Адаптация молодого специалиста к условиям жизни основана на взаимном изменении личности и ее окружения, это процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей посредством успешного принятия решений и ответственности за их последствия, проявление инициативы.
На основе опроса молодых специалистов дошкольных учреждений Сургута нами были определены факторы, препятствующие их успешной профессиональной адаптации:
• недостаточная сформированность профессиональной компетентности;
• отсутствие сопровождения молодого специалиста опытным коллегой;
• неадекватность образа профессионального будущего или его негативный характер;
• недостаточное владение современными технологиями дошкольного образования;
• непонимание стратегии построения карьеры в образовательном пространстве региона;
• слабая мотивация к постоянному профессиональному росту.
Влияет на адаптацию молодого специалиста и требование приказа Минтруда России вступившего в силу в январе 2015 года об установлении профессионального стандарта «Педагог», регламентирующего педагогическую деятельность воспитателя и учителя в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании. Профессиональный стандарт определяется как характеристика квалификации, необходимой работнику для определенного вида профессиональной деятельности.
Причины перечисленных затруднений - отсутствие непрерывного сопровождения процесса адаптации молодого специалиста в профессии.
Заведующий ДОУ при приеме на работу молодого специалиста беседует с ним, знакомит его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, (предварительно) определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету с общими данными о себе.
Вопрос места и роли руководителя ДОО в процессе становления профессиональной компетентности молодого специалиста мало изучен.
Руководитель в первую очередь стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, в том числе и молодых специалистов, первое из которых — это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.
Задача руководителя дошкольной организации — помочь молодым специалистам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
В каждой дошкольной организации существуют свои традиции, свои условия, соответственно выстраивается своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. С учетом местных условий выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
При этом приоритетными направлениями деятельности руководителя ДОУ по данному вопросу являются следующие:
Создание условий для успешной адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержание педагога эмоционально, укрепление веры педагога в себя.
Расширение информационного пространства для самостоятельного овладения молодым специалистом профессиональными знаниями.
Обеспечение комплексного системного подхода по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов.
Так же заведующий дошкольной образовательной организацией при работе с молодыми специалистами занимается:
Внедрением проблемно-ориентированной технологии построения индивидуальной траектории адаптации молодого педагога ДОО.
Создает положительный имидж ДОО, обеспечивает молодого специалиста эмоциональной поддержкой, приобщает к корпоративной культуре учреждения.
Мотивирует к участию в конкурсах и грантах, экспериментальной работе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Создает гибкие механизмы управления и мотивирования успешности молодых специалистов с целью стратегического влияния на качество образовательных услуг.
Привлекает к организации различных форм общественного участия в управлении образованием (управляющие советы, родительские комитеты, фонды и т.д.).
Использует следующие формы работы с молодыми специалистами: педагогический совет, индивидуальная беседа, группа профессиональной поддержки, лекция, беседа, семинары-практикумы; психологические тренинги, проблемно-проектный семинар, круглый стол, различные формы общественного участия в управлении образованием (управляющие советы, родительские комитеты, фонды и др.).
Все это позволит начинающему педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Список литературы
1. Легко ли быть молодым воспитателем? / Л. Волошина, О. Нагель, О. Якуш [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 112.
2. Профессиональный стандарт педагога в современной системе дошкольного образования / В.Б. Веретенникова [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 8. - С. 112.
3. Структурно‐функциональная модель образовательного процесса в современной системе дошкольного образования / В.Б. Веретенникова [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2015. № 7.- С. 112.
4. Психологическая адаптация педагога к профессиональной деятельности / М.С. Бережная [Текст] // Управление дошкольным образованием.- 2011. № 1. - С. 90.
5. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов при прохождении практики Н.А. Бибикова [Текст] // Управление дошкольным образованием.- 2016. № 3. - С. 90.