ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Фаткуллина Л.К. 1, Гудясова А.С. 1
1БГПУ имени М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях любой человек, в том числе и младший школьник, вынужден постоянно развиваться и наращивать свои знания во всех областях, успешно применяя их на каждом этапе взаимодействия с миром и окружающей его действительностью.

Текст является основной единицей любой информации. Он - необходимый компонент любой сферы жизни в нормативной документации, художественной и учебной литературе. В связи с вышеизложенным, основной задачей младшего школьника, для того чтобы уметь сделать собственный вывод из полученной информации, нужно уметь воспринять, проанализировать текст и осмыслить его, что в дальнейшем поможет сформировать у ребенка интерес к самому научному знанию.

Основными источниками знаний об окружающем мире у младшего школьника являются тексты, изучаемые в учебниках по этому предмету. ФГОС НОО под метапредметными результатами основной образовательной программы в качестве обязательного компонента определяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» [3].

Опираясь на исследования Н.Ф. Виноградовой [2], мы считаем, что применяя художественную литературу и научно-познавательные книги, такие как энциклопедические словари и энциклопедические справочники, в качестве метапредметного компонента предмета «Окружающий мир», мы развиваем интерес младшего школьника не только к окружающему миру, но и к процессу чтения непосредственно, также развиваем умение работать как с книгой в качестве элемента познания, так и со справочной литературой - всё это развивает умение обобщать явления природы и соотносить их с социальным наполнением информационного знания младшего школьника.

Так как сама специфика предмета «Окружающий мир» подразумевает работу в основном с научно-познавательными текстами, которые главным образом содержат научные термины и понятия, усложняющиеся и увеличивающиеся год от года в объеме, происходит естественная тенденция в снижении усвоения учебного материала и интереса к самому процессу обучения.

Под процессом обучения мы понимаем формирование знаний, умений, навыков, а также изменение в индивидуальном развитии младшего школьника с определенной целью, которая позволит сформировать необходимые и заданные стандартами качества.

Основываясь на планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, мы разделили умения в работе с научно-познавательными текстами на три группы:

1) текстовые умения, связанные с восприятием и пониманием научно-познавательных и учебных текстов (Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»);

2) текстовые умения, связанные с пониманием и преобразованием текста (Раздел «Понимание и преобразование информации»);

3) умения работать с информацией (Раздел «Применение и представление информации»).

Для того чтобы сформировать данные умения мы предлагаем воспользоваться следующими приемами.

Формирование умений, связанных с восприятием и пониманием научно-познавательных и учебных текстов: Умение правильно ставить вопрос от заголовка к самому тексту; умение, прочитав и осмыслив заголовок, выдвинуть гипотезу о возможном содержании текста, пока еще непрочитанного младшим школьником; умение выделить ключевые слова, термины, в изученном тексте; умение применять прием «инсерт» при чтении (т.е. умение подчеркнуть ключевые слова, выделить знакомые и новые определения, найти непонятные слова, неясные текстовые суждения и уточнить их значение); умение анализировать определения понятий (выделять признаки, термины и анализировать примеры); умение делить текст на смысловые части; умение найти ответы на вопросы учителя, автора произведения прочитанного текста, а также своих одноклассников; умение задавать вопросы к частям текста во время чтения и отвечать на них; умение проанализировать оформление текста в графическом виде; умение выделить теоретическую и иллюстративную информацию в тексте (рисунки, графики, диаграммы, карты и др.).

Формирование умений, связанных с пониманием и преобразованием текста: Умение дополнить текст, основываясь на собственном опыте, умение пересказать текст подробно и в сжатом виде, умение создать собственные тексты различных жанров: ответ-обобщение, ответ-группировка, ответ-анализ, ответ-толкование, сообщение.

Чтобы обучить ребенка пересказу текста, можно воспользоваться построением развернутого монологического ответа в рамках заданных учителем или учебником вопросов; также в качестве основы для построения высказывания можно дать фрагменты предложений из текста. Можно предложить дополнить текст, соблюдая условия: что часть важной информации, необходимой для ответа, опустили (ключевые слова, имена собственные, географические объекты, факты, включающие ключевые понятия и признаки); можно указать в какое именно место вставить самостоятельно подобранный иллюстративный материал.

Формирование умений работать с информацией: Умение выполнять задания по поиску дополнительной информации, а также самостоятельно формулировать такие задания; умение оценивать информацию в тексте с точки зрения ее значимости; умение выбирать способы необходимые для оценки информации (опираясь на ключевые слова, термины, оценочные суждения в тексте); умение излагать полученную информацию различными способами.

Таким образом, мы полагаем, что если будет использован весь вышеперечисленный комплекс приемов умения работы с текстом, младший школьник эффективно сформирует текстовые навыки и приемы на уроках предмета «Окружающий мир». При этом повышение эффективности процесса обучения младшим школьником в рамках изучаемого предмета будет достигнуто за счет того, что обучающийся осмысленно будет понимать предметное содержание за счет овладения вышеперечисленными приемами.

Список литературы

  1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // [Электронный ресурс]. URL : www.school 2100.ru

  2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир : Методика обучения : 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.

  3. Примерная ООП НОО (одобрена 8апреля 2015г) [Электронный ресурс]. URL : http://15a2013g.jimdo.com

  4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL :

 

Просмотров работы: 918