ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения – одна из важнейших задач дошкольного учреждения, поскольку ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем успевает освоить в полной мере эту социальную роль. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которая заключается в изучении правил дорожного движения, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

К исследованиям по проблеме обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах обращаются писатели, научные сотрудники, инспектора безопасности дорожного движения, пропагандисты.

В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н.Н.Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой»[1], А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.ШорыгииоЙ и др.

В дошкольных учреждениях педагоги разрабатывают и используют на практике различные методы обучения дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах. Своим решением проблемы поделилась с нами воспитатель МБДОУ ДС №66 «Журавушка» Кутовая Елена Владимировна города Старый Оскол. Педагог обратилась к трудам Н. Н. Поддьякова,[6] который справедливо подчеркивал, что на современном этапе следует давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. Исследовательская деятельность в полной мере обеспечивает стимулирование дошкольников к самостоятельному освоению эталонов, правил поведения и способов действия. Исследовательская деятельность, по Н.Н. Поддъякову[6], - это один из методов формирования у детей универсальных способов познания действительности, который даёт импульс к их саморазвитию, самоорганизации и самооценке, а так же способствует непроизвольному запоминанию изучаемого материала. Кутовая Е.В. [5] разработала и предложила метод формирование у детей дошкольного возраста навыков поведения на дороге посредством комплексного использования методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологии[3]. На начальном этапе опыта был проведен мониторинг по выявлению уровня развития навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста по методике Т.И. Даниловой[4]. В результате диагностического обследования автором опыта было выявлено, что 49% дошкольников имеет низкий уровень развития навыков безопасного поведения на дороге, 26% - средний уровень и лишь 25% показали высокий уровень. Полученные данные побудили автора исследования более глубоко заняться обозначенной проблемой и привели к мысли о комплексном использовании технологий исследовательской деятельности и приемов из арсенала ТРИЗ для эффективного формирования навыков безопасного поведения на дороге. Длительность работы над опытом составляла 3 года и охватывала период с 2013 по 2016 годы.

I этап - Аналитико-диагностический (сентябрь 2013 – ноябрь 2014 года). Выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, задач, методов и средств их решения, анализ литературы по проблеме, подбор диагностических методик, сбор информации, диагностика, разработка тематического планирования.

II этап – Практический (декабрь 2014 – сентябрь 2015 года). Проведение работы по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе; организация и проведение мероприятий с использованием исследовательских методов и элементов ТРИЗ; формирование единого пространства «педагог - дети - родители».

III этап - Аналитико-обобщающий (октябрь 2015 – ноябрь 2016 года).

Кутовая Е В.[5] выделила основные этапы работы, опираясь на методические рекомендации программы «Светофор» Т. И. Даниловой[4], которые отвечают требованиям общих дидактических принципов. В основу работы с родителями была положена идея Бутыриной Н. М. [2], описанная в книге «Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей».

Новизна педагогического опыта: создание системы работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста на основе комбинирования методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии[3]. Для достижения цели автором определены следующие задачи:

- создание системы работы по формированию практических умений безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность;

- стимулирование интереса детей дошкольного возраста к изучению правил безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде посредством использования элементов ТРИЗ - технологии[3];

- развитие у воспитанников познавательной активности, творческих способностей.

Был составлен тематический план работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге, включающий в себя систему образовательной деятельности.

Система представляла собой организацию образовательного процесса, включающего 2 направления:

1. работа с детьми;

2. работа с родителями (законными представителями).

Работа с детьми предполагала широкое внедрение в образовательный процесс исследовательской, опытно – экспериментальной деятельности, элементов ТРИЗ-технологии, организацию творческой лаборатории и мастерских. Работа с родителями включала организацию консультаций, тренингов, детско-родительских, развлечений, акций, а так же мероприятий, направленных на повышение педагогической компетенции взрослых по вопросам формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге. В соответствии с поставленной целью и задачами был подобран учебно-методический комплект для организации и проведения работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге, дополнен демонстрационный материал, модифицированы макеты улиц и дорог, изготовлены атрибуты для проведения образовательной деятельности, подготовлен комплект наглядно - методических пособий и тематических плакатов. В соответствии с разработанным тематическим планированием начала свою работу творческая лаборатория «Азбука улиц и дорог», представляющая собой систему мероприятий в рамках организации «дней безопасности», которые проходили периодично​стью 2 раза в месяц. Лаборатория «Азбука улиц и дорог» объединила работу двух отделов. Отдел познавательного развития под руководством профессора волшебно-дорожных наук Светофорова и отдел художественно - эстетического развития, которым заведует доктор волшебно - дорожных наук Разноцветова. На первом этапе работы педагог ставил перед детьми проблему, решение которой осуществляется методом «мозгового штурма». Это способ коллективного поиска оригинальных идей, направленный на развитие логического мышления, способностей к анализу и умений вести спор. Задачей воспитателя было снятие скованности у детей, боязни «неправильных» ответов. В процессе работы дошкольники учились слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы. В паре с мозговым штурмом применялся метод «синектика», который предполагает объединение разнородных предметов и направлен на развитие умения рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий. В рамках использования данной методики ребенку предлагалось представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

