ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

Цветкова И.М. 1, Артёменко О.Н. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «общее недоразвитие речи» впервые был введён в середине XX века Р.Е. Левиной. Под ОНР понимается такая патология речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, которая характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы [2]. Р.Е. Левина также выделила три уровня формирования речи при ОНР.

Для детей первого уровня характерно полное отсутствие речи или почти полное [4]. Такие дети используют звукоподражания, лепетные слова. Их пассивный словарь шире активного, хотя и отмечаются недостатки импрессивной речи. Отсутствует или резко ограничено понимание значений грамматических форм слов. Дети широко используют указательные жесты и мимику. Отмечается резкое ограничение восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. В связи с неустойчивой артикуляцией и недостаточным слуховым восприятием фонем отмечается диффузный характер произношения звуков.

Для второго уровня ОНР характерно появление хотя и искажённых, но достаточно постоянных общеупотребительных слов. Словарный запас заметно отстаёт от нормы. Начинает развиваться фразовая речь. Становятся доступными для различения некоторые грамматические формы (число существительных и глаголов, род глаголов прошедшего времени). Слоговая структура по-прежнему нарушена. Звукопроизношение значительно отстаёт от нормы, наблюдаются замены, искажения и смешения звуков.

У дошкольников с ОНР III уровня отмечается наличие развёрнутой фразовой речи с негрубыми элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Значительно развивается и приближается к норме понимание речи, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов при изменении их приставками и суффиксами, неточное употребление многих лексических значений слов. Также отмечаются трудности в различении категорий числа и рода, причинно-следственных, пространственных и временных отношений. Большинство детей допускают ошибки при изменении существительных по числам и родам, при согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде и падеже.

Время появления первых слов при ОНР III уровня не значительно отличается от нормы. При этом подражание новым словам может длительно отсутствовать: ребёнок может повторять только приобретённые слова, не стремясь использовать слова, которых нет в его активной речи. Дети также не умеют пользоваться способами словообразования, что ограничивает возможность варьирования слов. Словарный запас не соответствует возрастной норме. В речи практически отсутствуют обобщающие слова, антонимы, синонимы. Глагольный словарь, по сравнению с предметным, беден. Однако чем меньше слов в лексиконе ребёнка, тем больше правильно произносимых.

Наиболее распространённые лексические ошибки - неправильное употребление слов в речевом контексте. Часто дети меняют название части предмета на название всего предмета, путают слова, близкие по внешнему признаку, ситуации.

Сроки, когда происходит объединение слов в простые предложения, достаточно индивидуальны. Рано или поздно ребёнок начинает соединять слова в предложения, однако, грамматическая связь между ними отсутствует. Такая тенденция может наблюдаться в течение многих лет жизни ребёнка. В случаях тяжёлого недоразвития речи дети длительно не усваивают синтаксическое значение падежа. В менее тяжёлых случаях это явление имеет единичный характер. Существительные используются в основном в именительном падеже, а глаголы в инфинитиве и преимущественно в повелительном наклонении. В одном предложении дети могут использовать 3-5 аморфных слов-корней, что, по мнению А.Н. Гвоздева, является не нормальным для данного возраста. Отмечаются также ошибки использования предлогов: пропуски, замены, недоговаривание [1]. Характерной особенностью является длительное существование в речи как грамматически правильно оформленных предложений, так и неправильно оформленных. Такое непостоянство может объясняться тем, что дошкольники с ОНР III уровня не способны образовывать формы слов по аналогии. Также характерной чертой является предпочтение использования в речи самых простых предложений.

Недостатки звукопроизношения у детей с ОНР III уровня менее разнообразны, чем у детей с ОНР I, II уровня [4]. Звуковая сторона речи становится более сформированной. Дефекты произношения в большей степени касаются трудно артикулируемых звуков. Отмечаются ошибки различения фонем, принадлежащих лишь к родственным группам, поэтому прежняя диффузность смешений, случайный их характер устраняются. Нарушение слоговой структуры слова встречается значительно реже, лишь при произношении малознакомых и сложных слов отмечаются перестановки и сокращения звуков и слогов. Таким образом, на данном уровне детьми используется уже полная слоговая структура слова.

Нарушение звукопроизношения у детей с ОНР III уровня выражается в следующем [5]:

  1. замена одного звука на другой, более простой по артикуляции. Больше всего это относится к сонорным, свистящим и шипящим звукам, а также к аффрикатам.

