АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС КОМСОМОЛЬСКОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС КОМСОМОЛЬСКОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ.

Дементьева А.В. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Знакомство с городом чаще всего происходит на вокзале. Москва имеет девять железнодорожных вокзалов, и три из них стоят на одной территории — на Комсомольской пощади, которая до 1933 года назвалась Каланчевской. Название было дано в честь дворца Алексея Михайловича с деревянной вышкой-«каланчой».

Местность площади была очень болотистая. Через болото протекала река Ольховец, правый приток Яузы. Он был небольшой, скорее его можно назвать ручей. Ольховец брал начало почти на месте современного здания Казанского вокзала. Запруда, образованная ручьем, была крупная и называлась в разные годы то Великой, то Красной. Площадь водоема была приблизительно 23 гектара, что сравнимо с размером московского Кремля. До строительства железной дороги в пруду водилось много рыбы, а также много было уток. С южной стороны запруды протекала река Чечера, через которую был перекинут деревянный мост. На противоположной стороне дворца Алексея Михайловича находилось Красное село. Оно стало знаменито во времена великой Смуты, ведь именно здесь его жители хлебосольно встретили посланцев Лжедмитрия.

На этой территории Петр Великий любил устраивать фейерверки в честь взятия Азова (1697), в честь мира с Турцией (1699), и в честь мира со Швецией (1722). С западной стороны в конце семнадцатого века построили Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и ядер со стрельбищем.

В состав Москвы эта местность вошла уже при Екатерине II Великой.

Артиллерийский дом был взорван в 1812 году и это послужило началом застройки площади.

Со второй половины 19 века в России началось интенсивное развитие железных дорог. После поражения в Крымской войне было решено соединить города страны с помощью железной дороги. Одной из первых построили длинную дорогу, соединившую две столицы.

1.История и архитектурные решения Ленинградского вокзала.

Ленинградский вокзал - самый старый вокзал Москвы. Он представляет собой желтое здание с башенкой. В середине девятнадцатого века было решено построить вторую железную дорогу (первая — Царскосельская), которая должна была соединить Москву и Петербург. В 1842 году Николай I подписывает указ о строительстве дороги. Подготовить проект строительства двух вокзалов было поручено любимцу императора — Константину Андреевичу Тону. Вокзал в Москве должен был быть похож на вокзал в Петербурге. Во второй столице место для строительства выбрали сразу, а в Москве долго думали. Вначале хотели построить около Тверской заставы или на Трубной площади, но эти варианты были неудачными. В то время паровозы были очень шумными и к тому же возникли опасения, что вырывающиеся из паровозных труб искры и огонь могут привести к пожарам вдоль будущей дороги. Тогда было решено строить вокзал на пустом месте и выбор пал на Каланчевскую площадь.

Проект вокзальных комплексов для обеих столиц был единым: двухэтажный фасад со строгими формами, приставные колонки в простенках, арочные окна наподобие витражей Кремлевского дворца, башня с часами в два яруса и флагштоком наверху. Здание состояло из двух этажей — первый предназначался для пассажиров, второй — для служебных квартир руководства и специалистов железной дороги.

Очень интересно внутреннее убранство. Пол был покрыт дубовым паркетом. Шведские печки были сделаны из мрамора. В вокзале присутствовали комнаты для императорской семьи, которые закрывали на тяжелые дубовые двери.

К зданию вокзала примыкало два пути, имевших по платформе. Оригинальная вантовая система дебаркадера, спроектированная архитектором Р.А. Желязевичем, оказалась весьма удачной и простояла до 1903 года, когда ее заменили на арочную.

Открытие ленинградского вокзала произошло 3 августа 1851, когда из Петербурга прибыл первый поезд. И в этом же месяце новую транспортную систему опробовала Императорская семья. Регулярное движение было начато в ноябре того же года.

Дорогу на вторую столицу дважды переименовывали. Изначально она назвалась Санкт-Петербурго-Московская железная дорога, потом Александр Второй решил переименовать ее в Николаевскую, а в 1923 году дорогу назвали Октябрьской.

