ТЕХНИКА ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУСCТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕХНИКА ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУСCТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Кириллов А.И. 1, Абрамова О.Ф. 2
1Волжский Политехнический Институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»
2Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный технический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Для профессионального подхода в работе фотографа, очень важно понимать свойства и особенности светового освещения. Свет по своей физической природе гораздо более изменчив и сложен, чем можно предположить на первый взгляд. Множество особенностей освещения наши глаза и мозг стремятся приспособить и скорректировать для более легкого восприятия. Фото и видеосистемы, наоборот, в точности фиксируют все световые особенности. Без точного понимания природы света невозможно достичь профессионализма и мастерства в работе с системами записи изображения. Свет - небольшая часть широкого диапазона электромагнитных волн. Но это та часть, которую мы можем воспринимать непосредственно одним из наших чувств - зрением.

Географическое положение, сезон, время суток, и климатические особенности делают свет крайне изменчивым. Правильное освещение может изменить видимую форму предметов, их текстуру и фон.

Типы естественного освещения

Рассвет это первый свет появляется после холодного периода ночи. В этовремя ввоздухе находится наименьшее количество пыли, смога и соответственно более прозрачен. На рассвете и при восходе солнца свет быстро меняется. Перед самым восходом свет имеет голубой оттенок,возможен красный при ясном небе.

Утро, после восхода солнца, первые два часа свет быстро меняется. На севере, где солнце никогда не заходит, но и не поднимается высоко над горизонтом, подходящее освещение бывает весь день и большую часть ночи. На умеренных широтах хорошее освещение сохраняется в течение нескольких часов, но при этом положение солнца меняется.

Полуденное солнце может создавать помехисвоимярчайшим светом, в южных районах. Ослепительный блеск палящего над головой солнца препятствует снимать окружающею среду.Съемка получится только при употребленииспециальных отражателях или дополнительного прямого освещения, желательно холодным светом.

Полуденное освещение прекрасно подходит к использованию в ущельях, расщелинах, где в другое время суток солнце просто не проникает. Появление в этих местах прямых солнечных лучей позволяет получить более контрастные и яркие изображения.

После полудня и вечером происходят изменения цвета, так как воздух охлаждается и не удерживает влагу, которая скапливается в форме мельчайших капелек во взвешенном состоянии. Когда происходит резкое понижение температуры, образуется туман, в виде лёгкой дымки, которая может «приглушить» свет, и вторая половина дня кажется сумрачной и унылой, несмотря на яркое солнце. Это выражается «придавленными» тонами и цветами. По мере приближения солнца к горизонту ситуация меняется в лучшую сторону, раскрывая воздушную перспективу. Когда солнце высоко, рассеиваются синие лучи и поглощаются красные, а цветовая температура становится выше нормальной. Холодная металлическая синева редко выглядит привлекательно.

Закат это особый вид освещения, когда солнце низко расположено. В это время атмосфера преломляет и отражает синее излучение, и пропускает красное излучение. Дымка, поглощающая днем часть красных лучей, и оставляющая синие, теперь рассеивает очень малую часть синего излучения и пропускает сравнительно интенсивное красное излучение. Верхняя часть неба, освещаемая под другим углом, остается синей. Благодаря этому явлению можно увидеть плавные переходы тонов, и эффектные сочетания цветов.

Во время заката лучи солнца пробиваются сквозь легкие облака или дымку и постепенно приобретает все более теплую окраску. По мнению многих операторов именно такое состояние атмосферы весьма благоприятно для передачи красоты этого времени суток, и получения интересного цвета.

В ясную погоду перед самым закатом солнце излучает практически только красные лучи, окрашивая все вокруг в розовый цвет. Этим оттенком окрашиваются все поверхности предметов, которые обращены к солнцу, и при отсутствии в верхней части неба нет плотных облаков, остальные поверхности будут освещены нормально. Это явление обусловлено тем, что солнце при заходе становится слабым источником света относительно огромного открытого небосвода. При обращении взгляда в сторону солнца, силуэты предметов с теневой стороны, например, фигур или деревьев, воспринимаются как черные. Самой яркой будет часть неба, охватывающая область от солнца до зоны над головой наблюдателя.

