Икона представляет собой образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками (Оранта) и с изображением Божественного младенца на груди. Икона имеет размеры 59 на 52,7 см. Образ является двухсторонним (на обороте — изображения праведных Иоакима и Анны, стоящих в молении перед Иисусом Христом), имеет древко, то есть является выносной иконой.
На так называемой Торговой стороне в 14 веке построен небольшой каменный храм, который назвали в честь иконы Знаменской Богоматери. По своей форме строение было кубическим, внутри которого располагалось четыре столпа. На них положен световой барабан, поддерживающий купол. В храме находилась всего одна апсида и глава. В таком виде он просуществовал до начала 1680-х гг. - когда его полностью разобрали.
В 1682 г. по инициативе городского митрополита Корнилия, на основе древнего фундамента стали возводить собор. 1688 г. считается датой завершения строительства. В 1680-е гг. построены сам собор, колокольня и постройки вокруг них. В начале 17 века территория построек была окружена забором с воротами, в северной части комплекса возведены также корпуса. Через сто лет на западной части соборной территории тоже выстроили корпус.
Второй храм гораздо превышал размеры первого. Здание собора является четырехстолпным, с тремя апсидами и тремя галереями, которые имеют по два яруса каждая. Собор имеет пять куполов, центральный из них – световой. Когда-то на этом барабане находилось богатое декоративное украшение, выполненное в виде многочисленных ангелов-херувимов. Центральный барабан был покрыт неповторимой растительной росписью желтого и синего цвета. Архитекторы построили здание собора в два этажа. Первый представляет собой довольно-таки широкий подклет, который использовали как хозяйственный отдел. Второй этаж представлен галереями, куда можно было попасть через три лестницы-крыльца. Все они расположены симметрично – с севера, с запада и с юга. Лестницы расположены между столбами, соединенными арками. К сожалению, до сегодняшних дней сохранилась только западная лестница: северную перестроили в ходе реконструкций, а южная со временем утрачена.Окна в здании украшены наличниками, сделанными в виде полуколонок, раскрашенных в синие, зеленые и красно-коричневые цвета. Крыша сначала была щипцовой, а позже заменена на четырехскатную.
В духе ярославских традиций собор усеян как внутренней, так и наружной стенописью. Росписью украшены даже своды крыльца, святые ворота и полукружия карниза.Роспись выполнил костромской иконописец Иваном Бахматов, с тридцатью помощниками. Роспись отличалась от традиционной школы новгородских мастеров, реалистичной и в какой-то степени даже грубоватой. Изображения радуют глаз яркими красками и узорами. Каждое изображение выполнено, как бы обособлено от всех остальных и не похоже на другие рисунки. Несмотря на всё это, взглянув на храм, есть ощущение величественной гармонии.
В храме за всё время его существования, неоднократно происходили пожары. Особенно он пострадал в период Великой Отечественной войны. Немцы использовали храм как казарму, выломали полы, а древние фрески покрылись копотью от костров.
В середине XX века новгородская реставрационная мастерская отреставрировала храм. В настоящее время Знаменский собор не действует как храм, но его двери всегда открыты для жителей города и для туристов как памятник древнерусской архитектуры и уникальной монументальной живописи.
Литература
1. Икона Божией Матери «Знамение» ( электронный ресурс).-URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Икона_Божией_Матери_«Знамение»
2.Знаменский собор в Великом Новгороде (электронный ресурс).-URL:http://lions-guides.ru/Novgorod-region/Attractions-Of-Veliky-Novgorod/Znamensky-Cathedr