На следующем этапе работы педагогом моделировалась проблемная ситуация и с помощью эксперимента доказывалась правильность сделанных детьми выводов. В процессе такого рода деятельности юные исследователи самостоятельно обнаруживали новые свойства предметов и явлений, устанавливая их причинно - следственные связи и отношения, изобретали новые способы решения поставленных задач.

В завершении дети включались в продуктивную творческую деятельность, которая предусматривала широкое использование приемов и методов из арсенала теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), главной целью которой является воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности[3]. Наиболее широко педагогом использовался метод фокальных объектов, который заключается в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, дети описывали дорожный знак, наделяя его свойствами, которые в повседневной жизни ему не соответствуют (какой он: веселый, летающий, вкусный, рассказывающий на ночь сказки и так далее). Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

В процессе работы автором эффективно использовалась биоэнергопластика, представляющая собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Упражнения выполнялись в медленном темпе с ориентацией на счет и образец движения руки педагога, что позволяло развивать внимание, умение сосредотачиваться на движущемся объекте. Такая технология, отмечает автор Кутовая Е.В.[5], синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая память, артикуляционные умения, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности. Взаимодействие педагога и воспитанников осуществлялось на основе равноправия и умения взрослого проявлять искреннюю заинтересованность в решении проблем. Таким образом, не только привлекалось внимание детей к проблемам безопасности на дорогах, но и развивалось желание реализовывать свои творческие потребности.

При планировании работы с родителями использовались различные формы взаимодействия: мониторинговые срезы, совместные праздники и досуги, консультации, родительские собрания, беседы, семинары-практикумы, деловые игры. Были разработаны методические рекомендации, консультации, буклеты, листовки для родителей по формированию навыков безопасного поведения дорогах у детей дошкольного возраста, содержащие советы по организации детского экспериментирования и использования ТРИЗ - технологий в домашних условиях.

В диагностическом обследовании Кутовой Е.В. [5] приняли участие 27 воспитанников. По итогам мониторинга были выделены 3 уровня развития обследуемых навыков: низкий, средний и высокий. В ходе работы по формированию навыков безопасного поведения посредством комплексного использования методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии у дошкольников с 2013 года по 2016 год выявилась позитивная динамика, о чём свидетельствует сравнительная характеристика результатов мониторинга, представленная в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень формирования навыков безопасного поведения на дороге

№ года

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2013-2014г.г.

25%

26%

49%

2014-2015г.г.

47%

18%

35%

2015-2016г.г.

65%

11%

24%

Данные, полученные в ходе диагностического обследования, свидетельствуют об эффективности представленной системы работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге посредством комплексного использования методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ – технологии у детей дошкольного возраста[3]. В 2015-2016 учебном году низкий уровень был обнаружен всего у 6 воспитанников (24%), что на 25% меньше, чем на начальном этапе работы, высокий показатель увеличился на 40% и определялся у 17 детей (65%).

Вследствие проделанной работы у воспитанников сформированы представления о потенциальной опасности дороги и необходимости соблюдения правил поведения в дорожной обстановке. Опрос родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в образование, приобретают все новые умения.

Таким образом, комплексное использование исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии позволяет решать ряд образовательных задач, успешно формируя навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Авдеева Н.Н. Безопасность [Текст]: метод. пособие / Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб.: Детство-пресс, 2010.- 130с.

2. Бутырина Н.М., Боруха С.Ю., Гущина Т.Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей[Текст]: учебно-метод. пособие / Н.М. Бутырина. – М.: Просвещение, 2004.-250с.

3. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст]: пособие для педаг.дошк. учр.:3-е изд.- Минск:ИВЦ Минфина, 2007.-180с.

4. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения [Текст]: методич. пособие - СПб.: Детство – Пресс,2009 -208 с.

5. Опыт Кутовая Е.В. «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством комплексного использования методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии»

6. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. [Текст]- Волгоград: Корифей, 1995.-120с.

Просмотров работы: 486