РОЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО ДОО В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО ДОО В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Шаршунова И.И. 1, Абашина В.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как показывает практика, многие молодые специалисты приходят в дошкольное учреждение не только неподготовленными к новой социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что вызывает существенные проблемы в их адаптации к профессиональной деятельности. Отрицательное влияние на процессы адаптации молодого специалиста оказывает и снижение авторитета и статуса воспитателя ДОО, а также уровня его моральной и материальной защищенности.

Адаптация молодого специалиста к условиям жизни основана на взаимном изменении личности и ее окружения, это процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей посредством успешного принятия решений и ответственности за их последствия, проявление инициативы.

На основе опроса молодых специалистов дошкольных учреждений Сургута нами были определены факторы, препятствующие их успешной профессиональной адаптации:

• недостаточная сформированность профессиональной компетентности;

• отсутствие сопровождения молодого специалиста опытным коллегой;

• неадекватность образа профессионального будущего или его негативный характер;

• недостаточное владение современными технологиями дошкольного образования;

• непонимание стратегии построения карьеры в образовательном пространстве региона;

• слабая мотивация к постоянному профессиональному росту.

Влияет на адаптацию молодого специалиста и требование приказа Минтруда России вступившего в силу в январе 2015 года об установлении профессионального стандарта «Педагог», регламентирующего педагогическую деятельность воспитателя и учителя в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании. Профессиональный стандарт определяется как характеристика квалификации, необходимой работнику для определенного вида профессиональной деятельности.

Причины перечисленных затруднений - отсутствие непрерывного сопровождения процесса адаптации молодого специалиста в профессии.

Заведующий ДОУ при приеме на работу молодого специалиста беседует с ним, знакомит его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, (предварительно) определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету с общими данными о себе.

Вопрос места и роли руководителя ДОО в процессе становления профессиональной компетентности молодого специалиста мало изучен.

Руководитель в первую очередь стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, в том числе и молодых специалистов, первое из которых — это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

Задача руководителя дошкольной организации — помочь молодым специалистам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

В каждой дошкольной организации существуют свои традиции, свои условия, соответственно выстраивается своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. С учетом местных условий выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.

При этом приоритетными направлениями деятельности руководителя ДОУ по данному вопросу являются следующие:

  1. Создание условий для успешной адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержание педагога эмоционально, укрепление веры педагога в себя.

  2. Расширение информационного пространства для самостоятельного овладения молодым специалистом профессиональными знаниями.

  3. Обеспечение комплексного системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов.

Так же заведующий дошкольной образовательной организацией при работе с молодыми специалистами занимается:

  1. Внедрением проблемно-ориентированной технологии построения индивидуальной траектории адаптации молодого педагога ДОО.

  2. Создает положительный имидж ДОО, обеспечивает молодого специалиста эмоциональной поддержкой, приобщает к корпоративной культуре учреждения.

  3. Мотивирует к участию в конкурсах и грантах, экспериментальной работе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

  4. Создает гибкие механизмы управления и мотивирования успешности молодых специалистов с целью стратегического влияния на качество образовательных услуг.

  5. Привлекает к организации различных форм общественного участия в управлении образованием (управляющие советы, родительские комитеты, фонды и т.д.).

  6. Использует следующие формы работы с молодыми специалистами: педагогический совет, индивидуальная беседа, группа профессиональной поддержки, лекция, беседа, семинары-практикумы; психологические тренинги, проблемно-проектный семинар, круглый стол, различные формы общественного участия в управлении образованием (управляющие советы, родительские комитеты, фонды и др.).

  7. Все это позволит начинающему педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

Список литературы

1. Легко ли быть молодым воспитателем? / Л. Волошина, О. Нагель, О. Якуш [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 112.

2. Профессиональный стандарт педагога в современной системе дошкольного образования / В.Б. Веретенникова [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 8. - С. 112.

3. Структурно‐функциональная модель образовательного процесса в современной системе дошкольного образования / В.Б. Веретенникова [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2015. № 7.- С. 112.

4. Психологическая адаптация педагога к профессиональной деятельности / М.С. Бережная [Текст] // Управление дошкольным образованием.- 2011. № 1. - С. 90.

5. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов при прохождении практики Н.А. Бибикова [Текст] // Управление дошкольным образованием.- 2016. № 3. - С. 90.

Просмотров работы: 306