  2. Недифференцированное произношение свистящих и шипящих звуков. Это обуславливает замену двух или нескольких звуков одной фонетической группы на другой звук.

  3. Недостаточное озвончение звуков б, д, г в словах, замены и смешения звуков к, г, х, д, л’, й. Эти звуки в норме формируются рано, но при ОНР III уровня ребёнок произносит их правильно только в изолированной позиции, а в словах и предложениях искажает.

  4. Нестойкое употребление звука в словах, то есть в одних случаях ребёнок правильно произносит слово, в других случаях это же слово произносится им неправильно.

Большое количество ошибок возникает при передаче звуконаполняемости слов: пере­становки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове [3]. Такие ошибки связаны как с нарушением звуковой, так и слоговой наполняемости слов. Типичными являются также персеверации (застревание) слогов, антиципации (упреждение, предвосхищение) и добавление лишних звуков и слогов.

Фонематическое недоразвитие у дошкольников с ОНР III уровня проявляется в ос­новном в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся наиболее тонкими акустико-артикуляционными признаками, а иногда захватывает и более широкий звуковой фон. Как показывает исследование слуховой дифференциации фонем, лишь 60 % детей с ОНР III уровня могут различить слова по глухости-звонкости звуков [3]. В связи с этим, детям трудно выполнять задания на подбор картинок на заданный звук, выделять первый согласный и последний согласный звук в слове, определять количество слогов в хорошо знакомом слове и т.д. Это осложняет овладение детьми звуковым анализом и синтезом, что в дальнейшем осложняет овладение чтением и письмом.

Дошкольники с ОНР III уровня могут свободно рассказать о своей семье, о себе, о друзьях, об окружающих событиях, составить рассказ. Но, несмотря на это, им трудно самостоятельно составлять предложения, они стараются избегать трудных слов и выражений. Сложности овладения лексикой и грамматикой родного языка затрудняют построение ребёнком фраз. Это значительно тормозит процесс развития связной речи, а, прежде всего, переход от ситуативной речи к контекстной.

В устной речи могут наблюдаться как правильно составленные предложения, так и аграмматичные, в которых допускаются ошибки согласования и управления. Однако эти ошибки не носят постоянного характера – в одних случаях они допускаются, в других – нет. Помимо этого, в связной речи дошкольников с ОНР III уровня отмечается нарушение логико-временных связей в повествовании: они могут пропускать важные части сюжета, переставлять местами элементы рассказа, обеднять содержание, «терять» действующих лиц. Таким образом, плохо развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Рассказ-описание мало доступен для таких детей, обычно они подменяют его перечислением предметов, их частей, признаков.

Таким образом, согласно вышесказанному, можно сделать следующие выводы о речевой деятельности дошкольников с ОНР III уровня:

  1. дети имеют словарный запас, несоответствующий возрастной норме. Многие обиходные слова неправильно понимаются и употребляются в неверном значении. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий. Отмечается большое количество ошибок при использовании в речи простых предлогов, в то время как более сложные предлоги почти не используются.

  2. Отстаёт от нормы развитие грамматического строя речи. Отмечаются ошибки согласования и управления, неправильного согласования падежных окончаний, форм глаголов, родов и чисел некоторых частей речи. Возникают трудности при построении сложных предложений.

  3. Наблюдаются сложности овладения связной речью. Затруднён переход к контекстной речи. Кроме того, имеются ошибки построения логико-временных связей.

  4. Отмечаются дефекты звукопроизношения и структуры слова. Это проявляется в заменах, смешениях, искажениях звуков наиболее сложной артикуляции. Недоразвитие фонематического восприятия осложняет распознавание близких по звучанию фонем. В результате этого, дети трудно осваивают навыки звукового анализа и синтеза, что влияет на дальнейшее обучение ребёнка в школе.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1993. – 27 с.

  2. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика. Методы работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова. – М., 2005. – 176 с.

  3. Кириллов, Л.А. Формирование звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня / Л.А. Кириллов // Специальное образование. – 2015. – № 11. – С. 166-169.

  4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1967. – 173 с.

  5. Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Мегаобучалка [Электронный ресурс]: - URL: http://megaobuchalka.ru/5/563.html.

Просмотров работы: 566