ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИС РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА ПАЦИЕНТОВ «БОЛЬНИЦА» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИС РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА ПАЦИЕНТОВ «БОЛЬНИЦА»

Сальникова А.Д. 1
1Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Одной из актуальных проблем любого вида человеческой деятельности является проблема обработки увеличивающегося потока информации.

Перспективным способом решения данной проблемы является автоматизация работы с информацией, в частности, создание компьютерных баз данных, позволяющих хранить, систематизировать и обрабатывать данные.

Объект исследования: Городская больница №7

Предмет исследования: является процесс профессиональной деятельности работника приемного отделения, а именно: регистрация пациентов, создание и формирование истории болезни (медицинской карты) на каждого пациента.

Больница - это организация, которая работает с очень большим объемом информации, как о сотрудниках, так и о пациентах. Поэтому целью данной курсовой работы является разработка конфигурации и АРМ работника приемного отделения в больнице по средствам системы проектирования прикладных решений (конфигураций) на платформе «1С: Предприятие» и ведения технической документации проекта. Итог работы заключается в том, что будет спроектировано и реализовано рабочее приложение для работника приемного отделения.

В курсовой работе содержится три главы:

  1. В первой главе рассмотрена предметная область, её составляющие, входные, выходные данные, ограничение предметной области.

  2. Во второй главе поставлены бизнес-процессы, модели системы, выбрана платформа для разработки приложения.

  3. В третьей главе рассмотрено описание разработки информационной системы.

Глава 1. Анализ предметной области

1.1 Описание предметной области и функции решаемых задач

За основу проекта была взята больница городского типа. Она имеет штат врачей-специалистов и занимается стационарным лечением людей. В базе данных больницы хранится вся необходимая информация о каждом пациенте, поэтому имеется возможность проследить за всеми данными выбранного пациента (ФИО, лечащий врач, дата поступления в больницу и т.д.)

Информационная система «Больница» позволяет проследить за всеми пациентами больницы. Можно узнать дату поступления больного вплоть да даты выписки, включая лечащего врача, диагноз, метод лечения и прочее.

Эта система предназначена для обработки данных о пациентах, врачах, приеме и лечении больных, должна выдавать отчеты по запросу администрации.

Изучение предметной области проводим на основе анализа основного первичного документа, действующего в городской больнице, для которой разрабатывается база данных. Таким документом является медицинская карта стационарного больного, представленная на рисунке:

­­­­­

Рисунок 1.1.1– медицинская карта стационарного больного

На рисунке 1.1.2 представлена организационная модель. На данной модели отражены структуры, которые используются для эффективного функционирования системы «Приемное отделение больницы», а также представлены сотрудники данных структур, которые непосредственно учувствуют в жизнедеятельности системы.

Данная модель необходима для построения процессов разработки, так как она выделяет в себе отделы и исполнителей, ответственных за устойчивость и выполнение поставленных функций и задач.

Рисунок 1.1.2 - Организационная модель приемного отделения больницы

К основным функциональным обязанностям работника приемного отделения в больнице относятся:

  • Прием и регистрация больных;

  • Заполнение медицинской документации;

  • Ежедневная и ежемесячная сводка движения больных;

  • Транспортировка больных в лечебные отделения больницы;

  • Проведение частичной санитарной обработки госпитализируемых больных.

1.2Перечень входных данных

Входные данные определяются реквизитами входного документа (рисунок 1.1.1):

  • Данные о личности: ФИО, дата рождения;

  • Данные о болезни: диагноз;

  • Данные о движении больных: дата поступления и выписки, метод лечения, лечащий врач.

К условно постоянной информации относятся сведения о личности пациентов, болезни, а к переменной информации — сведения о датах движения больных.

  1.  
    1. Перечень выходных данных

Анализ основных функциональных обязанностей работника приемного покоя (отделения) больницы позволяет отнести к выходной информации данные из следующих отчетов:

  • Сведения о поступивших больных в больницу за определенный период;

  • Сведения о прохождении лечения пациентов.

1.4 Используемое программное обеспечение

В ходе разработки будет использовано следующее программное обеспечение:

  1. Ramus

Ramus — программный продукт в области управления знаниями предприятия. Позволяет проводить описание, анализ и моделирование бизнес-процессов, а также строить систему классификации и кодирования. Поддерживает стандартную методологию IDEF0 (функциональное моделирование) и DFD;

2. ERwin Data Modeler

AllFusion ERwin Data Modeler — CASE-средство для проектирования и документирования баз данных, которое позволяет создавать, документировать и сопровождать базы данных, хранилища и витрины данных. Модели данных помогают визуализировать структуру данных, обеспечивая эффективный процесс организации, управления и администрирования таких аспектов деятельности предприятия, как уровень сложности данных, технологий баз данных и среды развертывания;

3. ARIS Express

ARIS — одно из популярных и эффективных средств, применяемых для моделирования и анализа бизнес-процессов;

4. 1С:Предприятие

1С:Предприятие — предназначено для решения широкого спектра задач автоматизации учета и управления, стоящих перед динамично развивающимися современными предприятиями.

