Долгое время проблема подготовки младших школьников к восприятию литературного текста не выделялась в отдельную область. На этот счет был ряд причин, ограничивающих данную сферу деятельности. Но социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, перестройка всех сфер жизнедеятельности человека, становление информационно-технологической цивилизации и – как закономерный результат этого – модернизация образовательного процесса предопределили актуальность данной проблемы. Решение этой проблемы требует не только выявления и познания общих закономерностей творческой деятельности школьников, но и разработки новых технологий целенаправленного, более раннего развития глубокого понимания художественного текста.
Воспитание сознательного читателя в начальной школе подразумевает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения. При этом должен формироваться навык работы с разными видами текстов: развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на прочитанное. В этой связи будет также развиваться творческая активность, самостоятельность и элементарная способность воспринимать художественное произведение в его специфике как искусства слова.
Прежде чем говорить о механизме осуществления работы педагога со школьником на тему восприятия литературного текста, необходимо раскрыть суть данного понятия.
Восприятие – это сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал [2]. В свою очередь восприятие литературного произведения учащимися подразумевает под собой активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
Исследователями данной проблемы являлись К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Е.Н. Ильин, Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров, Н.Н. Светловская, М.С. Соловейчик, М.Р. Львов и другие. Так, можно отметить, что данная проблема остается актуальной вплоть до сегодняшних дней.
Так, О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:
непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов;
понимание идейного содержания произведения;
влияние художественной литературы на личность читателя.
В действительности, слова ученого подтверждаются наблюдениями за юными читателями: интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Также Е.А. Флерина отмечала следующую особенность - наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (герой должен быть целым и невредимым). Таким образом, многие педагоги для решения данной проблемы ставят перед собой следующие задачи:
- воспитывать интерес к художественной литературе, а также обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
По мнению ученых, одно из эффективных методических средств по подготовке к восприятию текстов это беседа, позволяющая учителю, во-первых, слить воедино все части занятия, подчинив их общей цели, и, во-вторых, придать каждой части занятия избирательный и своеобразный характер. Анализируя деятельность учителей начальных классов по осуществлению работы по подготовке восприятия художественного текста, можно отменить следующие интересные находки.
В данной работе представлен опыт работы учителя начальных классов Стороженко Светланы Анатольевны (МБОУ СОШ № 2 станица Староминская, Краснодарский край).
По ее мнению, подготовка к восприятию художественного текста должна проводиться в несколько этапов:
- демонстрация портрета писателя, репродукции картин, главное – слово учителя;
- первичное восприятие (целостное восприятие произведения, чтение кульминационных, проблемных моментов), а также обмен впечатлениями;
- осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражение своего отношения (организация диалогов).
Помимо этого в работе используется такой прием как перечитывание текста (прием, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения).
Не менее интересный прием – это чтение текста по ролям. Данный прием удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров как сказка или басня. Важно выбрать интересный эпизод для прочтения. Затем, совместно с учащимися определить действующие лица, определить количество необходимых учеников и только потом находить слова каждого героя.
Работа над восприятием художественного текста строится в определенной последовательности. Начиная с первого класса, педагогом применяются серии таких упражнений: например, выбор из предложенных им заголовков, соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста; подтверждать ответ на вопросы по содержанию текста; определять с помощью учителя главную мысль рассказа. Далее задания усложняются, педагогом ведется целенаправленная работа, нацеленная:
- на выработку умения озаглавить текст (по главному событию);
- на выработку умения находить в тексте слова, выражения, эпизоды для ответа на заданный вопрос, а также для подтверждения определенной мысли; составление простого плана [3].
В конечном результате учащиеся должны давать заглавие произведению по разным признакам, уметь членить произведение на части по разным признакам, составить сложный план; аргументировать свой ответ на поставленный вопрос, уметь определять отношение автора произведения к событиям и героям.
На основе всего вышесказанного можно сформулировать ключевые требования, которые помогут на практике обучению полного восприятия текста.
1. Не может быть жесткой регламентации структуры и содержания урока чтения, так как он подразумевает обоюдное творчество ученика и учителя, свободное обсуждение прочитанного.
2. Одно из важнейших качеств урока чтения – эмоциональность. Если учитель не затронет эмоциональную сферу детей, урок превратится в формальные рассуждения и воспитательно-образовательной цели не достигнет.
3. Учет жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия.
Список использованной литературы
Бэкон Фрэнсис. Цитаты и афоризмы. [электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://millionstatusov.ru/aut/bekon.html. - Дата обращения 29.12.2015.
Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. - М., 1958. – 336 с.
Стороженко С.А. Организация работы по подготовке к восприятию литературного текста учащимися (1-4 классы) в МБОУ СОШ №2 Староминского района. План работы / Стороженко С.А., Никольская С.А. - Староминский р-н, 2008. – 53 с.