РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цветкова И.М. 1, Артёменко О.Н. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Слово «речь» на протяжении многих лет использовалось в бытовом общении, прежде чем стать научным понятием. Несмотря на то, что научные термины должны быть однозначными, в современной науке данный термин имеет несколько значений. М.Р. Львов приводит одно из определений речи такое: речь - это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц (слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр.) [3].

Согласно этому определению речь имеет такой синоним, как «речевая деятельность» - процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности (А.А. Леонтьев) [1].

Исходя из определения А.А. Леонтьева, речевая деятельность непосредственно связана с другими видами деятельности (игровой, учебной, трудовой и др.), она обслуживает их, входит в их состав, но в тоже время может быть и самостоятельной. Поэтому для нормального развития ребёнка, его различной деятельности, особенно ведущих видов, необходимо нормальное речевое развитие.

Развитию речи дошкольников, согласно периодизации А.А. Леонтьева, предшествуют два других этапа. Он разделил весь речевой онтогенез на следующие периоды [1]:

  1. подготовительный (от нуля до одного года);

  2. преддошкольный (от года до трёх лет);

  3. дошкольный (от трёх лет до семи);

  4. школьный (от семи до семнадцати лет).

Первый подготовительный этап назван так в связи с тем, что происходит подготовка, формирование предпосылок возникновения речи. Он считается доречевым этапом.

В доречевой период первыми голосовыми реакциями являются крик и плач. Это ответная реакция малыша на изменения в своём состоянии, в окружающей обстановке. Крик и плач до 2-3 месяцев будут сопровождать желание ребёнка. После того, как ребёнок научился выражать своё неудовольствие, встречаемое пониманием взрослого, он научается выражать и своё положительное состояние.

В 2-3 месяца на смену крику и плачу приходит новая звуковая реакция – гуление [5]. Гуление – это певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а], [у], [ы], часто в сочетании с согласноподобными звуками [г], [м]. Такая звуковая реакция одинакова у всех детей мира. В отличие от крика и плача она возникает на фоне положительного эмоционального состояния и не связана с физиологическими потребностями ребёнка.

В 5-6 месяцев гуление сменяется лепетом [5]. Он представляет собой произношение сочетаний согласных с гласными. Постепенно в лепете появляются сочетания слогов. В данной звуковой реакции вырабатывается согласованность дыхания и движений артикуляционного аппарата. В 10-12 месяцев в лепете появляются первые «слова», которые образованы по типу повторения одного и того же простого слога.

В преддошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно. Происходит увеличение числа используемых лепетных слов. Звуки в словах ребёнок может опускать, переставлять, заменять на более простые, так как артикуляционный аппарат ещё не совершенен и не достаточен уровень восприятия фонем. Эти слова являются многозначными, то есть, одно и то же слово может обозначать и предмет, и действие, и желание. После полутора лет начинают появляться первые элементарные предложения. Они состоят из аморфных слов-корней. В 2,5-3 года появляются трёх- и четырёхсловные предложения, а также начинают появляться частичные грамматические формы.

Доречевой и преддошкольный периоды речевого онтогенеза составляют предпосылки формирования интересуемого нас дошкольного периода. В раннем возрасте формируется ситуативная форма речи. Это связано с тем, что ребёнок общается со взрослыми и сверстниками в процессе практической деятельности, поэтому общение носит ситуативный характер. Речь такого ребёнка представляет собой либо ответы на вопросы взрослого, либо задавание вопросов взрослому, либо требования об удовлетворении тех или иных потребностей.

В дошкольном же возрасте взаимодействие ребёнка со взрослым изменяется, так как возрастает его самостоятельность. Ребёнок становится способным к реальной самостоятельной деятельности, начинается овладение им различных её видов. Такие изменения образа жизни ребёнка ведут к появлению новых функций и форм речи [4]. Появляется контекстная речь. Ребёнок рассказывает обо всём, что происходит в его жизни и деятельности вне непосредственной связи со взрослым, то есть вне ситуации.

В дошкольный период речевого развития отмечается качественный скачок в развитии лексического словаря ребёнка. Дети начинают овладевать навыками словообразования. При хорошем уровне речевого развития дети после 3 лет могут свободно общаться не только с помощью грамматически правильно оформленных простых предложений, но и с помощью сложных.

В дошкольном возрасте до 4-5 лет у ребёнка полностью сформировывается звукопроизносительная сторона речи, чему способствует сформировавшееся до четырёх лет фонематическое восприятие. Благодаря этому, дошкольники могут сами исправлять ошибки собственного произношения, а также замечать ошибки произношения сверстников. После 4-5 лет недостатки произношения могут возникать лишь при воспроизведении малознакомых слов.

Словарь ребёнка дошкольного возраста активно растёт. К 6-7 годам может отмечаться от 3,5 до 12 тысяч слов. Развиваются навыки словоизменения и словообразования. Возрастает количество слов с обобщённым значением, используются слова всех частей речи, а также синонимы, антонимы. Ребёнок начинает дифференцировать значения слов, а в соответствии с этим, употреблять многозначные слова. Несмотря на это, развитие лексики в этом возрасте не оканчивается, поэтому часто возникают ситуации, в которых ребёнок не понимает значение слова, особенно в переносном смысле. Вследствие этого неправильно употребляет некоторые слова в собственной речи.

Детям дошкольного возраста доступно употребление в речи разнообразных типов предложений, а также различных грамматических форм слов в предложениях. Это связано с усложнением содержания речи и её объёма. По определению А.Н. Гвоздева, у детей к трём годам оказываются сформированными все основные грамматические категории, к четырём годам дети начинают пользоваться простыми и сложными предложениями (в основном простыми распространёнными), а после пяти лет относительно свободно используют сложносочинённые и сложноподчинённые предложения [2]. В пятилетнем возрасте ребёнок без дополнительных вопросов составляет пересказ из 40-50 предложений. Это свидетельствует об овладении им более сложным видом речи - монологической речью.

Вслед за сменой ведущего вида деятельности (игровой на учебную) наступает осознанное овладение речью ребёнком. Усвоенные в дошкольный период речевые навыки позволяют осуществить переход речевого развития на школьный этап. В школьный период продолжает совершенствоваться связная речь. Дети осознанно усваивают грамматические правила построения высказываний, полностью осваивают звуковой анализ и синтез. Качественно новым образованием в школьном периоде является овладение письменной речью.

Разумеется, чётких границ каждого периода не существует, всё достаточно индивидуально. Каждый этап речевого развития плавно перетекает в последующий.

Таким образом, речевое развитие ребёнка проходит четыре основных этапа (периодизация А.А. Леонтьева). На каждом этапе у ребёнка формируются определённо новые навыки речевого общения. К концу дошкольного возраста ребёнок почти овладевает родным языком, развёрнутой фразовой речью, фонетикой, лексикой, грамматикой, что необходимо и достаточно для устного общения на доступные дошкольнику темы. Уровень развития его фонематического слуха позволяет овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М., 2005. – 351 с.

  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – С-Пб., 1999. – 160 с.

  3. Львов М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – М., 2000. – 248 с.

  4. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк. – М., 1958. – 116 с.

  5. Дысина, Н.Б. Период «гуления» и его стимуляция у детей [Электронный ресурс], - http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/11/05/periody-guleniya-i-lepeta-i-ikh-stimulirovanie - статья в интернете.

Просмотров работы: 932