Мобильность населения росла, железнодорожный транспорт становился популярен и поэтому Советская власть в 1934 году провела реконструкцию Ленинградского вокзала. Увеличились площади под билетные кассы, появилось справочное бюро. Из императорских комнат сделали комнаты матери и ребенка, а для транзитных пассажиров оборудовали специальные комнаты отдыха. В здании появился телеграф. Данная реконструкция не сильно изменила облик, в отличии от изменений во второй половине 70-ых годов. В прежнем виде сохранилась лишь часть здания, выходящая фасадом на Комсомольскую площадь. Было достроено левое трехэтажное крыло, где разместились гостиница, зал для транзитных пассажиров, медпункт и другие службы. В августе 1975 года открылись верхний и нижний кассовые залы. На месте дебаркадера был построен просторный главный зал. Для удобства пассажиров вокзал был соединен подземными переходами со станциями метро.

В 1997 году на левом боковом фасаде Ленинградского вокзала была установлена памятная доска Константину Андреевичу Тону. Она представляет собой гранитную плиту с накладным поясным горельефным портретом К.А. Тона, который разработал «русско-византийский стиль» храмового зодчества, получивший широкое распространение в правление Николая Первого.

В ближайшие годы планируется провести масштабную реконструкцию вокзала. При входе будет расположена часовня, в нижнем подвальном этаже будет находиться огромный супермаркет, а на первом этаже – отделения банков, парикмахерские, химчистка и киоски с сувенирами и прессой, а желающие смогут воспользоваться современным ресторанным двориком. На втором этаже должны будут появиться залы ожидания и авиакассы, а на балконе будет создана зона для работы бизнесменов. На крыше хотят разбить зимний сад.

2. Северный наземный вестибюль станции метро «Комсомольская»

За Ленинградским вокзалом расположено маленькое здание, выполненное в светлых тонах с шестиколонным портиком и башенкой со звездой -это наземный вестибюль метро.

Станция была открыта в 1935 году (первая очередь Московского метрополитена). Наземный вестибюль строили архитекторы А.М.Рухлядев, В.Ф.Кринский, а оформляли художники В.А.Фаворский и А.Г.Иванов.

Однако через несколько лет вестибюль пришлось разобрать из-за необходимости объединения эскалаторных полотен со строящейся станцией «Комсомольская» Кольцевой линии. Поэтому в 1952 году открылся новый наземный вход. Он представляет собой большое двухэтажное здание крестовой формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны. Внутренний свод вестибюля выдается наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоким шпилем с пятиконечной звездой, на которой изображены серп и молот. Изнутри купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов работы Г.И.Мотовилова.

3. Дом «Земляничка» - Ярославский вокзал

Ярославский вокзал расположен на одной линии с Ленинградским вокзалом. Он является одним из лучших примеров стиля модерн. Оригинальное здание с темной крышей, декоративной лепниной и зеленным панно.

Идея строительства железной дороги в сторону севера возникла во второй половине девятнадцатого века — в век оживленного транспортного строительства. Предложил открыть новое направление профессор математики из МГУ Федор Васильевич Чижов. Это был проект чисто русской железной дороги, без вложения иностранных инвестиций. Дорога должна была быть от Москвы до Сергиева Посада. Финансировали проект московские купцы, искавшие возможность удачного вложения, в том числе Иван Фёдорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова.

Место для строительства было выбрано сразу — на одной линии с Николаевским (Ленинградским) вокзалом. Архитектором был приглашенный из Петербурга Роман Иванович Кузьмин. Здание получилось двухэтажным, строгим, но с изящными линиями. В левой части находился отдел управления железной дороги. Венчал здание флагшток, где трепетал на ветру флаг ведомства путей сообщения.

Первый маршрут был пущен в 1862 году. Протяженность дороги составляла всего 65 верст. Молебен в честь открытия вокзала совершил митрополит московский Филарет. Он высказал недовольство по поводу того, что богомольцы могут наслушаться нехороших историй во время движения, и поэтому наказал им ходить по вагонам.

В 1890-ые была проведена реконструкция вокзала. Архитектор Лев Николаевич Кекушев пристроил восточное крыло и перрон.

