ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР КАК ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ И КУЛЬТУРЫ 17 ВЕКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР КАК ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ И КУЛЬТУРЫ 17 ВЕКА

Бородулина А.Д. 1, Володина Т.В. 2
1Новгородский государственный университет
2Новгородский государственный университет, Новгородский музей изобразительных искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
10 декабря (27 ноября по ст. ст.) вся Русская Церковь отмечает праздник в честь иконы Знамения Божией Матери. Эта чудотворная икона знаменита своей историей. Сообщения о чудесах, приписываемых иконе Знамение Пресвятой Богородицы, относится к 1170 году, когда войска князя Андрея Боголюбского и его союзников осадили Новгород Великий. Новгородцы начали молиться Господу о чуде, так как силы были не равны. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Новгородский Иоанн услышал глас, повелевший ему вынести из церкви Спаса Преображения на Ильине улице икону пресвятой Богородицы и обнести ею крепостную стену.Во время крестного хода осаждающие выпустили тучу стрел, и одна из них поразила лик Богородицы. Из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик свой к народу новгородскому. В это время враги были настолько поражены увиденным, что их одолел страх, не понимая, что они делают, бросая оружия и, побивая друг друга, они стали поспешно отходить от города. Новгородцы, воспользовавшись слабостью врага, стали преследовать их и одержали полную победу.

Икона представляет собой образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками (Оранта) и с изображением Божественного младенца на груди. Икона имеет размеры 59 на 52,7 см. Образ является двухсторонним (на обороте — изображения праведных Иоакима и Анны, стоящих в молении перед Иисусом Христом), имеет древко, то есть является выносной иконой.

На так называемой Торговой стороне в 14 веке построен небольшой каменный храм, который назвали в честь иконы Знаменской Богоматери. По своей форме строение было кубическим, внутри которого располагалось четыре столпа. На них положен световой барабан, поддерживающий купол. В храме находилась всего одна апсида и глава. В таком виде он просуществовал до начала 1680-х гг. - когда его полностью разобрали.

В 1682 г. по инициативе городского митрополита Корнилия, на основе древнего фундамента стали возводить собор. 1688 г. считается датой завершения строительства. В 1680-е гг. построены сам собор, колокольня и постройки вокруг них. В начале 17 века территория построек была окружена забором с воротами, в северной части комплекса возведены также корпуса. Через сто лет на западной части соборной территории тоже выстроили корпус.

Второй храм гораздо превышал размеры первого. Здание собора является четырехстолпным, с тремя апсидами и тремя галереями, которые имеют по два яруса каждая. Собор имеет пять куполов, центральный из них – световой. Когда-то на этом барабане находилось богатое декоративное украшение, выполненное в виде многочисленных ангелов-херувимов. Центральный барабан был покрыт неповторимой растительной росписью желтого и синего цвета. Архитекторы построили здание собора в два этажа. Первый представляет собой довольно-таки широкий подклет, который использовали как хозяйственный отдел. Второй этаж представлен галереями, куда можно было попасть через три лестницы-крыльца. Все они расположены симметрично – с севера, с запада и с юга. Лестницы расположены между столбами, соединенными арками. К сожалению, до сегодняшних дней сохранилась только западная лестница: северную перестроили в ходе реконструкций, а южная со временем утрачена.Окна в здании украшены наличниками, сделанными в виде полуколонок, раскрашенных в синие, зеленые и красно-коричневые цвета. Крыша сначала была щипцовой, а позже заменена на четырехскатную.

В духе ярославских традиций собор усеян как внутренней, так и наружной стенописью. Росписью украшены даже своды крыльца, святые ворота и полукружия карниза.Роспись выполнил костромской иконописец Иваном Бахматов, с тридцатью помощниками. Роспись отличалась от традиционной школы новгородских мастеров, реалистичной и в какой-то степени даже грубоватой. Изображения радуют глаз яркими красками и узорами. Каждое изображение выполнено, как бы обособлено от всех остальных и не похоже на другие рисунки. Несмотря на всё это, взглянув на храм, есть ощущение величественной гармонии.

В храме за всё время его существования, неоднократно происходили пожары. Особенно он пострадал в период Великой Отечественной войны. Немцы использовали храм как казарму, выломали полы, а древние фрески покрылись копотью от костров.

В середине XX века новгородская реставрационная мастерская отреставрировала храм. В настоящее время Знаменский собор не действует как храм, но его двери всегда открыты для жителей города и для туристов как памятник древнерусской архитектуры и уникальной монументальной живописи.

Литература

1. Икона Божией Матери «Знамение» ( электронный ресурс).-URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Икона_Божией_Матери_«Знамение»

2.Знаменский собор в Великом Новгороде (электронный ресурс).-URL:http://lions-guides.ru/Novgorod-region/Attractions-Of-Veliky-Novgorod/Znamensky-Cathedr

Просмотров работы: 420