Сумерки после захода солнца и вечерний свет похож на свет в полдень, затем преобразуется целиком в синий. В промежутке сумерек оставшиеся красные облака, освещенные закатившимся солнцем, выделяются в наиболее резком цветовом контрасте. Над морем вся западная часть неба может рассеивать желто-красный свет и держатся очень "теплые" сумерки, пока не догорит вечерняя заря. По мере сгущения сумерек наши глаза начинают терять чувствительность к цвету, и материал, снятый в это время, может оказаться более насыщенными, чем представляется визуально. Освещённый материал (фонари, витрины и т.д.) прекрасно сочетается и выглядитлучше в это время, чем в полной темноте.

Для достижения лунного света применяются светофильтры голубые, сине-зеленые. С их помощью на материале достигается эффект лунного освещения. Это соответствует нашему зрительному восприятию лунного света. Отраженный солнечный свет— этолунный свет, а голубой оттенок продукт зрительного восприятия, а не справедливое качество света.

Естественные отражающие поверхности

Существуют огромные естественные отражатели, которые способны изменить распределение дневного освещения как по контрастам, так и по направлению. Такими отражателями являются песчаные пустыни, снежные равнины, водные глади и облака.

Песок, с характерной ему окраской от белой до желтой, является слабым отражателем. Он подсвечиваеттени при любом верхнем освещении и в то же время придает отраженному свету теплую окраску.

Снег это сильный естественный отражатель, не передающий отраженному свету никаких оттенков. Свет голубого неба, отраженный от снега, может внести изображению чрезмерную голубизну.

Гладкая поверхность воды отражает свет как зеркало, водная “рябь” меняет распределение, если свет падает на ее поверхность под углом 42гр. и менее, но только в тех случаях, когда поверхность воды находится между источником света и объектом съемки.

Облака - громадные рассеиватели при обращении боковой поверхности к солнцу, становятся отражателями. Они, так же как и снег, являются нейтральными отражателями. Облака поглощают избыток голубого цвета, поскольку отражают солнечный свет. Небо с белымиоблаками и ярким солнцем гарантирует прекрасный цвет и контраст освещения.

Создание искусственного освещения

Естественный свет практически не контролируется и зависит от параметров географическое положение, время суток. Естественный свет не требует дополнительного оборудования. К естественному освещению относится солнечный свет или дневное освещение, например, в помещении. А источники искусственного света могут выступать всевозможные люминесцентные лампы в различных бытовых или промышленных приборах.

В отличии от естественного света, который не контролируется человеком, искусственный свет можно контролировать. Можно контролировать такие параметры как источниками света, их количеством, расположением, углом, яркостью и жесткостью.

Жесткий свет создает четко определенные, темные тени и, как правило, происходит от одного источника, он имеет небольшой размер или находится очень далеко. В условиях естественного освещения жесткий свет можно наблюдать в безоблачный день, когда солнце находится высоко над горизонтом.Чем меньше или дальше источник, тем жестче свет. Солнце находится очень далеко, и направленные лучи рисуют жестко очерченную контрастную картинку.

Мягкий свет, например, затянутое облаками небо, которое становится ближе, и кажется нам очень большим. В пасмурную погоду рассеянный свет льется отовсюду, что рисует несколько иную картину восприятия окружающих предметов. Кроме того, можно самостоятельно создавать мягкий свет, применив рассеиватели и отражатели:

Облака это пример природного рассеиватели. Для искусственного же рассеивания света сгодиться любой полупрозрачный материал. К примеру, можно использовать специальные шторки на вспышках или самую обычную белую ткань между источником света и съемочным объектом. Основной сложностью является правильный подбор степени прозрачности материала и силы светового импульса, при проведении съемок с искусственным источником света.

Известно, что отражение света создается противоположно направленным источником света. Изменяя направление и угол падения на объект, фотограф может получить желанный для него результат. Кроме профессиональных отражателей, можно использовать обычные листы бумаги.

Вывод

Для профессионального фотографа очень важно понимать все особенности естественного и искусственного освещения, чтобы достичь наилучшего результата при создании фоторабот.

Список литературы:

  1. Качество света. Журнал-каталог «Потребитель. Фототехника-видеокамеры» № 111999.

  2. Свет и освещение. Д. Килпатрик.

  3. Поэтика фотографии. В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев.

Просмотров работы: 354