Изучение содержания представления о будущем у воспитанников детских домов позволяет судить о степени их готовности к предстоящей новой жизни «вне интерната», выбору будущей профессии, построению собственной семьи. Смысловая согласованность и реалистичность представления о будущем, способствует успешной адаптации в самостоятельной жизни и, следовательно, интеграции воспитанников детских домов в общество. Изучение особенностей представления о будущем детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в сравнении с их сверстниками, воспитывающимися в семье позволит выявить «проблемные зоны» будущей интеграции, и адресно направить своевременную психологическую помощь и поддержку, как в процессе подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, так и в процессе преодоления трудностей возникающих сразу после выпуска из детского дома.
В данной работе представлены результаты эмпирического исследования направленные на изучение особенностей образа будущего у детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.В качестве объекта исследования выступили воспитанники детских домов Республики Саха (Якутия) в возрасте от 15-18 лет. Всего 30 воспитанников. В качестве контрольной выборки были включены ученики средних общеобразовательных школ г. Якутска – 30 учеников.
Для выявления содержания представления об образе будущего был разработан опросник, для выявления субъективной картины жизненного пути, как составляющего образа будущего мы использовали методику «Оценка пятилетних интервалов» (Кроник, Головаха), а также использовали методику «Иерархия жизненных ценностей» (Резапкина) [4].
В таблице 1 представлены результаты подростков из дома интернат и из благополучных семей.
Таблица 1.
Показатели по методике «Оценка пятилетних интервалов
Выборка |
Ср.оценка прошлого |
Ср.оценка будущего |
Ср.оценка всей жизни |
Оценка текущего пятилетия |
Ожидаемая продолжит.жизни |
Реализованностьпсихолог.времени |
Психологич. возраст |
Коэфф. взрослости |
Экспериментальная выборка |
5,14 |
7,55 |
7,08 |
6,5 |
95 |
17% |
16 |
104% |
Контрольная выборка |
6,09 |
6,60 |
6,49 |
7,37 |
88 |
23% |
20 |
134% |
Средняя оценка прошлого показывает, что подростки из дома-интерната видят своё прошлое менее насыщенным событиями (5,14), тогда как у подростков из проживающих со своими родителями оценка насыщенности жизни более высокая (6,09). Заниженные оценки прошлого могут свидетельствовать на наличие травмирующей ситуации. Средняя оценка будущего и средняя оценка всей жизни у подростков из приюта оказались выше (7,55 и 7,08), чем у подростков, живущих в родительской семье (6,60 и 6,49). Как отмечают исследователи, сильно завышенные оценки могут характеризовать то, что человек реально не оценивают ситуацию, живёт некими иллюзиями. Оценка текущего пятилетия отражает субъективное представление о насыщенности событиями настоящего. У подростков из дома-интерната, оценка ниже (6,5), чем у их сверстников из контрольной группы. Заниженные оценки могут указывать на снижение активности, результативности деятельности. Ожидаемая продолжительность жизни отражает объективную картину продолжительности жизни [3]. В норме находится в диапазоне от 75 до 85 лет. У подростков из экспериментальной группы продолжительность жизни выше (95 лет), чем у представителей контрольной выборки (88 г.). Чрезмерно высокие показатели могут указывать на потерю чувства реальности. Авторы методики также выделяют шкалу «степень реализованности психологического времени», где уровень реализованности замыслов у подростков из благополучных семей выше (23%), чем у подростков из дома-интерната (17%). По шкале «психологический возраст» полученные данные у подростков из экспериментальной группы соответствуют хронологическому возрасту 16 лет, тогда как в контрольной выборке психологический возраст намного выше - 20 лет. Статически значимые различия выявлены по показателям реализованности замыслов (u=0,034) и психологического возраста (U=0,026). В целом, можно сказать, что у подростков из дома-интернат,эмоциональная насыщенность жизненного пути ниже, в представлениях о будущем жизненном пути снижена критичность, реалистичность.
Представление о значимых жизненных ценностях играет немаловажную роль в становлении личности подростка. Если смотреть иерархию ценностей подростков из дома-интернат, то в список значимых ценностей входят ценности категории «семья» (3,43 б.). В список умеренно значимых ценностей начинается с ценностей категории «здоровье» (3 б.), «карьера» (2,64 б.), «служение» (2,14 б.), материальная обеспеченность (1,71 б.), творчество (1,57 б.) и «отдых» (1,36 б.).В список низко значимых ценностей включились ценности отражающие категорию «слава» (0,36 б.). Для подростков из благополучных семей значимой ценностью является категория «семья» (3,70 б.). В список умеренно значимых ценностей вошли категории «карьера» (1,80 б.), «материальная обеспеченность» (1,73 б.), «служение» (1,47 б.), «отдых» (1,43 б.) и «здоровье» (1,40 б.). Ценности категории «слава» (0,83 б.) и «творчество» (-1,30 б.), являются низко значимыми. Таким образом, в каждой группе главной жизненной ценностью выступает «семья». Это означает, что каждый мечтает о счастливой семейной жизни. Если смотреть различия между выборками двух групп, то можно отметить что, воспитанники детских домов больше ценят своё здоровье и здоровое будущее, что подтверждается статистическими различиями (U=0,043), а также значимым является ценности категории «творчество» (U=0,002), тогда как у детей из полных семей эти ценности занимают не ведущее место в иерархии ценностей.
Анализ результатов опроса в экспериментальной выборке показал, что большинство детей, воспитываемых в интернатных учреждениях, придерживаются жизненного принципа -«состояться в жизни, путём практической, профессиональной подготовки», ставят цель быстро выучиться, получить специальность и трудоустроиться. Относительно выбора будущей профессии, подростки отмечают, что, прежде всего, исходят из собственных способностей (57,1%). Подростки из полных семей, прежде всего, планируют получить обязательновысшее образование, что обеспечит им дальнейший карьерный рост. А на выбор профессии больше всего ориентируются на влияние внешних факторов, чем исходить из собственных интересов и возможностей (31%).
Литература
Абульханова - Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности – время жизни. СПб., 2001. С.304.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности // Киев, 1984. С.207
Резапкина Г.В. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения // Методическая копилка. 2008. №11.