КУБИЗМ – ИГРА В КУБИКИ ИЛИ КУБИЧЕСКИЕ ПРИЧУДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КУБИЗМ – ИГРА В КУБИКИ ИЛИ КУБИЧЕСКИЕ ПРИЧУДЫ

Косарева Е.В. 1, Поровская Г.А. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В начале XX века в живописи произошла революция: художники, ушли от условностей академической школы и реализма, свободно экспериментировали с формой, цветом, аппликацией и другими выразительными средствами. Поиск новой формы для выражения чувств и эмоций дал возможность найти новый способ и метод в живописи и позволил по-новому смотреть на творчество. Возникновение кубизма, наряду с импрессионизмом и сюрреализмом, стало попыткой взглянуть на живопись под новым углом и пересмотреть созданное до этого. Кубизм—основанное в первой четверти XX века направление в живописи, представители которого изображали предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов: куба, кубошара, кубоцилиндра, кубоконуса. Для того чтобы полнее выражать идеи вещей, художники раскладывали форму и совмещали нескольких её видов в рамках одной картины. Повышенный интерес к форме вел к упрощению в использовании цветов: тёплые цвета для выступающих элементов, холодные цвета для удалённых или отдалённых элементов картины[1]. Кубисты стремились находить самые простые геометрические формы, которые лежали в основе предметов, то есть разделить вещи на формы – это, пожалуй, одна из самых главных черт этого направления, которое характеризуется использованием условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на простые формы.  

«Игра в кубики или кубические причуды» началась в 1908 году, когда художественный критик Луи Восель именно так описал картины Жоржа Брака, тогда же появился и сам термин «кубизм». История этого направления ведёт свой отсчет с «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканских скульптур и творчества Поля Сезанна. Можно заметить, что в этой работе полностью отсутствуют перспектива и светотень; массивные и весомые фигуры девушек деформированы и огрублены, пропорции нарушены. Плоскость картины рассечена на жесткие части, задний фон раздроблен на осколки разной формы, а лица некоторых персонажей представляют собой африканские маски. С нее, кстати, и начался первый кубистический период – сезанновский.

Если говорить о периодах, то в кубизме можно выделить три, так называемые, фазы этого направления: сезанновский кубизм, аналитический кубизм, синтетический кубизм. Сезанновский кубизм (1907—1909) связан с именем Сезанна–противоречивой фигурой в истории искусства XX века. С одной стороны, это один из последних представителей мощной классической традиции, с другой стороны, Сезанн оказался создателем раннего авангарда. На него ссылались и фовисты, и экспрессионисты, и кубисты в том числе. Кубисты многое взяли у Сезанна - нарушение перспективы, показ предметов одновременно с нескольких ракурсов; цветовую сдержанность (охра-черная-зеленая краска); устойчивость объемов, а также девиз «трактуйте природу посредством цилиндра, шара и конуса». Хотя с рисования цилиндра, шара и конуса начиналось любое традиционное художественное образование, кубисты нашли в этом принципе высшее выражение для своих экспериментов. По сути, кубисты изображали не то, что видели, а то, что знали. Например, они знали, что тарелка круглая - с какого ракурса на нее не смотри. А не эллиптическая, какой она становится в результате перспективного сокращения. Как говорил Пикассо: «пишу не с натуры, а подобно натуре» т.е. творит свободно свой мир[2]. Подводя итог первой фазы, нужно сказать, что для этого периода были характерны массивные, несколько грубоватые формы, образованные пересечениями прямых и изломанных линий. Аналитический кубизм (1909—1912) характеризуется появлением полупрозрачных пересекающихся плоскостей и переливающихся цветов. Визуальное взаимодействие пространства и формы – именно то, чего добились кубисты в период аналитического кубизма. Тут мы можем видеть, как исчезают образы предметов, постепенно стираются различия между пространством и формой. Элементы синтетического кубизма (1913—1914) появились в работах Хуана Гриса, который стал ярым приверженцем кубизма с 1911 года. Это направление стремилось обогатить реальность окружающего мира создание объектов эстетики. Характерной особенностью синтетического кубизма является отрицание трехмерного измерения. Фактура поверхности, линия и узор – все используется для того, чтобы «построить» новый объект. Художник не писал действительность, а воплощал свои знания об изображаемом предмете, которые в воображении зрителя складывались в обозначенный сюжет. Так для третьего периода характерно разрушение пространства и объема, превращение их в кучу простых геометрических элементов, «строительство» из них новых аппликаций[3]. Кубизм принес не только новое понимание формы, но и новую художественную технику – коллаж, когда в пространство картины вводятся наклейки из цветной бумаги, обрывки газет, афиш, обоев[4].

Мастерами кубизма по праву считаются такие художники как Пабло Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис, Луи Маркуси, Фернан Леже, Альбер Глез, Жан Метценже, Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа, Александр Архипченко, Жак Липшиц, Андре Лот.

Художники и скульпторы стремились выразить свое отношение к окружающей их жизни, что явилось положительным моментом в развитии всего изобразительного творчества. По мнению некоторых искусствоведов, кубисты выплеснули свое видение жизни, и на этом все закончилось. Ведь уже к 20-м годам прошлого века кубизм практически перестал существовать. Но работы, например, Пабло Пикассо продолжают жить и являются ценностью для современного общества и сейчас. Это говорит о том, что влияние кубизма на мировое искусство оказалось новым, свежим и более существенным, чем кратковременный всплеск эмоций и фантазии[5].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1.Русская энциклопедия. Кубизм (электронный ресурс) - URL: https://traditio.wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BC

2. Турчин В. С. "По лабиринтам авангарда" —М.: Изд-во МГУ, 1993. - 28 с

3. Кубизм. Самый радикальный переворот в искусстве со времен Ренессанса (электронный ресурс) - URL: https://adindex.ru/publication/gallery/2011/05/24/66224.phtml

4. Энциклопедия живописи. От французского импрессионизма до русского авангарда – М.: Эксмо, 2010. – 675с

5. Основные пути развития европейской культуры ХІХ в. (электронный ресурс) - URL: http://baumanki.net/show-document/1-75636/abc3ee1e2d75236ff4fb4f12af6d2a86/21/

Просмотров работы: 747