения психически больных путем создания оптимальных условий их общения [5].
Таким образом, сущность социальной терапии заключается в усвоение социальных связей, налаживание отношений с другими людьми, адаптации в сложных ситуациях, внутри терапевтически созданной среды.
Важным направлением в психосоциальной работе является социально — психологическая коррекция.
Социально — психологическая коррекция
Р.С. Немов определяет психокоррекцию как совокупность психологических приемов, используемых специалистом для исправления недостатков психологии и поведения индивида[3].
Таким образом, психокоррекционная работа направлена на проблемы психологического плана, выраженные в поведении инвалида или в его психологическом развитии.
Специфика социально — психологической коррекции, выражается в ее основных особенностях, связанных с ориентацией на личностей, имеющих трудности в повседневной жизни, путем реализации ее сильных сторон. Так же, важно отметить, что значимым направлением психокоррекции является работа с окружением инвалида. Она включает изменение межличностных взаимоотношений и климата внутри коллектива[4].
Информационно – образовательная работа.
Информационно образовательная работа включает в себя работу как с инвалидом, так и с его окружением. Информационно – образовательная работа является синонимом понятия «консультация»[5].
Практически для всех категорий людей, имеющих инвалидность, значимым является информационный барьер. Процесс получения информации затруднителен для многих людей, ввиду их ограничений. Часто, человеку с ограниченными возможностями трудно представить свое мнение и взгляды. Возникает искаженное представление о потребностях инвалидов, складываются различные стереотипы об их жизни, неправильные представления о личности инвалида. На основе искаженного восприятия, возникают фобии, что затрудняет взаимодействие инвалида с обществом [7].Все это приводит к эмоциональному барьеру, неэффективности психосоциальной работы и проблемам в его интеграции в общество. Информационно – образовательная работа направлена на решение этих проблем. Она способствует развитию личности инвалида, его коммуникативных качеств, путем реализации консультативных мероприятий, способствующих определению направлений деятельности, ценностей, жизненных целей и самореализации. Так же информационно – образовательная работа включает в себя, обеспечение необходимой информацией о личности инвалида ,о его потребностях и идеях, его окружения и всего общества в целом [6].
Так же специфика психосоциальной работы зависит от социальных и физиологических особенностей личности. Многие из них связанны с невозможностью людей с ограниченными возможностями, удовлетворить свои потребности. Это приводит к появлению на фоне их физиологических ограничений, социальных барьеров. Выделяют ограничения трудовой деятельности. В настоящее время многие работодатели не готовы принять человека с ограниченными возможностями ,не смотря на их компетентность в данной сфере. Отсюда возникает проблема малообеспеченности инвалидов. Так же для многих людей с ограничениями здоровья важное значение имеет информационный барьер и изоляция от общества. Для людей с ограниченными возможностями затруднен процесс получения информации и интеграции в общество. Социальное окружение часто подвержено стереотипам и неправильным представлениям о жизни инвалидов. Так же люди с ограниченными возможностями сталкиваются с ограничениями внешней среды. Городская среда часто не предназначена для них. Так же существую и психологические барьеры, связанные с физиологическими особенностями инвалида. Они более подвержены стрессам, восприимчивы к внешним раздражителям. Инвалиды чувствительны к окружающему их психологическому климату, эмоциям окружающих, часто неуверенные в себе. Все это делает их более уязвимыми.
Таким образом, специфика психосоциальной работы зависит непосредственно от социальных и физиологических ограничений инвалидов. Эффективность психосоциальной работы зависит от комплекса применения отдельных видов психосоциальной работы: психолого — социальная диагностика, социально — психологическая коррекции, психологическое консультирование ,социальная терапия личности, информационно – образовательная работа с инвалидами и обществом.
Литература:
Басов, Н.Ф. Основы социальной работы : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.Ф.Басов., В.М.Басова., О.Н.Бессонова.- М.: Издательский центр «Академия»,2010.-228с.
Беззубик,К.В.Содержание и методика психосоциальной работы / К.В. Беззубик.-М.:ИНФРА-М,2008.-168с.
Бибикова Н.В. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями посредством арт-терапии // В сборнике: Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы материалы III международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Ильина Н.А.. Ульяновск, 2014. С. 154-156.
Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов : учеб. пособие для вузов / Т. В. Зозуля. - М., 2010. -252с.
Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Academia, 2011. - 246c.
Пашкова А.В. Учебно-методические материалы по курсу учебной дисциплины «Содержание и методика психосоциальной работы» / А.В.Пашкова .– М.: РГСУ., 2010. - 42 с.
Плохова И.А., Бибикова Н.В. Социальная реадаптация людей-инвалидов с умственной отсталостью посредством арт-терапии: учебно-методическое пособие // Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова. Ульяновск, 2014.- 69 с