В современном образовательном процессе педагоги используют новый вид организации и проведения уроков – проект. Проектная деятельность организует детей самостоятельно искать пути решения поставленной проблемы, развивает коммуникативные и творческие способности детей, воспитывает инициативность, самостоятельность и предприимчивость.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта [1].
Существует достаточно большое количество видов проектной деятельности. Я остановилась на проекте внеклассного чтения, основной целью которого является самостоятельное знакомство детей с волшебными сказками.
Тема нашего проекта «Волшебные сказки». Волшебные сказки – это сказки, в которых происходят чудеса, волшебство, чародейство. Где в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы, добро побеждает зло. В сказках заложен глубокий смысл, они имеют поучительный характер.
Данный проект рассчитан на учащихся 3 класса. Цель проекта – познакомить учащихся с волшебными сказками, сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
Задачи для реализации данного проекта:
1. Обучающая: сформировать знания волшебных сказках; расширить читательский кругозор; научить работать детей в группах.
2. Развивающая: развить у младших школьников творческое мышление; развить внимание к внутренней жизни главных героев произведения.
3. Воспитательная: воспитать интерес к волшебным сказкам; воспитать умение; привить любовь к чтению.
Проект начался с того, что я поделила класс на три группы. Деление на группы происходило случайным образом. В каждой группе дети выбрали капитана. Капитан каждой команды подходит, вытягивает карточку. На карточках написаны три произведения: «Царевна-лягушка», «Крошечка-хаврошечка», «Гуси-лебеди». Все произведения необходимо прочитать. У каждой команды выделено одно из произведений, с которым будет работать группа. Каждой группе я раздала план работы над проектом.
План работы проекта:
Показать инсценировку кульминационного момента сказки.
Нарисовать главный момент из сказки.
Найти пословицы, выражающие главную мысль сказки.
Провести викторину, содержащую 10 вопросов по содержанию прочитанного произведения.
Найти ответы на вопросы:
Какие чудесные превращения происходили в произведении?
Какие необычные герои, сказочные помощники встретились в сказке?
Какие волшебные предметы появлялись?
Какие особенности волшебных сказок вы знаете?
Время на подготовку проектной деятельности 1 неделя.
В день реализации проект дети рассаживаются по своим группам. Каждая группа по очереди выходит, показывает инсценировку кульминационного момента своей сказки. Дети внимательно смотрят и угадывают название сказки. Далее дети показывают, как они изобразили кульминационный момент на листе бумаги. Затем дети отвечают на вопросы, которые были даны в плане проекта. Следующим этапом команды проводят викторину по содержанию сказки. Последним шагом группы озвучивают пословицы, выражающие главную мысль сказки. Идет обсуждение, группы высказывают свои предположения по поводу главной мысли сказок. В конце подводим итоги деятельности всех групп. Отмечаем успехи всего класса в целом.
Все команды справились с проектной деятельностью. Реализация данного проекта позволила ученикам познакомиться с новыми волшебными сказками. Все учащиеся внесли особый вклад в разработку и реализацию проекта. Ученики научились работать в группах, проявили самостоятельность, взаимопомощь, активность, развили ответственность, понимание, повысили уровень знаний, умений и навыков.
Проектная деятельность способствовала развитию у младших школьников творческого мышления, воспитала личностные качества – целеустремлённость, самостоятельность, толерантность, коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу. Проект в целом оказал положительное влияние на работу класса.
Список литературы.
Землянская Е Н. Учебные проекты младших школьников/ Е Н Землянская // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 55-59.
Иванова, Н В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/ Н В. Иванова. // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 96-101.
Матяш Н .В., Симоненко В Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов./ Н. В Матяш, В. Д Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2004.
Новикова, Т Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности./ Т Д Новикова. // Народное образование. – 2000. № 8-9. –С.151-157.