РАЗВИВАЮЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИВАЮЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ

Заиченко М.А. 1, Шатохина И.В. 2
1Южный федеральный университет Ростов-на-Дону, Россия
2Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день в России большое внимание уделяется качеству литературного образования. Значительное место в образовании отводится начальной школе.

Литературное образование - это изучение художественных произведений с учетом литературоведческого, этно-филологического и историко-культурного компонента. Главной целью литературного образования является пробуждение нравственного сознания, развитие личности, способной не только потреблять, но и создавать культурные ценности.

На начальном этапе литературного образования учащиеся овладевают основами читательской культуры и прежде всего умением осмысленно, осознанно и выразительно читать. Вся эта работа нацелена на развитие эмоциональной восприимчивости, творческой фантазии, воображения школьников, на пробуждение интереса к литературе. В центр подготовки по чтению и литературе на данной ступени современные методисты ставят формирование читателя. Такая цель обучения выдвигается в программах О.В.Джежелей, Р.Н. и Е.В.Бунеевых, Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской. Другие программы делают акцент на исследовании специфики литературы как вида искусства (программа Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко) или на коммуникативных свойствах искусства вообще и литературы в частности (программа В.А.Левина). В системе развивающего обучения Л.В.Занкова провозглашается идея познания широкой картины мира на основе чтения литературных произведений разных видов и типов (З.И.Романовская). Как отмечают ученые, на современном этапе в основе литературного образования в начальной школе должны быть два ведущих принципа: художественно-эстетический и литературоведческий. [1]

На сегодняшний день меняется отношение к литературоведческим понятиям в процессе литературного образования. Они становятся лишь средством на пути достижения основной цели.

Интерес к поднятой проблеме обусловлен тем, что литературное образование в начальных классах закладывает фундамент в развитии личности обучаемых, формируя у них духовные, эстетические и нравственные ценности.

В преподавании литературного чтения перед учителем стоит задача литературного развития младших школьников. Литературное развитие, как отмечала Н.Д.Молдавская, означает формирование способностей мыслить словесно-художественными образами. Термин «литературное чтение» в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная ступень освоения предмета «Литература». Литературное чтение в начальных классах преследует такие цели, как: помочь ребенку стать читателем; путем чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной детской литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников.

В литературном чтении для начальных классов различают подготовительный и основной периоды. В первые два года акцентируется внимание на становлении и развитии навыков чтения и устной речи учащихся; в последующие два года центром становится литературное произведение, его законы и особенности как искусства слова.

Среди ведущих принципов обучения, на которых строится литературное чтение в 3-4 классах - художественно-эстетический, с привлечением жанрового и авторского. Такой принцип характерен для отбора произведений. Это классические произведения, вошедшие в «золотой фонд» детской литературы, образцы народного творчества, лучшие произведения русских и современных детских писателей, произведения зарубежной детской литературы и отрывки «взрослой литературы», воспитывающие эстетический вкус детей.

В программах также заложен эмоционально-эстетический принцип, предполагающий воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, отражающее человеческие переживания.

Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно обеспечить педагогические и методические условия для чтения. Главное условие - организация читательского окружения, наличие материала для чтения, направляющего развитие читательской деятельности. Кроме того, читателю необходимы специальные читательские навыки. Они складываются из умений читать, работать с текстом произведения и детской книгой.[2]

Следует иметь в виду, что литературное чтение, как и любой другой учебный предмет в начальных классах, не может быть усвоен на неподготовленной почве. Поэтому задача учителя - обеспечить средствами данного предмета общие умения учиться и на их основе сформировать предметные действия - умения, свойственные литературному чтению.

Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребенка - это и труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и, конечно, удовольствие.

Анализ новых программ и учебников показал, что общим для всех авторов является стремление обогатить читательский опыт учащихся, ввести первоначальное представление о литературном произведении как искусстве слова. Каждый авторский коллектив в большей или меньшей степени воплощает принцип развития устной речи, решает с помощью отбора произведений нравственно-эстетические проблемы, развивает словесное творчество детей.

В программных и учебных материалах Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко авторы, представляя литературу как вид искусства, вместе с тем максимально согласовывают категории литературоведческой науки с психолого-педагогическими особенностями процесса обучения читателей-детей, т. е. вводят понятия так, чтобы они были доступны начинающим читателям и усваивались детьми осознанно. [1]

Ряд учебников построен в русле деятельностного подхода к обучению и содержит способы действия, ориентировочные и исполнительские умения, самоконтроль (О.В. Джежелей; Л.А. Ефроа и ММ. Оморокова; Т.Н. Кудина и З.Н. Новлянская и др.).

Таким образом, авторы учебников нового типа стремятся подготовить полноценного читателя, осуществить литературное развитие детей, сформировать их учебную деятельность и предметные умения (навык чтения, первоначальный анализ художественных произведений в единстве их содержания и формы), а также обогатить речь учащихся.

Литература:литературный образование творчество класс

  1. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М., Вентана-Граф, 2005.

  2. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2012/01/16/metodicheskie-rekomendatsii-po. – Дата обращения 12.01.2017.

Размещено на Allbest.ru

Просмотров работы: 523