РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Азарова И.Ю. 1
13 курс CОФ НИУ Бел ГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или [в частном случае] для целей регуляции и контроля собственной деятельности [Речь внутренняя, речь эгоцентрическая].

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основными формами развития речи являются:

Работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, общении их друг с другом.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:

- в быту;

- во время прогулок;

- в процессе игр;

- при ознакомлении с окружающими [с общественной жизнью и природой во все времена года];

- в процессе труда;

- во время праздников и развлечений;

- во время не речевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных.[9; c.74]

На развитие грамматического строя речи детей оказывают положительное влияние знакомство с окружающим, с природой, с художественной литературой, занятия по развитию речи, по подготовке к грамоте, организованные игры [словесные, сюжетно-дидактические, театрализованные]. В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно-следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования. Но чтобы эти знания и представления отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимы творческие задания, требующие применения полученных знаний в речевой или игровой деятельности [составление рассказов, загадок, сюжетов игр].

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической [ответы на вопросы, беседы] и монологической [словесное творчество] речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. М. Шахнарович, В. И. Яшина и др.)

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.

Исследователи, в частности В. И. Яшина, отмечает такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости [50].

Чтобы осуществлять литературно-речевое развитие дошкольников, необходимо ориентироваться в том, каковы характерные особенности развития их речи на разных возрастных этапах. Эта проблема достаточно хорошо изучена, нашла отражение в работах исследователей детской речи Л. С. Выготского, Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, Ф. А. Сохина и др.

Исследователи отмечают, что процессы восприятия и понимания художественной литературы в дошкольном детстве своеобразны и отличаются характерными особенностями. Дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

Круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора, сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Дети в возрасте трех-четырех лет, пишет Л. М. Гурович, понимают основные события произведения, улавливают их динамику, но это понимание тесно связано с непосредственным личным опытом, еще очень ограниченным. Поэтому элементы повествования, незнакомые детям по жизненному опыту, не вызывают у них никаких наглядных представлений [3]. Для усиления эмоциального отклика детей целесообразно сказки не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки).

По мнению М. М. Алексеевой, детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Знакомясь с литературным героем, дети воспринимают его действия и поступки, но и начинают учитывать и некоторые его переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные: страх, слезы, радость [1]. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости.

Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,– писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагогу следует помнить, что излишнее морализирование по поводу прочитанного, приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает.

Кроме того, как отмечают исследователи, в частности В. В. Гербова, большое значение художественная литература имеет для усвоения детьми грамматики родного языка, поскольку средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой [2].

Таким образом, художественная литература – это такой вид искусства, который сопровождает человека с первых лет жизни. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная литература играет большую роль в развитии речи, в нравственном, познавательном, а также в эмоциональном развитии ребенка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.

  2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 400 с.

  3. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 112 c.

  4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации; Мозаика-Синтез - Москва, 2008. - 567 c.

  5. Гербова, В. В. Планирование работы по развитию речи и ознакомлении с художественной литературой : Вторая младшая группа // Дошкольное воспитание – 1999. - №3. – 19-22 с.

  6. Гурович, Л. М., Л.Б.Береговая, В.И.Логинова, В.И. Пирадова // «Ребёнок и книга» - СПб. : «Детство-Пресс», 2004

  7. Дьяченко, О.М., Невская, П.И. Развитие речи дошкольника [Текст]/ О.М.Дьяченко – М.: Просвещение, 1990 г.

  8. Запорожец, А.В., Лисина, М.Н. Развитие речи у дошкольников [Текст]/А.В.Запорожец, М.Н. Лисина – М.: Педагогика, 2006. – 288 с.

  9. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.

  10. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 176 c.

  11. Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 c.

  12. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Яшина. - 3-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.

Просмотров работы: 684