АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 1990-Х В АНТИУТОПИИ «ДЕТИ ПЕРЕСТРОЙКИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ» И РОМАНАХ «ЗАМЫСЛИЛ Я ПОБЕГ» И «СПОНТАННЫЙ ДРАЙВ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 1990-Х В АНТИУТОПИИ «ДЕТИ ПЕРЕСТРОЙКИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ» И РОМАНАХ «ЗАМЫСЛИЛ Я ПОБЕГ» И «СПОНТАННЫЙ ДРАЙВ»

Христинина Е.В. 1
1РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Отвечая на вызовы ХХI века, необходимо осмыслить исторический опыт, извлечь уроки из прошлого во избежание повтора ошибок. Для успешного развития социума существует необходимость проведения многоаспектного анализа его истоков. Многие известные социологи, такие как Г. В. Осипов [9], отмечали, что начало многих современных проблем российского общества восходит к периоду 1990-х годов. Именно в вышеназванный период сложилось современное российское общество как таковое.

Целью статьи является анализ изображения социальных проблем эпохи 1990-х гг. на примере романов известного писателя Ю. М. Полякова «Замыслил я побег» [10], созданного в стиле «гротескного реализма», антиутопии Марии Магдалины «Дети перестройки. Предупреждение» [8] и книги, написанной журналистом К. В. Кудряшовым «Спонтанный драйв» [7].

Научная новизна данной работы заключается в литературе, на основе которой была написана данная статья. Ее основой выступают художественные произведения писателей, непосредственно живших в данную эпоху и являвшихся свидетелями социокультурных преобразований.

Новизна проведенного исследования, состоит в том, что оно проведено в контексте цивилизационного подхода, осуществленного на основе принципа последовательного историзма: автор выявляет истоки и прослеживает основные этапы изменения и развития характеров героев в зависимости от сложившейся конкретной социально-исторической ситуации.

Актуальностьстатьи заключается в показе социальной проблематики вышеназванных книг, подчеркивании гуманитарной направленности данных произведений, торжестве общечеловеческих ценностей в современной российской литературе [5, с.192].

Исследование проведено на стыке социологии и культурологии, что отвечает современным тенденциям развития отечественной историографии [2, с.15]. Такой междисциплинарный подход дал возможность автору изучить комплекс проблем, связанных с эпохой 1990-х.

Широкая информация, извлеченная автором из художественных источников, основательно проанализирована и грамотно изложена в статье. В работе не ставится задача изучения эпохи 1990-х в целом. В ней была поставлена и решалась более скромная, но весьма актуальная задача: показать, как данная эпоха отражена в трех конкретных романах. Если в романе Ю. М. Полякова 1990-е показаны при помощи «саги», «семейного романа», что позволяет осветить данный временной период через проблемы нескольких поколений семьи, то в антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» и романе «Отчаянный драйв» показана трагедия поколения, чья юность пришлась на «лихие 1990-е».

Анализируя вышеназванные произведения, необходимо отметить, что в романе Ю. М. Полякова, как представителя старшего поколения, больше внимания уделено периоду жизни героев в СССР, а в двух других – непосредственно в 1990-е. Герой романа Ю. М. Полякова «Замыслил я побег» Олег Трудович Башмаков в СССР был и комсомольским деятелем, и работал в НИИ, который развалился вместе с СССР. Главный герой начал работать в крупном банке, ремонтируя банкоматы, что для бывшего советского ученого не составило большого труда. То есть, как отмечали в статьях, в вышеназванном романе показан как бы вертикальный срез общества, а в двух остальных – горизонтальный. Второстепенные персонажи представляют тоже все слои общества: эмигрант Лабинзон [6, с.154], ярый оппозиционер трагический Каракозин, олигарх Аварцев и др. Есть в романе и представители молодежи: дочь Башмакова Даша, «рублевская молодежь» Вета.

Антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» [1, с.37] написана писательницей на высокопрофессиональном уровне, ярко, талантливо. При всем этом, роман отличается напряженной фабулой, занимательным сюжетом и тонким юмором.

В антиутопии «Дети перестройки. Предупреждение» точно описаны реалии 80-90-х годов, в которых проходило становление характеров героев, есть отзвуки афганской, чеченских войн, показаны события 1991 и 1993 годов. Один из героев антиутопии, Никита Флеров, предотвращает взрыв дома – в романе имеется намёк на теракты на улице Гурьянова и на Каширке в Москве, в 1999 году – но у мальчишки в руках бомба с часовым механизмом и выбор: бросить её в дом с мирно спящими людьми или в безлюдный храм. Подросток выбирает последнее.