1С:Предприятие представляет собой систему прикладных решений, построенных по единым принципам и на единой технологической платформе. Руководитель может выбрать решение, которое соответствует актуальным потребностям предприятия и будет в дальнейшем развиваться по мере роста предприятия или расширения задач автоматизации.

Глава 2. Инфологическое и даталогическое проектирование

2.1 Построение бизнес-процессов, моделей системы

Для начала необходимо создать контекстную модель информационной системы.

Рисунок 2.1.1 - Контекстная диаграмма информационной системы

Контекстная диаграмма содержит следующие параметры:

  • Входной параметр – обращение в приемное отделение или скорую помощь (данные о пациенте, т.е. дата поступления в больницу, ФИО, возраст, место работы, установление диагноза и др.);

  • Выходной параметр – история болезни (информация о пациенте от момента поступления в больницу до момента выписки, включая личные данные, диагноз, процедуры и прочее);

  • Управляющие параметры – состояние больного, стационарная карта больного, лимит времени (личная карта больного, лечение, продолжительность стационара);

  • Исполнительные параметры – медицинский персонал (врачи, мед. сестры).

Далее необходимо провести функциональную декомпозицию системы.

Рисунок 2.1.2 - Диаграмма декомпозиции

На выходе получили 5 диаграмм после проведения декомпозиции контекстной диаграммы:

  1. Управление данными о врачах

Входные данные получаем из входных потоков, «Обращение в приемное отделение, скорую помощь».

  1. Управление личными данными пациентов

В справочнике, в соответствующие поля вводятся данные о пациенте: ФИО, возраст, диагноз, метод лечения, дата поступления в больницу, срок выписки, номер палаты, отделение, лечащий врач, адрес. Ввод осуществляет работник приемного отделения.

  1. Формирование медицинской карты стационарного больного.

Формируется медицинская карта для ведения документации в больнице. Заполняется автоматически, после введения данных.

  1. Прохождение лечения больного

После вывода медицинской карты больной проходит стационарное лечение в больнице.

  1. Выписка пациента из больницы

Происходит выписка пациента из больницы, закрытие медицинское карты и вложение её в архив.

2.2. Выбор платформы

Для разработки выберем платформу «1С: Предприятие 8» - программный продукт компании 1С, предназначенный для автоматизации деятельности на предприятии.

Достоинства платформы:

  • Наличие большого количества потенциального персонала для работы в компании, где внедрены решения на базе 1С.

  • Максимально быстрая и качественная поддержка бухгалтерских решений со стороны Компании 1С.

  • Возможность создавать или дорабатывать индивидуальные проекты, которые учитывают бизнесс-процессы каждой организации.

  • Встроенный объектно-ориентированный язык, специально разработанный компанией 1С. Для удобства работы программиста в оболочке "1С: Конфигуратор" разработаны различные вспомогательные инструменты (Синтакс-help, цветовое подсвечивание синтаксиса, встроенный дебагер и т.п.).

  • Полная открытость программных продуктов 1С Все конфигурации, которые продаются конечным клиентам, имеют открытые коды, и любой 1с-программист может легко изменить или дописать готовую конфигурацию.

  • Единая технологическая платформа Благодаря такому фундаменту, как наличие единой технологической платформы достигается высокая стандартизация разработки, полная масштабируемость проектов и обеспечение быстрого внедрения современных технологий во всех прикладных решениях.

2.3. Логическое проектирование

Основными объектами рассматриваемой предметной области являются пациенты, личные данные и движение больных. Из этого следует, что ПО содержит семь сущностей: «Регистрация», «Отделения», «Врачи», «Палата», «Назначения», «Процедуры», «История болезни».

Рассмотрим атрибуты перечисленных объектов. Сведения об атрибутах приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Сведения об атрибутах

Сущность

Атрибуты сущности

История болезни

  • Номер карты

  • ФИО

  • Возраст

  • Диагноз

  • Дата поступления в больницу

  • Назначения

  • Процедуры

  • Номер палаты

  • Название отделения

  • Лечащий врач

  • Адрес

  • Место работы

Отделения

  • Название отделения

  • Количество палат

Врачи

  • ФИО врача

  • Специальность

  • Стаж работы

Палата

  • Номер палаты

  • Название отделения

Регистрация

  • Медицинская карта

  • ФИО пациента

  • Дата поступления

  • Комментарий

Назначения

  • Наименование

  • Описание

Процедуры

  • Наименование

  • Описание

На диаграмме (рисунок 2.3.1) отображается последовательная связь данных из всех сущностей данной системы (в данной диаграмме опущены отчёты и перечисления, поскольку, хотя они и являются сущностями данной системы, их присутствие не помогает наглядному отражению ситуации передачи данных).

Рисунок 2.3.1 - ER-диаграмма

Глава 3. Разработка информационной системы

3.1. Описание интерфейса приложения

Схема приложения:

  1. Рабочий стол является главным окном. На нем расположены управляющие элементы, определяющие все функции программного приложения. Подразделяются на два вида:

  • Справочники

  • Отчеты/документы

  1. Следующие формы содержат информацию (справочную/отчеты).