В 1900-ых была произведена еще одна реконструкция, но архитектор был приглашен другой — Фёдор Осипович Шехтель. К старому зданию был пристроен новый фасад в неорусском стиле с элементами северного модерна, там расположился зал ожидания. Архитектор воспользовался методом соединения разных форм — выделился объем главного пассажирского зала, соединенного с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам. Применив новые строительные материалы: железобетон, металлоконструкции, облицовочные плитки, Шехтель сумел создать уникальное здание со значительно меньшими затратами, чем потребовал бы традиционный штукатурный метод. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушенных тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. Над входом в вестибюль архитектор расположил три герба — Москвы, Ярославля и Архангельска.

В 1929 году станцию электрифицировали.

При реконструкции в 1965—1966 годах со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.

В 1990-ых годах происходит вторая реконструкция здания вокзала, связанная с увеличением пассажиропотока. В результате перепланировки внутренних помещений кассовый зал был вынесен на первый этаж, а освободившаяся площадь переоборудована под зал ожидания. Также была отремонтирована галерея, колонный зал; заново отделан потолок, смонтированы автоматические средства пожаротушения, электронная информационная система.

В 2005 году происходит еще одна реконструкция под руководством архитектурного бюро Тимура Башкаева. На здании остались серп и молот в кованном гребешке крыши, но были отреставрированы некоторые шехтелевские детали, которые в советское время были заштукатурены.

По объему пригородных пассажирских перевозок Ярославский вокзал — один из крупнейших в России. Отсюда начинается самая длинная железнодорожная магистраль мира Москва-Владивосток (9302 км). Ярославский вокзал связывает Москву с районами русского Севера, Урала, Сибири.

4. Центральный дом культуры железнодорожников (ЦДКЖ).

На другой стороне от Ярославского вокзала расположено здание, где отдыхают рабочие железной дороги и проводятся всевозможные мероприятия. Это розово-бежевое сооружение с лепными украшениями.

В 1919 году рабочие паровозных мастерских Московско-Казанской железной дороги выступили с инициативой создать клуб железнодорожников имени Октябрьской революции. Территорию для клуба выбрали на Комсомольской площади. Здание должно было быть свободным и сочетающимся с архитектурным ансамблем. Выбор пал на архитектора Алексея Викторовича Щусева. К 1925 году, получив денежную поддержку от Наркомата путей сообщения, дорожного комитета и центрального комитета Союза железнодорожников, было завершено строительство ЦДКЖ. С его постройкой полностью сложился архитектурный ансамбль Казанского вокзала Московско-Казанской железной дороги.

Основное назначение Дома культуры железнодорожников — проведение культурно-массовых и зрелищных мероприятий. Там находится концертный зал, репетиционный зал с паркетом для танцев, клубные помещения для занятий с детьми и взрослыми. Раньше в Доме культуры проводились шахматные соревнования.

Главным мероприятием года в ЦДКЖ с конца 1930-х годов и по настоящее время является профессиональный праздник – День железнодорожника.

Еще это сооружение известно благодаря книге И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», где выясняется, что здание клуба построено на сокровища, запрятанные тёщей Кисы Воробьянинова в один из стульев.

5. Казанский вокзал- самый молодой и дорогой вокзал на Комсомольской площади.

Первый временный вокзал (1862) был деревянным, а станции по дороге на Рязань не были оснащены платформами и людям приходилось просто выпрыгивать. Каменное здание Рязанского вокзала начали строить через два года. Новый вокзал был каменным, имел общую крышу с дебаркадером над путями и платформами, но все равно оказался мал для увеличивающегося пассажиропотока. Архитектор М.Ю. Левистан не ожидал такой популярности у дороги на Рязань. Сооружение постоянно перестраивали, но когда в 1893 году дорогу продлили до Казани, стало окончательно ясно, что надо строить новое здание.

В 1910 году правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги приняло решение о постройке. В проекте должна была быть показана идея дружбы Запада и Востока. Выиграл тендер Алексей Викторович Щусев. Строительство началось в 1913 году. Во внутреннем оформлении принимали участие такие ведущие деятели искусства как Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, З.Е. Серебрякова. Во время Первой Мировой войны строительство часто останавливали. К 1917 удалось закончить здание и оно было сдано в эксплуатацию. Знаменитые часы на башенке вокзала были заказаны в Петербурге в самом начале строительства, однако пущены они были только в 1923 году и работали до осени 1941 года, когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Водрузили его обратно лишь в 70-х годах. Полностью готовым сооружением вокзал стал в 1940 году, хотя многие идеи Щусева не были воплощены.