В романе «Дети перестройки. Предупреждение» писательницей показан практически весь комплекс проблем молодёжи: взаимоотношения между подростками – героям 15-16 лет, – отношения с родителями, школой, первые влюблённости, поиск своего места в жизни. В романе уделено место изображению молодёжных субкультур: готов, байкеров, зацеперов, экстримальщиков, «хакеров», и даже скинхедов.

Роман «Спонтанный драйв» Кудряшова гармонично дополняет предыдущий: здесь нашли отражение субкультуры, не описанные в вышеназванной антиутопии, например, дан более глубокий анализ музыкальных субкультур.

Таким образом, стоит отметить необходимость знакомства со всеми тремя произведениями, чтобы составить полную картину «лихих 1990-х» и понять, что социальные проблемы [12], затронутые в них остались такими, какими были во все времена. Это и противостояние различных слоев общества, доходящее до открытых конфликтов, межличностные отношения в социуме, социодемографические проблемы, социокультурные [3, с.146] и т. д.

Необходимо отметить, что знакомство с художественными произведениями дает более яркую, но в то же время субъективную картину социума, в отличие от, например, статистики [4, с.39].

В короткой статье невозможно осветить все аспекты изображения социальных проблем в трех ярких художественных произведениях. Необходимо особо отметить, что данная статья является первой в ряде подобных. Автор провел исследование и намерен изложить все его результаты в дальнейших публикациях.

В начале третьего тысячелетия Россия столкнулась с целым комплексом социальных проблем, связанных с крушением СССР и трудностями становления новой государственности. Истоки всех противоречий лежат в распаде СССР и создании Российской Федерации, как его преемницы. Необходимо особо отметить, что выросло уже целое поколение тех, кто родился в СНГ, то есть после распада СССР. Автором данной статьи в ноябре 2015 года проведен онлайн-опрос, в котором приняли участие респонденты, как первой, так и второй возрастных групп, то есть рожденные в СССР и рожденные после. По профессиональным категориям их можно разделить соответственно на «поколение преподавателей» [11] и «поколение студентов». Все опрошенные читали вышеназванные три художественных произведения и выразили свое отношение к ним, в целом, позитивное. Результаты опросов будут опубликованы в последующих статьях.

Подводя итоги, необходимо обозначить авторскую точку зрения. Автору статьи, как представителю современного студенчества, ближе и интереснее знакомиться с эпохой 1990-х через призму таких замечательных романов, как антиутопия «Дети перестройки. Предупреждение» и «Спонтанный драйв», где речь идет преимущественно о молодежи.

Эти произведения должен прочитать каждый.

Список использованной литературы:

1. Баринова Н.В. Инновации в высшем образовании. // Инновационное развитие российской экономики Материалы конференции, VI Международный научно-практический форум. 2013. С. 36-39.

2. Ермолов А.Ю.Лабиринты модернизации. // Российская история. 2014. № 1. С. 12-17.

3. Косорукова М.И. Культура России на рубеже ХХ-ХХI вв.: тенденции и перспективы (Общая характеристика) //В сборнике: Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития сборник научных трудов. Москва, 2014. С. 144-148.

4. Косорукова М.И. Роль культуры в воспитании молодежи в современной России //В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. 2016. С. 38-46.

5. Косорукова М. И. Культурное наследие России как ресурс ее возрождения и развития //Наука и школа, МПГУ, 2013. № 6. С. 188-193.

6. Косорукова М.И. Национальная идея и ее роль в развитии русской культуры за рубежами России (20 - 30-е гг. XX века). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2004.

7. Кудряшов К. В. Спонтанный драйв. М., 2008.

8. Мария Магдалина. Дети перестройки. Предупреждение. М., 2017.

9. Осипов Г. В. Социология и политика. М., Вече, 2009. С. 580.

10.Поляков Ю. М. Замыслил я побег. // Поляков Ю. М. Небо падших. М., 2002.

11. Христинина Е. В. Причины распада СССР и их оценки// материалы Московская научно-практическая кон­ференция «Студенческая наука». М., 2016

12. Христинина М.Н., Гаврилова Т.В., Садеева А.Р. Южная Осетия и Грузия: неофициальные причины конфликта в августе 2008 года. // Материалы Научной сессии ученых Альметьевского государственного нефтяного института. 2009. Т.2.

Просмотров работы: 474