АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ МОЛОДЕЖНОГО ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В АНТИУТОПИИ «ДЕТИ ПЕРЕСТРОЙКИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ МОЛОДЕЖНОГО ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В АНТИУТОПИИ «ДЕТИ ПЕРЕСТРОЙКИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ»

Барсегян М.А. 1, Васина М.А. 1
1РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В начале ХХI в. на фоне глобализации и интеграции в постиндустриальном обществе проблема распространения терроризма и экстремизма и борьбы с ними становится все более актуальной. Из-за развития интернета и оперативной работы СМИ террористические угрозы получают широкое освещение. Особую злободневность проблеме придает то, что в подобные радикальные организации вовлекается широкий круг молодежи. Символом этого стала студентка Варя Караулова.

Необходимо отметить, что анализ точек зрения политиков по данной проблеме неоднократно проводился в СМИ и научных монографиях. Во избежание повторов это остается за рамками исследования.

Целью работы, исходя из вышесказанного, является анализ проблемы терроризма и экстремизма среди молодежи в современной литературе, с точки зрения психологии, на примере антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение». Именно изучение данного источника подчеркивает научную новизну работы. При работе использован научный метод репрезентативной выборки.

Практическая значимость работы заключается в том, что анализируя произведения современных российских авторов, можно найти ответы на вопросы о природе терроризма, мотивации участников радикальных организаций и способах борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Особенностью психологии русских людей на протяжении веков является ее неразрывное сплетение с литературой, поступки людей отражаются в художественных образах. Примером тому могут быть романы выдающихся мыслителей Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. В русле этих традиций психологический анализ вышеназванных проблем проводится в публицистических и художественных произведениях российских мыслителей начала ХХI в. [2, с.57].

С точки зрения авторов, антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» особенно актуальна, так как в ней показано, как неплохие русские ребята попадали в радикальную организацию, созданную украинским националистом в Москве. Автор скрывается под броским псевдонимом. По мнению критики, автор ученый, общественный деятель. На сайте Proza.ru имеется отрывок «Как Никита предотвратил взрыв дома» [5].

Главным достоинством и отличием романа «Дети перестройки. Предупреждение» от остальных произведений является то, что найден противовес идеологии терроризма. В книге писательницы «Дети перестройки. Предупреждение» украинскому национализму противопоставляется русская культура и христианство, как неотъемлемая часть этой многовековой культуры. В романе много говорится о взаимоотношениях молодежи и Русской Православной Церкви [1, с.238].

В произведении ярко и талантливо представлен весь спектр мотивации вступления молодежи в подобные радикальные общества.Особенно подчеркивается деструктивное влияние терроризма и экстремизма на сознание молодежи. В книге описаны негативные последствия от пребывания подростков в подобных ультра-организациях (колония, тюремное заключение), что резко ломает молодые судьбы. Неслучайно, одна из последних глав названа «Прибежище юности. Лефортово».

В романе показана амбивалентность характеров и поступков героев, метко подмечены все черты пубертатного периода и неизбежная сопровождающая совокупность проблем молодежи: социализация, адаптация в обществе, межличностные отношения, проблема формирования личности и выбора своего пути [3, с.320].

Неподдельным патриотизмом, любовью к Москве и России наполнена антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение»[4, с.39]. Это произведение написано ярко, динамично, с юмором, читается легко. После прочтения книги «Дети перестройки. Предупреждение» становится ясна полная бессмысленность и опасность вступления молодежи в радикальные организации.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать данные выводы. С точки зрения авторов необходимо сделать следующее:

1. Проблема терроризма и экстремизма не получила еще глубокого фундаментального психологического всестороннего анализа, предпринимаются только первые шаги.

2. В лучших традициях русской психологии и культуры в произведениях современных авторов показано не только деструктивное действие террористических организаций, но и анализируются способы решения данной проблемы, пути борьбы с этим злом.

3. Необходима популяризация вышеназванных произведений, в которых ясно излагаются все негативные последствия терроризма, и подчеркивается опасность угрозы распространения экстремизма. 

4. Необходимо широкое освещение в СМИ позитивных примеров в обществе и создание положительных героев в массовой культуре, не только в литературе, но и, например, в кинематографе.

5. Насущно необходима широкая пропаганда чтения не только классической литературы, но и произведений современных российских авторов, созданных в традицияхгуманизма русской художественной культуры.

6. По мнению авторов, особенно необходима пропаганда таких произведений, как, например, «Дети перестройки. Предупреждение» [4, с.120], где ярко, образно и талантливо показана опасность вовлечения молодежи в подобные экстремистские и террористические организации. Знакомство с высокохудожественным и психологическим описанием деструктивного воздействия терроризма и экстремизма способно отвратить молодежь от этого мирового зла.

В этом заключается практическая направленность данной работы.

 

Список использованной литературы:

1. Блинкова Н.Л., Колосовская О.К. Православие против украинского национализма и терроризма в современной литературе //В сборнике: XXIV Международные Рождественские образовательные чтения (X направление "Церковь, государство, общество"). Сер. "Секция "Православие и духовно-нравственные основы в экономике, предпринимательстве, торговле, политике и культуре России"" 2016. С. 236-240.

2.ГалухинА. В. Особенности построения теоретических систем в современной науке // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 12. С. 51-64.

3. Косорукова М.И. Проблема изображения терроризма и экстремизма в современной российской литературе  // Государство, Церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы. Материалы VIII Международной научной конференции, посвященной 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон. 2016. – С. 314-324
4.Мария Магдалина. «Дети перестройки. Предупреждение». М., 2016.

5.Сайт Proza.ru

Просмотров работы: 48451