ОБРАЗ БУДУЩЕГО У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБРАЗ БУДУЩЕГО У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Березкина А.Ю. 1, Макарова А.П. 1
1СВФУ им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Исследования, связанные с построением образа будущего, создавались в направлении изучения психологического времени человека и его жизненного пути. Основные термины, описывающие представления человека о своем будущем были заложены в работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, такие как: жизненные планы, жизненная перспектива, образ будущего, жизненная программа и др. К.А. Абульхановой-Славской была предложена концепция личностной организации жизненного пути человека и его субъективного времени[1], [2].

Изучение содержания представления о будущем у воспитанников детских домов позволяет судить о степени их готовности к предстоящей новой жизни «вне интерната», выбору будущей профессии, построению собственной семьи. Смысловая согласованность и реалистичность представления о будущем, способствует успешной адаптации в самостоятельной жизни и, следовательно, интеграции воспитанников детских домов в общество. Изучение особенностей представления о будущем детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в сравнении с их сверстниками, воспитывающимися в семье позволит выявить «проблемные зоны» будущей интеграции, и адресно направить своевременную психологическую помощь и поддержку, как в процессе подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, так и в процессе преодоления трудностей возникающих сразу после выпуска из детского дома.

В данной работе представлены результаты эмпирического исследования направленные на изучение особенностей образа будущего у детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.В качестве объекта исследования выступили воспитанники детских домов Республики Саха (Якутия) в возрасте от 15-18 лет. Всего 30 воспитанников. В качестве контрольной выборки были включены ученики средних общеобразовательных школ г. Якутска – 30 учеников.

Для выявления содержания представления об образе будущего был разработан опросник, для выявления субъективной картины жизненного пути, как составляющего образа будущего мы использовали методику «Оценка пятилетних интервалов» (Кроник, Головаха), а также использовали методику «Иерархия жизненных ценностей» (Резапкина) [4].

В таблице 1 представлены результаты подростков из дома интернат и из благополучных семей.

Таблица 1.

Показатели по методике «Оценка пятилетних интервалов

Выборка

Ср.оценка прошлого

Ср.оценка будущего

Ср.оценка всей жизни

Оценка текущего пятилетия

Ожидаемая продолжит.жизни

Реализованностьпсихолог.времени

Психологич. возраст

Коэфф. взрослости

Экспериментальная выборка

5,14

7,55

7,08

6,5

95

17%

16

104%

Контрольная выборка

6,09

6,60

6,49

7,37

88

23%

20

134%

Средняя оценка прошлого показывает, что подростки из дома-интерната видят своё прошлое менее насыщенным событиями (5,14), тогда как у подростков из проживающих со своими родителями оценка насыщенности жизни более высокая (6,09). Заниженные оценки прошлого могут свидетельствовать на наличие травмирующей ситуации. Средняя оценка будущего и средняя оценка всей жизни у подростков из приюта оказались выше (7,55 и 7,08), чем у подростков, живущих в родительской семье (6,60 и 6,49). Как отмечают исследователи, сильно завышенные оценки могут характеризовать то, что человек реально не оценивают ситуацию, живёт некими иллюзиями. Оценка текущего пятилетия отражает субъективное представление о насыщенности событиями настоящего. У подростков из дома-интерната, оценка ниже (6,5), чем у их сверстников из контрольной группы. Заниженные оценки могут указывать на снижение активности, результативности деятельности. Ожидаемая продолжительность жизни отражает объективную картину продолжительности жизни [3]. В норме находится в диапазоне от 75 до 85 лет. У подростков из экспериментальной группы продолжительность жизни выше (95 лет), чем у представителей контрольной выборки (88 г.). Чрезмерно высокие показатели могут указывать на потерю чувства реальности. Авторы методики также выделяют шкалу «степень реализованности психологического времени», где уровень реализованности замыслов у подростков из благополучных семей выше (23%), чем у подростков из дома-интерната (17%). По шкале «психологический возраст» полученные данные у подростков из экспериментальной группы соответствуют хронологическому возрасту 16 лет, тогда как в контрольной выборке психологический возраст намного выше - 20 лет. Статически значимые различия выявлены по показателям реализованности замыслов (u=0,034) и психологического возраста (U=0,026). В целом, можно сказать, что у подростков из дома-интернат,эмоциональная насыщенность жизненного пути ниже, в представлениях о будущем жизненном пути снижена критичность, реалистичность.

Представление о значимых жизненных ценностях играет немаловажную роль в становлении личности подростка. Если смотреть иерархию ценностей подростков из дома-интернат, то в список значимых ценностей входят ценности категории «семья» (3,43 б.). В список умеренно значимых ценностей начинается с ценностей категории «здоровье» (3 б.), «карьера» (2,64 б.), «служение» (2,14 б.), материальная обеспеченность (1,71 б.), творчество (1,57 б.) и «отдых» (1,36 б.).В список низко значимых ценностей включились ценности отражающие категорию «слава» (0,36 б.). Для подростков из благополучных семей значимой ценностью является категория «семья» (3,70 б.). В список умеренно значимых ценностей вошли категории «карьера» (1,80 б.), «материальная обеспеченность» (1,73 б.), «служение» (1,47 б.), «отдых» (1,43 б.) и «здоровье» (1,40 б.). Ценности категории «слава» (0,83 б.) и «творчество» (-1,30 б.), являются низко значимыми. Таким образом, в каждой группе главной жизненной ценностью выступает «семья». Это означает, что каждый мечтает о счастливой семейной жизни. Если смотреть различия между выборками двух групп, то можно отметить что, воспитанники детских домов больше ценят своё здоровье и здоровое будущее, что подтверждается статистическими различиями (U=0,043), а также значимым является ценности категории «творчество» (U=0,002), тогда как у детей из полных семей эти ценности занимают не ведущее место в иерархии ценностей.

Анализ результатов опроса в экспериментальной выборке показал, что большинство детей, воспитываемых в интернатных учреждениях, придерживаются жизненного принципа -«состояться в жизни, путём практической, профессиональной подготовки», ставят цель быстро выучиться, получить специальность и трудоустроиться. Относительно выбора будущей профессии, подростки отмечают, что, прежде всего, исходят из собственных способностей (57,1%). Подростки из полных семей, прежде всего, планируют получить обязательновысшее образование, что обеспечит им дальнейший карьерный рост. А на выбор профессии больше всего ориентируются на влияние внешних факторов, чем исходить из собственных интересов и возможностей (31%).

Литература

  1. Абульханова - Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности – время жизни. СПб., 2001. С.304.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001

  3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности // Киев, 1984. С.207

  4. Резапкина Г.В. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения // Методическая копилка. 2008. №11.

Просмотров работы: 454