На рисунке 3.1.1 представлено дерево функций приложения:

Рисунок 3.1.1 – дерево функций приложения

3.2 Описание сценария работы приложения

Рисунок 3.2.1 – рабочий стол приложения

Управляющий элемент «Справочники» содержит в себе 7 справочников (рисунок 3.2.2):

Рисунок 3.2.2 – справочники

  • Регистрация

Позволяет просматривать списки пациентов больницы, а также вносить, редактировать или удалять информацию. Ввод данных доступен для пользователя с подсистемы "Справочники".

Ввод данных на рисунке 3.2.3.

Рисунок 3.2.3 - Пункт справочника «Регистрация»

  • Отделения (рисунок 3.2.4)

Позволяет просматривать отделения, которые имеются в больнице.

Рисунок 3.2.4 – Справочник «Отделения»

  • Врачи (рисунок 3.2.5)

Содержит информацию о врачах

Рисунок 3.2.5 – Справочник «Врачи»

  • Палата (рисунок 3.2.6)

Рисунок 3.2.6 – Справочник «Палата»

  • Назначения (рисунок 3.2.7)

Рисунок 3.2.7 – Справочник «Назначения»

  • Процедуры (рисунок 3.2.8)

Рисунок 3.2.8 – Справочник «Процедуры»

  • История болезни (рисунок 3.2.9)

Рисунок 3.2.9 – Справочник «История болезни»

Управляющий элемент «Документы» (рисунок 3.2.10) содержит в себе 2 документа:

Рисунок 3.2.10 - Управляющий элемент «Документы»

  • Сведения о поступивших больных в больницу;

Данный документ позволяет добавлять информацию о наличии пациентов (рисунок 3.2.11)

Рисунок 3.2.11 - Форма заполнения документа «Сведения о поступивших больных в больницу».

  • Сведения о прохождении лечения пациентов

Данный документ позволяет добавлять информацию о пациентах и их лечении (рисунок 3.2.12)

Рисунок 3.2.12 - Форма заполнения документа «Сведения о прохождении лечения пациентов».

3.3 Описание структуры приложения

Для того чтобы проверить программу, заполним справочники, документы для вывода отчета о пациентах, поступивших в больницу и вывода отчета о сведениях каждого пациента с их прохождением лечения.

Рисунок 3.3.1 – Заполненный справочник «Регистрация»

Рисунок 3.3.2 – Заполненный справочник «Отделения»

Рисунок 3.3.3 – Заполненный справочник «Палата»

Рисунок 3.3.4 – Заполненный справочник «Врачи»

Рисунок 3.3.5 – Заполненный справочник «История болезни»

Рисунок 3.3.6 – Заполненный справочник «Назначения»

Рисунок 3.3.7 – Заполненный справочник «Процедуры»

Рисунок 3.3.8 – Заполненный документ «Сведения о поступивших больных в больницу»

Рисунок 3.3.9 – Заполненный документ «Сведения о прохождении лечения пациентов»

Рисунок 3.3.10 – Отчеты

Рисунок 3.3.11 – Сформированный отчет «Сведения о поступивших больных в больницу за определенный период»

Отчет «Сведения о поступивших больных в больницу за определенный период» выводит пациентов, которые были госпитализированы в определенный промежуток времени. Отчет сделан путём «схемы компоновки данных». Был установлен параметр «период» для ввода конкретных дат.

И второй отчет показывает всех пациентов и их курс лечения (рисунок 3.3.12):

Рисунок 3.3.12 – Сформированный отчет «Сведения о прохождении лечения пациентов»

Заключение

В результате проделанной работы было автоматизировано рабочее место работника приемного отделения больницы. В ходе проектирования автоматизации комплекса задач построены ряд моделей и даны их описания. Дана характеристика и описание входной и результативной информации, а также описана их структура. Разработан сценарий диалога (дерево вызова модулей). Работа позволяет любому пользователю хранить большие объёмы информации, обрабатывать их, сортировать, делать выборки по определённым критериям.

Список использованной литературы

1. Проектирование информационных систем: Учебное пособие / Н.Н. Заботина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 331 с

2. Информационные системы в экономике: Учеб.пособие/Чистов Д.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 234 с.

3. [Электронный ресурс], - http://v8.1c.ru/ - сайт разработчиков

4. Тейк Д. «Документация разработчика Office» [Электронный ресурс], - https://www.visualstudio.com/ - статья в Интернете.

5. Тейк Д. «Документация разработчика Office» [Электронный ресурс], - http://www.microsoft.com/ru-ru/office/vip/visio.aspx - статья в Интернете.

6. Виталий Яковчук «Ramus кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов» [Электронный ресурс], - http://ramussoftware.com/ - статья в Интернете.

7. Франклин Н. «ERwin Data Modeler» [Электронный ресурс], - http://erwin.com/products/data-modeler/ - статья в Интернете.

8. «КомпьютерПресс» «ARIS Express» [Электронный ресурс], - http://compress.ru/Article.aspx?id=21780 - статья в Интернете.

Просмотров работы: 3090