Предложенная концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования поставила серьезную проблему перед учеными и практиками, о разработке технологии духовно-нравственного воспитания младших школьников с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных возможностей и психолого-педагогического изучения их особенностей. Постоянное изучение младших школьников является необходимым условием эффективной духовно-нравственной воспитательной работы педагога.
В настоящее время, отмеченное быстротечностью социальных процессов, лавиной информации, динамичностью жизненных ритмов, практически невозможно сформировать духовную и высоконравственную личность, не вглядываясь пристально в окружающий ребенка мир, не учитывая постоянно встающих перед ним острых вопросов , игнорируя его интересы и стремления. Психолого-педагогическое изучение младших школьника в процессе духовно-нравственного воспитания усложнено тем, что духовно-нравственное проявление личности самих учащихся многогранна. Даже внешние одинаковые поступки могут вызываться совершенно противоположными мотивами и, следовательно, иметь совсем неравнозначную духовно-нравственную основу. Поэтому, чтобы хорошо узнать мир отношений, переживаний, мотивов поведения и духовно-нравственного выбора учащихся учитель должен строить реальную педагогическую практику на научной основе. Организуя разнообразную деятельность учащихся, учитель сможет в этом случае судить о детях, не по внешнему впечатлению, которые они производят, а по тем научным критериям, которые раскроют внутренние, порой скрытые от постороннего сглаза побуждения детей.
Не менее сложно и в то же время не менее важно учитывать в процессе духовно-нравственного воспитание младших школьников характер и силу влияний, которые оказывает на них школа, семья, внешкольные организации, сфера свободного общения, радио, кино, телевидение. Такие влияния, с одной стороны, способствуют духовно-нравственному развитию личности, расширяют его границы, наполняют глубоким содержанием, а с другой, они усложняют духовно-нравственную воспитательную деятельность учителя. Это ставит перед педагогом задачу научиться выявлять, контролировать и направлять в педагогически целесообразное русло поток обрушивающихся на младшего школьника влияний. И добиться решения данной задачи педагог сможет, только строя работу по изучению учащихся на научной основе.
Изучение младшего школьника в процессе духовно нравственного воспитания представляет собой раскрытие духовно-нравственных проявлений в деятельности и поведении. Они выражаются в отношении младших школьников к самим себе, к людям, к обществу, к Родине, к труду и воплощаются в таких ценных качествах личности, как готовности и способности понимания смысла своей жизни, осознания ценности других людей, ценности человеческой жизни, суметь поступать согласно своей совести, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки в осознании себя гражданином России, на основе принятия общенациональных нравственных ценностей, уметь проявлять индивидуальное ответственное поведение, основанного на принятых в обществе преставлениях о добре и зле, должном и недопустимом; иметь универсальную духовную установку «становится лучше». Как синтез сознания, воли и чувств духовно – нравственные качества раскрываются через убеждения личности в проявлении духовной и высоконравственной позиции.
Главный показатель духовно-нравственной воспитанности – дела, поступки, действия, и то, насколько личность младшего школьника руководствуется в них духовно-нравственными критериями. Выше указанные проявления по-разному выражаются у младшего школьного возраста, т.к находятся в процессе становления развития. Поэтому при выстраивании технологии духовно-нравственного воспитания целесообразно учитывать структурные компоненты духовно-нравственной воспитанности – это познавательный (мировосприятие, мироощущение, миросозерцание, миропонимание), эмоциональный (эмоциональное состояние, чувства, переживания) ; волевой ( поступки, действия, отношения). Содержание духовно- нравственного воспитания должно вбирать в себя оптимальное усвоение важнейших духовно-нравственных понятий, законов, теорий, имеющих определяющее значение для понимания духовно-нравственных ценностей., а также устойчивое, осознанное, личностное отношение к изучаемому материалу, его духовно-нравственному содержанию, а деятельностный подход к явлениям современной международной и внутренней жизни должны рассматриваться с позиции духовно-нравственных ценностей.
При выборе методов и форм духовно- нравственного воспитания целесообразно исходить с позиции активизировать субъектную позицию младшего школьника к умению отстаивать свои взгляды и убеждения, а также демонстрировать проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении. Методы и формы духовно-нравственного воспитания многообразны. К ним относятся методы формирования духовно-нравственного сознания личности младшего школьника, когда формируются новые и осуществляются дальнейшее развитие духовно-нравственных представлений и понятий. Вырабатывается умение анализировать духовно-нравственные поступки, действия, поведения свои и чужие. Формируется адекватная самооценка с опорой на личный опыт воспитанников, создавая эмоциональное подкрепление и активизируя восприятие в выработке правильного отношения младших школьников к духовно-нравственным поступкам или явлениям. К таким методам относятся рассказ, беседа, пример, анализ ситуации, разъяснение, инструктаж, внушение и др. При организации духовно-нравственной деятельности и опыта поведения по накоплению положительных способов и форм поведения и высокой нравственной мотивацией могут быть применены следующие методы: поручение, создание воспитывающей ситуации, приучение, общественное мнение, педагогическое требование. Для закрепления положительных форм поведения, предупреждения и пресечения негативных явлении могут быть применены методы: требование, поощрение, наказание, метод естественных последствий, «взрыв». Все перечисленные методы должны быть использованы на основе правильной дозировки и точной эмоциональной направленности, учитывая индивидуальные, гендерные особенности младших школьников. Эффективность любого метода, организационных форм, содержания зависит от доверительных взаимоотношений между ребенком и взрослым, поэтому в духовно-нравственном воспитании целесообразно акцентировать внимание на гуманные, добрые, доверительные отношения.
© Янгирова.В.М.,Исмагилова А.Р., 2017
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение», 2009.