В нашем исследовании мы провели анализ форм досуговой деятельности учащихся Китовскоймуниципальной средней общеобразовательной школы.Село Китово является сельским поселением и расположено в 3 км от районного центра - города Шуя Ивановской области. В селе имеются следующие образовательные и культурно-просветительские учреждения: средняя общеобразовательная школа, Дом культуры, районный Центр детского творчества. Дети также имеют возможность посещать кружки, секции и студии Школы искусств, Центра детского творчества и Детской юношеской спортивной школы города Шуя, используя услуги регулярного (через каждые 15 минут) городского транспорта. В анкетировании приняли участие 188 учащихся 5-11 классов. Учащимся были предложен ряд вопросов на тему «Мой досуг».На вопрос «Чем ты занимаешься в свободное время?» 86 учащихся ответили, что посещают кружки, секции, студии, т.е. занимаются дополнительным образованием, 20 человек ответили - «Гуляю», 62 человека играют в компьютерные игры или общаются в социальных сетях, 20 человек занимаются чтением. Среди форм дополнительного образования -30 человек посещают музыкальную школу, 4 человека – художественную студию, 22 человек – танцевальную студию, 40 человек занимаются в спортивных секциях, 60 учащихся занимаются одновременного в нескольких кружках и студиях.Выбор формы дополнительного образования обусловлен собственными интересами у 52 детей, 24 ребенка занимаются по совету родителей, 10 человек пошли в кружки и секции по совету друзей и одноклассников.Среди спортивных увлечений 22 ребенка в свободное время играют в футбол, 32 человека зимой катаются на лыжах, 62человек на коньках, 42 человека регулярно посещают бассейн. На вопрос «Посещаете ли вы театры, музеи, кинотеатры, цирк?» большинство - 125 человек ответили утвердительно. Среди видов искусства предпочтение отдается кино и цирку.Среди семейных форм проведения досуга 44 человека отметили занятия спортом, 60 человек – праздники и путешествия, 40 человек посещают с родителями кино и театры и отсутствие совместного досуга с родителями отмечено у 44 человек.
Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы: досуг учащиеся сельской школы в большинстве своем посвящают самообразованию, творчеству и спортивным занятиям, этому способствует достаточно развитая инфраструктура дополнительного образования детей и близость территориального расположения к районному центру. Отрадно отметить, что 21% детей в качестве дополнительного образования выбрали спортивные секции. Родители учащихся уделяют организации свободного времени детей достаточно большое внимание, определяют направления дополнительного образования детей, а также совместным формам проведения досуга. Выявленной проблемой является то, что из 62 геймеров и активных пользователей социальных сетей только 10 предпочитают виртуальному общению реальное.
Таким образом, досуг сельского школьника отличается сложностью и противоречивостью: имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, они часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. В формировании культуры досуга ребенка целенаправленное и планомерноеучастие принимают семья, учреждения общего и дополнительного образования.