Казанский вокзал представляет собой сложную композицию с нарушенной симметрией, а также разными объемами, соединенными друг с другом. Вокзал кажется исторически сложившимся в течение многих лет комплексом, а не решенным одним архитектором по единому проекту.

Глобальная реконструкция вокзала произошла в 70-ые годы. Все работы имели две главные цели — сделать здание более удобным для такого большого количества людей и попытаться восстановить архитектурные замыслы творца. К 1990 году были построены новые залы ожидания, переходы от поездов к станциям метро и на Комсомольскую площадь. Подземный тоннель, соединяющий все три железнодорожных вокзала Комсомольской площади, стал самым протяженным в столице.

Вокзал на сегодня имеет П-образную планировку. Появились новые здания, которые органично вписались в архитектурный облик комплекса. В Царской башне открыли галерею народного художника России Дмитрия Белюкина.

6. Памятник первому Министру Путей Сообщения — Мельникову П.П.

Между Ленинградским и Казанским вокзалом расположен сквер с памятником на высоком постаменте. Этот изображенный мужчина - Павел Петрович Мельников,который является «отцом» железной дороги из Москвы в Санкт-Петербург. Он убедил императора Николая I начать строительство дороги.

За время его руководства Ведомством путей сообщения было проложено более 7000 километров железных дорог. Он помог в открытии первого железнодорожного учебного заведения (г. Елец).

В честь П.П. Мельникова был разбит сквер на Комсомольской пощади, в котором установлен памятник работы скульптора Салавата Щербакова. На каждый профессиональный день железнодорожники возлагают у постамента цветы.

7. Гостиница «Ленинградская»

Считается , что архитектурный ансамбль Комсомольской площади включает в себя и одну из Сталинских высоток, которая находится за данной территорией.Это первая гостиница сети Хилтон, которая появилась в России. Хотя многие до сих пор воспринимают ее не как пятизвездочное элитное место для проживания, а как все ту же гостиницу «Ленинградская», только в новом формате.

В плане архитектуры гостиница Ленинградская представляет собой образец сталинского классицизма. Внешний облик современной Москвы, по сути, и был сформирован зданиями этого стиля, которые особенно активно возводились в СССР после войны. Они должны были олицетворять силу советского народа, который не только победил во Второй Мировой войне, но и смог развиваться в техническом плане.

Грандиозный план И.В. Сталина предполагал строительство восьми высоток, но возведено было только семь. Первые камни были заложены 12 сентября 1947 года, в день восьмисотлетия столицы. Интересно, что в этот момент еще не было готового плана строительства и многое пришлось решать уже по ходу работ. Огромные трудности возникли у строителей гостиницы: почва была сильно увлажнена. Архитекторы Л.М. Поляков и А.Б. Борецкий впервые в Москве решили использовать систему свай.

Гостиница «Ленинградская» — самая маленькая из высоток. В ней 17 этажей, ее высота — 136 метров. Внешний вид совершенно не соответствует внутреннему убранству. Архитектура гостиницы воспроизводит мотивы русской архитектуры восемнадцатого века, чтобы более гармонично объединить ее с другими зданиями, расположенными на площади. Фасады облицованы красной и белой плиткой, ребра шпиля над зданием гостиницы «Ленинградская» были покрыты позолотой. Интерьер выполнен из очень дорогих материалов — дубовые и ореховые панели, золото, бронза, мрамор. В гостинице находится самое длинное бронзовое изделие в мире — люстра на 5 этажей.

Гостиница «Ленинградская» на сегодня имеет 273 пятизвездочных номера. В ней любят останавливаться состоятельные люди и цены варьируются от 8 до 142 тысяч рублей за сутки.

Заключение.

Сегодня многие экскурсионные туры по Москве начинаются именно с Комсомольской площади. Эта местность рассказывает не только об истории возникновения железных дорог, но так же и поражает людей обилием архитектурных решений, яркостью зданий. Очень часто здесь проводят и пешеходные экскурсии.

Комсомольская площадь является одной из самой узнаваемой зоной в столице. Фотографии часто печатают на подарочных открытках.

Просмотров работы: 323