Одним из таких маяков является пленяющая своей красотой церковь Спаса Преображения на улице Ильине. Построенная в 1374 г. церковь завораживает многообразием декоративных мотивов и стройностью пропорций. Это классический образец архитектуры Новгорода, который характерен для своего времени. Церковь относиться к распространённому в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной абсидой и одним куполом. Фасады имеют трехлопастное завершение, а восьмискатная крыша придает храму особую динамичность[1].
Наружный декор храма радует богатством и ажурностью. Фасады разделены лопатками на три прясла, которые обрамлены сверху двойными "ползучими" арками. Узкие вертикальные окошки объединены в группы, украшены сверху "бровками", а в некоторых местах окна дополнены нишами, которые имеют как полукруглые, так и стрельчатые завершения. Абсида оформлена вертикальными рядами арок. В качестве декоративного мотива использованы бегунец (вид орнаментальной кладки в виде пояса, образующегося на поверхности стены в виде ряда треугольных углублений, обращённых вершинами вверх и вниз) и поребрик (тип орнаментальной кладки, в котором ряд кирпичей укладывается под углом). Именно так оформлен барабан купола и верхние контуры прясел, а фасады украшены многочисленными крестами[2].
Всемирную известность храму принесли росписи знаменитого Феофана Грека. Это единственный в мире храм, сохранивший фрески византийского мастера, расписавшего около 40 церквей. Стенопись храма неповторима и незабываема по выразительности характеристик различных персонажей. Смелая, свободная манера письма придает храму грандиозное звучание. Полностью сохранены росписи на куполе и барабане, на которых изображен Спас Вседержитель, по четыре ангела, Херувима и Серафима. В Троицком пределе фрески сохранились наиболее хорошо. Вопрос о сохранности цветов живописи по сей день является спорным. В настоящее время колорит фресок очень сдержанный, местами даже монохромный. Одни исследователи (например, В.Д.Сарабьянов) объясняют его лаконичность авторским замыслом, в котором ограниченность цветовой гаммы является образом монашеского, аскетического отречения от многообразия и суеты мира. Другие говорят об утрате первоначальной многоцветности вследствие известных по летописям многочисленных пожаров, который претерпел храм[3].
С этим храмом связана история о наиболее почитаемой в русском православии чудотворной иконе XII века - Знамение Пресвятой Богородицы. Сообщение о чудесах, приписываемых этой иконе, относятся к 1170 году. До этих событий икона хранилась в церкви Спаса Преображения, которая на тот момент была еще деревянной. Только спустя 186 лет, в 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была торжественно перенесена в воздвигнутый в 1354 году особый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший Знаменским собором[4].
Невозможно не заинтересоваться такой историей! И, к счастью, мы до сих пор можем смотреть на этот огонек, открывать его каждый день в новом цвете, и восхищаться богатством русской культуры. Не проглядите маяк на улице Ильине в Великом Новгороде!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Достопримечательности мира. Церковь Спаса Преображения (электронный ресурс) - URL: http://www.world-landmarks.ru/catalog/russia/novgorodskaya_oblast/202
2.Описание Церкви Спаса Преображения на Ильине улице (электронный ресурс) - URL: http://palomniki.su/countries/ru/g03/veliliy-novgorod/cerkov-spasa-preobrazhenia.htm
3.Великие художники. Том 37. Феофан Грек – М.: Директ-Медиа, 2010. – 5с4.Словарь «Искусство». Знамение. История (электронный ресурс) – URL: http://www.vasnecov.ru/?item=6771ede3-a39e-4311-97dd-e580908ff528&termin=87ed651f-f601-4ddc-99ea-17ba7ada698c